Комментарии

«Ответ Христа самарянке является настоящим рождением христианства»

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
иерей Антоний Ермошин
«Ответ Христа самарянке является настоящим рождением христианства»

Проповедь клирика Петропавловского кафедрального собора г. Казани, преподавателя Казанской духовной семинарии иерея Антония Ермошина в Неделю пятую по Пасхе, о самаряныне.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Христос воскресе!

В сегодняшний воскресный день Святая Церковь предлагает нам Евангельское чтение от Иоанна Богослова, в котором повествуется о встрече Христа с самарянкой у колодца. И вот в этой долгой беседе, начатой, казалось бы, простой просьбой Спасителя дать Ему попить воды, женщина понимает, что перед ней не просто человек, но что перед ней Обетованный Мессия. И, поняв это, она задает Ему один вопрос, который, пожалуй, выражает всё чаяние религиозное древнего человечества, будь то человечества ветхозаветного или языческого. Она спрашивает Его: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Ин. 4:20). И она просит ей объяснить, что есть правда. В ответ на это Господь не подтверждает ни то, ни другое, но говорит слова, которые она совершенно не ожидала услышать, и то, что по сути является некой революцией в религиозном сознании человечества. Христос ей говорит, что придет время — и оно уже настало — когда истинные поклонники Божии будут поклоняться ему не на этой горе и не в Иерусалиме, но будут поклоняться ему в духе и истине. И вот этот неожиданный ответ является, наверное, настоящим рождением христианства.

В сегодняшнем чтении из Деяний апостолов мы слышали, как в дни проповеди апостолов в Антиохии ученики Господни впервые начали называться христианами. Но назвавшись так, мы понимаем, что христианство было уже до этого, и можем, пожалуй, сказать, что в этот момент, когда Господь в Своей проповеди озвучил, что истинные поклонники Божии будут поклоняться Ему в духе и истине — вот это можно назвать рождением христианской веры. И, слыша это, мы должны с вами прекрасно понимать, что, к сожалению, в дальнейшем очень часто люди нашей Церкви по несовершенству вновь спускались на прежний уровень — на уровень ветхозаветного восприятия Бога, когда обрядную сторону ставили выше, когда считали — и сегодня многие из нас так и продолжают в своей жизни практиковать — что внешние некие действия являются гарантом, способом нашего обращения к Богу. Таким образом, мы отходим от идеи поклонения Богу в духе и истине. Это еще и еще раз должно укреплять нас в том, что до сегодняшнего дня актуальны те слова, которыми апостол Иоанн Богослов заканчивает одно из своих посланий: «Дети, храните себя от идолов» (1Ин 5:21). А идол, как мы понимаем — это не только некое изваяние языческого божества. Идол — это всё, что заменяет в нашей жизни Бога, всё, что отодвигает для нас его с первого места, ставит на его место некие наши жизненные интересы. Может быть, иногда и важные, но если для нас на первом месте становится семья или деньги, или еще что-то, некие идеи, идеология, политика, всё, что отодвигает Бога с первого места, всё, что не дает нам всецело посвятить свои мысли, размышления о Боге — всё это становится для нас идолом, отделяющим нас от поклонения Богу в духе и истине.

Дай Бог, чтобы эта беседа, которая была начата самарянкой со Спасителем, но которая не закончилась в тот день и продолжает совершаться в Церкви Христовой до сего дня, звучала в сердце каждого из нас, и чтобы каждый, беседуя со Спасителем, подобно той самарянке сумел услышать то, что Он хочет нам сказать. А Он хочет нам сказать одно: «Чадо, дай мне свое сердце». Он ждет от нас, что мы всего себя посвятим на общение с ним. Это не значит, что мы должны отказаться от всего остального в земной жизни, но именно Господь должен быть для нас на первом месте, а всё остальное мы должны отложить. Отложить всякое житейское попечение, и тогда и оно будет нас устроять, и никогда оно не станет для нас идолом, которому мы бы посвятили свою жизнь. И дай Бог, чтобы по молитвам этой самарянки, которая, обратившись, стала ученицей Христовой, а в будущем приняла и мученический венец за Него, Господь и нас принял в такое же общение, как преобразил ее грешную жизнь, и так же преобразил жизнь каждого из нас. Аминь.

Теги:
иерей Антоний Ермошин
Самарянка
христианство
проповедь
 
 

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации