Комментарии

«В Церкви есть все необходимое для нашего лечения и для нашего спасения»

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
протоиерей Виталий Кузьмин
«В Церкви есть все необходимое для нашего лечения и для нашего спасения»

Притча о милосердном самаряныне

Проповедь настоятеля Покровского храма г. Нижнекамск протоиерея Виталия Кузьмина в Неделю 24-ю по Пятидесятнице.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня мы с вами в Евангелиевском чтении слышали притчу о милосердном самарянине, который оказал помощь страждущему человеку, а не прошел мимо, как это сделали остальные. Смысл этой удивительной притчи в том, что твой ближний – это любой человек, встречающийся на твоем пути. Потому что боль и страдания может испытывать каждый человек, и это не зависит ни от расы, ни от национальности, ни от религии. У одних людей белая кожа, у других – желтая, у третьих – черная, но боль они все испытывают одинаковую. Понятно, что всех одинаково любить мало у кого получается. Но нужно осознать, что каждая человеческая личность имеет абсолютную ценность. Наверное, мы сразу не сможем полюбить своего врага, но посмотреть на него через призму Евангелия мы можем. Мы можем убедить себя в том, что Христос умер на Кресте и за него тоже, а, значит, и в нем есть что-то достойное смерти Христовой. Значит, он тоже – творение Божие, созданное по Его образу и подобию.

Но, кроме этого, в притче еще имеется символический слой, который вмещает в себя всю историю мировую – от начала и до конца, от сотворения мира до второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Притча о милосердном самарянине, я специально подсчитал, состоит из четырех предложений. Вот в эти четыре предложения умещается вся история и вся Библия. А как расшифровать символический слой притчи? Святые отцы уже давно все разложили по полочкам. По мнению святых отцов, человек, шедший из Иерусалима в Иерихон, на которого напали разбойники, – это  наш праотец Адам, а в его лице и все человечество. Иерусалим – это образ присутствия Божьего, Иерихон – образ греха и порока. Адам и Ева не устояли перед искушением, и были вынуждены покинуть Небесный Иерусалим, то есть рай. Адама и Еву низвели на землю, в Иерихон, где их поджидали различные беды и невзгоды. Разбойники, которые напали на человека, – это демонические силы. Раны – это греховные язвы. Священник и левит, которые прошли мимо израненного человека, – это ветхозаветная Церковь, которая сама по себе не могла спасти человека. А вот милосердный самарянин – это  Господь наш Иисус Христос. Давайте вспомним главу 8 Евангелия от Иоанна. Фарисеи спросили Христа: «Не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?» Христос на это ответил: «Во мне беса нет». Он возразил насчет беса, но не сказал, что не является самарянином, хотя слово «самарянин» для иудея было ругательным.

И вот этот самарянин останавливается возле израненного человека. Он перевязывает ему раны, возливая масло и вино. Что такое масло? Масло – это образ помазания Святым Духом. Это миропомазание, крещение. Что такое вино? Вино – это образ Христовой Крови. Это причастие. Что такое повязка? Это образ благодати Божией. Все это основные Таинства Церкви. Затем самарянин довез страждущего человека до гостиницы. Что такое гостиница? Гостиница – это Церковь Божия, в которой есть все необходимое для нашего лечения. Кто такой гостиник? Это священнослужитель, которому Господь поручил заботиться о пастве. Два динария, которые самарянин дал гостинику, – это Священное Писание и Священное Предание. И, наконец, обещание самарянина зайти в гостиницу на обратном пути, чтобы рассчитаться до конца, – это указание на второе пришествие Иисуса Христа. Когда Он, как сказано в главе 16 Евангелия от Матфея, придет и воздаст каждому по делам его.

Вот такая очень емкая и содержательная притча. Мы с вами стоим сейчас в храме – это значит, что каждого из нас Господь привел в гостиницу, где мы лечим свои греховные раны. Всякий раз на исповеди мы слышим такие слова: «Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отъидеши». Храм – это врачебница, это больница. И в храме всегда много больных, страждущих и несчастных людей. Не стоит ожидать здесь встретить идеальных людей. А то, бывает, люди подходят и говорят разочарованно: «Я себе церковь по-другому представлял. Это совсем не то…» А что ты представлял? Что тут все с крылышками? Что тут все улыбаются друг другу? Нет, это больница. Тут раны, кровь, гной и бинты. Церковь иногда похожа на сумасшедший дом – кого тут только нет.

Ведь Господь специально создал Церковь для духовно увечных людей. Для духовно слепых, которые уже не понимают, где добро, а где зло. Если тебе не нравится такая Церковь, то попробуй поискать другую – с идеальными людьми. Но помни: как только ты ее найдешь, эту совершенную церковь, она тут же перестанет быть совершенной, потому что ты своим несовершенством исказишь ее. Так что не надо никуда ходить и не надо ничего искать. Здесь есть все необходимое для нашего лечения и для нашего спасения. Господь никогда не прячет Своих сокровищ. Он и Сам никогда не прячется, никогда не проходит мимо. И от нас требуется только одно – позволить Ему перевязать нас, позволить Ему возлить на наши раны масло и вино. И мы должны поблагодарить Его за эту помощь, но не только. Мы должны научиться поступать так же – помогать ближнему, не проходить мимо чужой боли и страдания.

Бог действует в этом мире человеческими руками – твоими, моими, нашими руками. Посмотри на свои руки. Это руки Божии. Позволь Богу действовать в этом мире твоими руками, потому что у Него нет других рук, кроме человеческих. Аминь.

Теги:
притча
притча о милосердном самаряныне
Церковь
протоиерей Виталий Кузьмин
 
 

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации