Комментарии

«Бог не может изменить нас, не заручившись от нас согласием на это изменение»

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
протоиерей Виталий Кузьмин
«Бог не может изменить нас, не заручившись от нас согласием на это изменение»

Проповедь настоятеля Покровского храма г. Нижнекамск протоиерея Виталия Кузьмина в Неделю 20-ю по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы с вами в евангельском чтении слышали притчу о сеятеле. Когда её читаешь, то всё вроде бы понимаешь, тем более что Господь сам её объясняет. Это единственная во всём Новом Завете притча, которую Христос рассказывает и истолковывает.

И вроде бы всё понятно. Сеятель сеял, то есть разбрасывал семена в различные места. Одно семя упало на дорогу, другое упало на каменистую почву, третье – в тернии, а четвёртое упало на добрую землю. В притче сказано, что принесло плод только то зёрнышко, которое упало на добрую землю. Получается, что на добрую землю упало каждое четвёртое зёрнышко, то есть 25% всех семян. А 75% упало на камни, на дорогу и в тернии. Но это как надо сеять, чтобы больше половины семян на пашню не попало? Ты вспаши поле, сделай борозды, а потом аккуратненько сей в эти борозды. Так ведь нет – больше половины семян пропало. Почему? Этому есть только одно единственное объяснение: сеятель специально сеял на камни, на дорогу и в тернии. Спрашивается, почему? Ведь каждый земледелец знает, что на камне ничего не вырастет. Так зачем там сеять? Зачем вообще туда ходить? А ответ мы находим в 9-й главе Евангелия от Матфея, где Христос говорит: «Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию». То есть специально пришёл сеять не на добрую землю, а на каменистую почву. Пришёл сюда, чтобы сделать из этого песка и камней цветущий сад. Да, наши сердца истоптаны, но Он специально пришёл ради нас. Он пришёл в этот заброшенный сад, чтобы восстановить его. Но как это возможно? Господи, ну Ты же видишь, что каждое Твоё зерно выклёвывается. Ты же видишь, что каждое Твоё слово заглушают наши худые помыслы, наши пустые разговоры, наши житейские заботы и наше желание пожить в своё удовольствие. Каждое Твоё зерно падает на камень – нашу злость, обиду и зависть, и потому не прорастает. Оно же не может на камне вырасти. Но Господь отвечает и на этот вопрос. В 3-й главе Евангелия от Матфея сказано: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». Может из камней воздвигнуть, то есть Он может наше каменное сердце переделать в плодородную почву. Он может изменить нас. Но чтобы это преображение, это изменение, это чудо произошло, необходимы три компонента, три условия. Первое – это сила Божия, второе – это желание Бога это сделать, и третье – это желание самого человека. Бог не может изменить нас, не заручившись от нас согласием на это изменение. И он рассказал эту притчу специально для того, чтобы получить этот недостающий компонент – волевое усилие самого человека. Он эту притчу рассказал, чтобы мы узнали в ней самих себя. Чтобы мы сказали: «Да, Господи, у меня не сердце, а камень, и я ничего не могу с этим поделать. Я не хочу жить духовной жизнью, меня это никак не привлекает. Я не могу своё каменное растолочь в песок, удобрить его и оросить живительной влагой, чтобы оно превратилось в живительную, плодородную почву. Я не могу этого сделать».

Но когда человек признаёт свое бессилие, признаёт свою окаменелость, то происходят удивительные вещи. Потому что признание – это начало покаяния. А покаяние способно не то что камни переплавить – оно способно железобетон превратить в пыль. Лишь бы человек сам этого хотел, сам этого желал. Потому что это зёрнышко, это Слово Божие содержит в себе колоссальную возрождающую силу. Ведь не зря Церковь настаивает на ежедневном чтении Слова Божия. Поэтому Слово Божие мы читаем и на Литургии, и на вечерней службе, и на утренней, а также должны читать и в кельях, и у себя дома. Часто приходится слышать от человека на исповеди: «Не читаю Священное Писание, потому что желания нет, а заставить себя очень тяжело». Это понятно, потому как у больного человека нет аппетита, он не хочет ничего есть. Но врач говорит: «Ты должен кушать, ты должен есть, чтобы выздороветь». Так же и у нас. У наших больных душ нет аппетита к Слову Божиему, нет аппетита к молитве. Но ты всё равно читай, питай свою душу! Ведь сказано: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Ещё в Ветхом Завете есть такие слова: «… мерзость молитва того, кто уклоняет ухо своё от слышания Закона Божия». Это значит, что не принимаются молитвы тех, кто не читает Слова Божиего, кто не читает Священного Писания. Вот дай Бог, чтобы это Слово Божие смогло прорасти в наших сердцах и принести плод, как в притче сказано, кому-то в 30 крат, кому-то в 60, а кому-то и в 100.

Аминь.

Теги:
Притча о сеятеле
проповедь
протоиерей Виталий Кузьмин
 
 

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации