Комментарии

«Бог любит человека так, что в Своём естестве нас преобразил, вознёс выше ангелов»

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
протоиерей Владимир Головин
«Бог любит человека так, что в Своём естестве нас преобразил, вознёс выше ангелов»

Слово протоиерея Владимира Головина в день праздника Вознесения Господня

 «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный,  и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Сегодня эти слова кондака праздничного пелись в церкви. Они раскрывают смысл того, что мы сегодня с вами празднуем. Христос Спаситель есть воплотившийся Бог. В нашем русском сознании, на уровне народном, Иисуса Христа воспринимают только Богом. Это ложь! Господь наш Иисус Христос не есть только Бог, но Богочеловек. Бог и человек, два естества в одной личности, в одном лице. Поэтому, когда мы обращаемся к Господу Иисусу Христу, как Фома: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20:28), мы поступаем правильно. Но когда мы обращаемся к Нему, как говорили мироносицы, «Учитель», мы тоже говорим верно. Ибо видим в Нём и Божественное естество, и естество человеческое.

Мы с вами помним, как Господь Иисус Христос называл земных человеков, апостолов — «братья». Воскресший и явившийся Марии Магдалине Господь говорит: «... иди к братьям Моим и скажи им... » (Ин. 20:17). Поэтому, если мы с вами обратимся к Иисусу Христу, как обращался Он к нам и скажем: «наш Небесный Брат», мы нисколько не погрешим. Монофизитское понимание Иисуса Христа только как Бога несвойственно для православных. Он есть Бог и Человек. Почему мы сегодня об этом говорим? А потому что это сегодня особо переживает Церковь в празднике Вознесения. Всесовершенный, Непостижимый, Неприступный, Невидимый, Невыразимый Бог, второе Лицо Святой Троицы, Сын Божий пришёл в мир, став во всём подобным нам человеком. Один в один, такой, как мы, кроме греха.  Он прожил нашу человеческую жизнь. Он не понаслышке знает, как людям бывает тяжело и больно, как, например, давит уныние и тоска, как предают, причиняют физическую или душевную боль. Он это знает опытно. Но, будучи, Совершенным Богом, став во всём подобным нам, кроме греха, человеком, Он в Самом Себе естество Божественное и человеческое соединил неразрывно, неразлучно и навечно. Силой естества Своего естество человеческое преобразил. Сегодня об этом так много говорилось во время богослужения, что Христос в нас, падших, оделся, что Он во всём уподобился нам, что Он вошел в естество наше силой Своего Божественного естества наше человеческое естество преобразил. Он не просто говорил правильное учение, Он не просто указал путь спасения, Он само наше естество, нашу плоть, нашу душу, наши мысли, наши чувства, нашу волю в Самом Себе преобразил. Церковь сегодня поёт, что Он обновил, преобразил Адама падшего. Он совершил это всем образом Своего земного бытия, и Своим учением и Своими страданиями и Воскресением, наипаче Вознесением Своим.

Сегодня во время чтения канона мы слышали, что Христос в вечности с ангелами пребывая, взирает на Свои раны. Сегодня в каноне сказано, что, когда ангелы видели возносящегося Христа, видели «... обожившуюся плоть... », говорили «... воистину Сей есть Бог наш... » (Тропарь 9-й песни канона Вознесения). Самим фактом Вознесения Господь Иисус Христос наше человеческое естество в Самом Себе вознёс выше ангелов, ввёл в глубины естества Божественной таинственной Троицы и нас посадил на престоле Божественном, обожил, обоготворил, преобразил окончательно.  Через десять дней мы будем принимать дар Святого Духа в день Пятидесятницы. Духом Святым это обожение Господь дарует каждому, кто желает его принять, вживляя в каждого человека дар Святого Духа.

Мы сегодня можем сказать, что там, в непостижимых глубинах естества Божественного, в глубинах тайны Святой Троицы наше человеческое естество. Кем же Бог считает нас по отношению к Себе, если нас ввёл в глубины Своего естества? Это как же нужно любить, как ценить нас нужно, чтобы ради нас пойти на такое?

Сегодня всё богослужение наполнено словом, которое в разных формах встречается. Точнее, два слова: «Жизнодавец» и «Человеколюбец». Мы — православные — привыкли в храме к многим терминам и когда слышим «Человеколюбец», думаем: «Ну да — Человеколюбец», — перекрестились, поклонились и дальше продолжили участвовать в службе. А если вдуматься в это слово? Человеколюбец... Любящий человека неизменно, неколеблемо, неотступно. Любящий нас так, что в Своём естестве нас преобразил, вознёс выше ангелов. Соединил с Собою навсегда. И поэтому мы можем сегодня сказать:  «Мы такие слабые и несовершенные, но Бог нас любит так, что поднял выше ангелов». Нам немного нужно, чтобы ответить на любовь Божью. Он не ждёт от нас ничего, кроме веры и ответной любви. А уж что связано со спасением, Он уже совершил в самом Себе. Небольшое лишь усилие с нашей стороны: дать этому дару вживиться в нас и тем самым совознестись вместе с Ним выше ангелов. Поэтому сегодняшний день не может быть переживаем по-другому, кроме как по-праздничному.

Мы сегодня торжествуем наше вышеангельское состояние. Поэтому в этот день далеко не случайно храмовое облачение, наше с вами облачение, белого цвета. Это одежда ангелов. Мы введены в глубины чистоты Божественной и своей одеждой подчеркиваем эту правду, которую несёт для нас Христос, несёт для нас с вами Церковь. От всей души рады поздравить всех с этим нашим общим православным торжеством и желаем того, о чём сегодня молились: чтоб Господь дал нам силы совознестись вместе с Ним. Совознестись верой, покаянием, добрыми делами и молитвой, преданностью Ему и благородностью. Чтобы и в день, который будет для каждого из нас днём последнего суда, мы вместе с Ним были совознесены. Вспомним слова апостола Павла, написанные в послании к фессалоникийцам, где он говорит, что в конце света праведники будут взяты на воздух, будут совознесены Христу. Христос Спаситель второй раз придёт в мир свыше, и все будут видеть Его исходящего с ангелами. При этом праведники будут совозносимы Ему навстречу силой Святого Духа (1 Фес. 14-17). Вот этого от всей души желаем. Дай, Господи, всем нам в день оный встретить Господа среди праведных и ангелов, совозносимых навстречу Ему. С праздником!

Теги:
протоиерей Владимир Головин
Вознесение Господне
 
 

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации