Комментарии

«Не наши заслуги возвеличивают нас в очах Божьих, а наше смирение»

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
протоиерей Виталий Кузьмин
«Не наши заслуги возвеличивают нас в очах Божьих, а наше смирение»

Неделя о мытаре и фарисее

Слово настоятеля Покровского храма города Нижнекамска протоиерея Виталия Кузьмина в Неделю о мытаре и фарисее. 

Сегодняшнее воскресенье называется «Неделя о мытаре и фарисее». Мы с вами знаем, что именно с этого дня начинается подготовка к Великому посту. Ровно через три недели начнется Великий пост. И Церковь этой притчей задает нам направление, чтобы мы правильно вошли в Великий пост и правильно его провели. Господь этой притчей показывает, чего же Он хочет от нас, чего ждет от нас. Он ждет от каждого из нас не просто внешних, формально хороших поступков, а в первую очередь Он ждет от нас изменения внутренних качеств души. И вот нам предлагается эта притча.

Два человека пришли в храм помолиться. Один вроде как хороший, а другой вроде как плохой. Хороший – это, понятно, фарисей. Он так про себя и говорит: «Господи, благодарю тебя, что я не как прочие люди – прелюбодеи, обидчики, пьяницы».  Он, кстати, не врал, а говорил правду. Он действительно много молился, много постился, много жертвовал. Он говорит: «Я не пьяница, я не прелюбодей, я не грабитель. Я веду нормальную человеческую жизнь». Все верно, все справедливо. Но тогда почему Господь его, такого хорошего и такого положительного, не оправдал? А потому что молитва этого человека имела два маленьких слова, которые все испортили. Первое слово – это «я». «Я не таков, как прочие. Я пощусь, я жертвую». Но это уже не молитва, а какое-то самохвальство. Человек и не нуждался в Божьем оправдании – он же вон какой. Второе слово – «как». «Я не такой, как прочие люди. Я не такой, как этот мытарь». То есть для него лицезрение самого себя было иллюстрацией никчемности других людей. Ну а кто такой мытарь? Это сборщик налогов в пользу оккупационной римской власти, который еще и наживался на этом, притесняя бедных людей. Мы знаем, что мытари быстро обогащались. А где много легких денег, там наверняка и пьянство, там наверняка и блуд. И, тем не менее, именно этого, можно сказать, негодяя, этого закоренелого грешника Господь оправдал. Спрашивается, почему? Ну, мытарь был оправдан просто потому, что он просил оправдания, он его жаждал, он молил об этом. В то время как фарисей ничего у Бога не просил, он же сам себя оправдал, он же очень был доволен собой, а мытарь, несмотря на свои грехи, имел одно особенное качество. Одно качество, с которого все и начинается. Качество, с которого начинается христианство, с которого начинается духовная жизнь, с которого начинаются заповеди Евангелия. Что это за качество? Это смирение. Как сказано в притче, мытарь стоял у входа, не смея поднять глаз к небу, ударял себя в грудь и произнес слова, которые стали потом молитвой многих поколений христиан. Он сказал: «Боже, милостив буди мне грешному». Это ведь Иисусова молитва. В более развернутом виде она выглядит так: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Как-то пришел один молодой человек и говорит: «У меня к вам, батюшка, просьба большая. Мы хотим взять квартиру в ипотеку, а нам никак не одобряют, помолитесь уж, пожалуйста!». Конечно, помолимся, потому что очень важно иметь свой угол, свою крышу над головой. Господь поможет. Но, хочешь, я тебе дам ключи от квартиры прямо сейчас? Только не от этой квартиры, а от квартиры в Царствии Божьем. Можешь выбрать однокомнатную, можешь двухкомнатную, а можешь вообще особняк. Этот ключ открывает все двери, и не надо ни ипотеку брать, ни кредиты. Просто бери и пользуйся. Тебе нужен этот ключ? Он говорит: «Да. Мне этот ключ нужен». Ключ у меня в кармане. Я всегда эти ключи ношу с собой в кармане. Вот этот ключ, даже еще в пакетике. Это такой магнитик, который можно на холодильник прикрепить. На нем написано «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Вот этот ключ, который открывает все двери. Если ты будешь творить эту молитву, квартира в Царствии Божием тебе обеспечена. Он говорит: «А есть еще какие-нибудь условия?». Нет, никаких условий. Но ты должен не читать эту молитву, а именно творить. В слове «творить» тот же корень, что и в слове «творчество». То есть молитва для тебя должна стать творчеством, а творчество подразумевает полное погружение в процесс. Творчество подразумевает максимальное внимание, то есть эту молитву надо творить как можно внимательнее и как можно чаще: стоя, сидя, лежа. В любом положении. Если ты будешь творить эту молитву, и если мы будем творить эту молитву, то очень скоро у нас возникнет чувство постоянного присутствия Божьего. А когда ты постоянно чувствуешь Бога рядом с собой, хочешь ты или не хочешь, ты начинаешь сообразовывать свою жизнь с заповедями Божьими. Ты начинаешь сообразовывать свою жизнь с волей Божьей и совсем не обязательно ждать Царствия Божьего после смерти. Господь сказал: «Царство Божье внутри вас есть». Мы можем войти туда еще здесь, живя на земле. И, что удивительно, этот ключ от небесной квартиры дал нам этот закоренелый грешник – мытарь. Оказывается, не апостол Петр раздает ключи от рая, а вот эти грешники и мытари. И вспоминая сегодня эту притчу, мы не будем осуждать фарисея, потому что Господь его представил нам не для осуждения. Он и сам его не осудил, а сказал, что фарисей вышел из храма менее оправданным, чем мытарь. Просто Господь хочет сказать нам: «Не молитесь так, как молился этот фарисей. Не делайте так! Не останавливайтесь только на внешнем, не останавливайтесь только на достигнутом! Идите дальше!». И помните, что не наши заслуги возвеличивают нас в очах Божьих, а наше смирение. Как сказал псалмопевец Давид: «Сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит».

Теги:
Великий пост
подготовительные недели к Великому посту
Неделя о мытаре и фарисее
 
 

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации