Комментарии

«Ни один человек не останется сиротой – Бог готов принять его как своего ребенка»

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
протоиерей Виталий Кузьмин
«Ни один человек не останется сиротой – Бог готов принять его как своего ребенка»

Родословие Господа нашего Иисуса Христа

Слово настоятеля Покровского храма г. Нижнекамск протоиерея Виталия Кузьмина в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым.

Сегодня на Литургии мы с вами читали 1-ю главу Евангелия от Матфея, где приводится родословная Иисуса Христа. Некоторые считают эту главу самой неинтересной во всем Новом Завете. Тот родил этого, этот родил другого – эту страницу хочется перелистнуть поскорее, тем более что мы с вами знаем, что Матфей писал эту родословную специально для евреев, поскольку для них родословная имела большое значение. Пусть, мол, они и читают, а нас это не касается. Однако на самом деле касается, потому что это родословная царского еврейского рода. Но в этом роду были и язычники. Например, хеттеянка Рахав была язычницей. Моавитянка Руфь, являющаяся прабабкой царя Давида, – тоже. Выходит, что и наши с вами предки в ветхозаветные времена были язычниками. Поэтому и мы, хоть и косвенно, но все-таки имеем отношение к этой родословной.

Апостол Матфей начинает свое повествование так: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова». То есть Матфей связывает происхождение Христа с родом Давида и с родом Авраама. Он делает это потому, что для каждого иудея происхождение Христа от Давида и Авраама является самым важным доказательством мессианского достоинства. Поскольку именно Давиду и Аврааму было дано обетование, что их потомок воссядет на престоле и воссядет навечно. И Матфей показывает, что это пророчество сбылось. Что больше не надо ждать Мессию, так как Он уже пришел.

Но почему Матфей вспоминает Иосифа? Ведь Иосиф же не является отцом Иисуса Христа. А потому что для Матфея важно передать точность не физического происхождения Младенца, а юридического. Он хочет доказать статус Иисуса Христа как потомка царя Давида. Иосиф, обручник Марии, дав имя Младенцу Иисусу, тем самым усыновил Его по закону Божиему, и, следовательно, передал ему права на наследство. Тем более Мария была из того же колена, что и Иосиф – из колена, которое ведет к царю Давиду. Что и указал потом евангелист Лука уже в своем родословии (Евангелие от Луки, 3-я глава).

Как мы видим, Матфей делит родословие на три части. Он пишет: «Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов». Он акцентирует наше внимание на числе четырнадцать, три раза повторяя его. Почему он это делает? Дело в том, что в древнееврейском языке цифры обозначались буквами алфавита – как и в церковнославянском языке. Если сложить цифры, соответствующие буквам имени Давида, то получится четырнадцать. Мы видим, что даже таким образом Матфей хочет показать евреям, что Христос является потомком Давида.

Те, кто внимательно изучает Ветхий Завет, заметят, что в родословии, которое дает Матфей, пропущено несколько имен. Он пишет, что «Иорам родил Озию», но это не так. Между Иорамом и Озией пропущено три поколения, и есть еще одно место, в котором пропущено поколение. Но почему Матфей исключил из родословия несколько поколений? Может, он специально хочет сохранить число четырнадцать? Нет. Оказывается, пропущенные Матфеем цари – четыре человека, были отступниками. Они уклонились в язычество, то есть предали своего Бога. А как пишет тот же Матфей в 12-й главе, всякий грех простится человеку, кроме хулы на Духа Святаго. Хула на Духа не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. А что такое хула на Духа Святаго? Это сознательное сопротивление человека истине. Пропущенные цари пошли против истины, поэтому они и были вычеркнуты Матфеем из родословия.

Есть еще один интересный момент. Деление родословия на три части указывает на три формы правления. Сначала правили патриархи – Авраам, Искаак и Иаков. Затем правили монархи, а после монархов был период политического плюрализма. Как говорит Иоанн Златоуст, от смены политического строя люди лучше не становятся. Как грешили при патриархах и царях, так грешат и сейчас. Спасение заключается не в политическом строе, каким бы совершенным он ни был. Спасение – только в Господе нашем Иисусе Христе.

Читая родословие Господа нашего Иисуса Христа, можно заметить, что оно отмечено грехом и пороком. Царь Давид, занимающий центральное место в родословии, был великим грешником. Он совратил жену своего ближнего, а затем усугубил свой грех, заказав убийство мужа своей любовницы. Женщины, которые упоминаются в родословии, – Фомарь, Раха, Руфь, Вирсавия – имеют запятнанную репутацию. Но Сын Божий не погнушался войти в эту замутненную грехом человеческую семью. Это значит, что Он не погнушается и нами. Он не боится испачкаться о нас. Он пришел сюда ради нас, и спустился до самого дна ада. Потому что считает нас с вами своей семьей. Ни один человек, каким бы он ни был, не останется сиротой. Бог готов принять его как своего ребенка. Бог хочет обнять нас, поэтому мы не должны отворачиваться от Него. Мы с вами знаем, каково это – жить без Бога. В этом нет ничего хорошего. Поэтому давайте поклонимся Христу и скажем: «Господи, как же хорошо быть с Тобой! Не отпускай нас от Себя, потому что жизнь – только с Тобой и в Тебе!».

Теги:
Родословие Иисуса Христа
проповедь
воскресное евангелие
протоиерей Виталий Кузьмин
 
 

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации