Комментарии

«Cмиренный человек способен не только слышать Бога, но и следовать Его воле»

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
протоиерей Виталий Кузьмин
«Cмиренный человек способен не только слышать Бога, но и следовать Его воле»

Евангельское чтение о чудесной рыбной ловле

Слово настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Нижнекамск протоиерея Виталия Кузьмина в Неделю 17-ю по Пятидесятнице 

Сегодня на литургии слышали рассказ евангелиста Луки о призвании первых апостолов. Упоминания об этом мы также встречаем в Евангелиях от Матфея, от Марка, но там только упоминание, а евангелист Лука повествует достаточно подробно.

Христос проповедовал на берегу озера, как всегда было много людей. А почему было много людей? Не потому ли, что все жаждали услышать Слово Божие? Нет, просто раньше не было ни газет, ни телевидения, ни интернета, а тут что-то новенькое. Многие слушали просто любопытства ради. Толпа людей окружила Христа, а те, что стояли сзади, теснили тех, кто стоял впереди, тоже желая все услышать. Таким образом, Христа медленно, но верно оттесняли к берегу, к самой воде. Он увидел на берегу две лодки, рядом с которыми стояли рыбаки и вымывали сети. Он вошел в лодку, которая была Симонова, попросил его отплыть немного от берега, и начал учить народ из лодки.

Почему Он вошел именно в Симонову лодку? Там же было две лодки. А потому что Христос узнал Симона. В четвертой главе Евангелия от Луки было сказано, что до этого они уже встречались. Христос был приглашен в дом Симона и исцелил его тещу. В наше время, если теща заболеет, может, кто-то даже и обрадуется этому, а в то время старших любили, ценили и уважали. Симон по местным врачам побегал, но они не помогли. Потом он пригласил Христа в свой дом.

На берегу Симон тоже узнал Его и с радостью и благодарностью предоставил Ему свою лодку, тем более, что рыбная ловля закончилась. Христос, как сказано, учил сидя, потому что лодка была небольших размеров и ее чуть-чуть раскачивало на волнах. Но Его все равно было хорошо видно, потому что люди на склоне берега расселись, как в амфитеатре. Звук по воде распространяется хорошо, поэтому все Его хорошо слышали.

Евангелист Лука говорит, что Христос учил, а чему учил — не говорит. О чем была эта беседа, что это была за проповедь — неизвестно. Может быть, позже было об этом сказано, так как Спасителю приходилось повторяться, люди были разные. Может, Он говорил то же, что потом повторил на Нагорной проповеди. Но евангелист сделал акцент на другом: «Перестав учить, Иисус сказал Симону: «Отплывите на глубину и закиньте сети для лова». Симон ответил: «Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть».

Симон в недоумении. Он работает веслами, плывет на глубину, куда ему сказали, и думает: «Ты, Наставник и Учитель, нравственность проповедуешь. Лучше Тебя этого никто не сделает. Но учить профессионального рыбака рыбу ловить? Мы уже сети почистили, все помыли, устали. Пора идти домой отдыхать. Всю ночь трудились». Симон ворчит, но делает так, как ему сказали, хотя и без особого желания. Если бы он с желанием это делал, то молча отплыл бы на глубину и закинул сеть без комментариев. Это очень напоминает притчу о двух сыновьях (Евангелие от Матфея, 21 глава), когда на предложение отца пойти поработать в винограднике один из сыновей сначала ответил отказом, но потом, раскаявшись, все-таки пошел. Другой же сын сказал, что пойдет, но сам не пошел. Христос спрашивает: «Кто исполнил волю отца?» Понятно, что первый сын, ведь тот хоть и сказал, что не пойдет, однако пошел и поработал. Так же и Петр — хоть и ворчит и не хочет, однако делает то, что ему сказано. За свое послушание, хоть и ворчливое, он получил награду — в сети попалось столько рыбы, что еле смогли дотащить на двух лодках до берега.

Так же и мы — нам часто не хочется выполнять волю Божию: молиться не хотим, посетить больного человека некогда. Муж орет — надо бы промолчать, а в ответ не только ему, но и детям еще заодно достается. Если ты хочешь Божью рыбку поймать, то ты должен делать не то, что тебе хочется, а то, что Бог велит. Чуть-чуть поворчать, как апостол Петр, можно, конечно, но, главное, человеку надо делать то, что от него требуется.

Когда Петр увидел такое изобилие рыбы, он в изумлении упал на колени. В Евангелие написано: «Ужас объял его и всех, бывших с ним». Иисус сказал ему: «Не бойся. Отныне будешь ловить человеков». Рыбаки вытащили лодки на берег, а затем, оставив все, последовали за Христом. Вот так происходило призвание апостолов.

Вопрос: почему Спаситель выбрал на ответственное апостольское служение этих безграмотных, не умеющих читать и писать, постоянно пахнущих тиной и чешуей, ничего не видящих, кроме рыбы и моря, мужиков? Ведь были же люди гораздо умнее, способнее, образованнее и приятнее. Почему Спаситель выбрал именно их? Критерий выбора известен. Господь от нас его и не скрывает. Может быть, рыбаки обладали скрытыми организаторскими или умственными способностями? Нет. А что тогда? Конечно, это смирение. Потому что смиренный человек способен не только слышать Бога, но и следовать Его воле.

Эти простые мужики привыкли всегда полагаться на волю Божию. А как же иначе? Каким бы способным и удачливым рыбаком ты ни был, ты ничего не поймаешь, если Господь тебе погоды не даст. Ты ничего не поймаешь, если Господь тебе здоровья не даст, и у тебя семья голодной останется. Сердца этих людей всегда были настроены на Божью волну. Они знали, что без Бога — не до порога. А умные и образованные надеются, конечно, в первую очередь на себя, на свой ум. У них все рассчитано, у них и кубышка есть на всякий случай. И с Богом у них все по-деловому: «Господи, я Тебе свечку поставлю. Ты уж, если что, не вмешивайся. Сам знаешь, всякое в жизни бывает. Если дела хорошо пойдут, то я Тебе храм воздвигну. Договоримся». Но Богу наши ресурсы не нужны, Ему нужны мы сами. Зачем Ему твой храм, если ты в храм не ходишь? Зачем Ему твои свечки, если в твоем сердце молитва не горит?

У нас с Богом должны быть не договорные отношения и не партнерские, а родственные. У нас с Богом должны быть отношения, как у сына с отцом. Аминь.

Теги:
Евангельское чтение
воскресное евангелие
протоиерей Виталий Кузьмин
 
 

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации