Комментарии

«Отец наш Небесный каждого приглашает во святая святых Божественной жизни, надо принять это приглашение»

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
протоиерей Виталий Кузьмин
«Отец наш Небесный каждого приглашает во святая святых Божественной жизни, надо принять это приглашение»

Слово настоятеля Покровского храма города Нижнекамска протоиерея Виталия Кузьмина в Неделю о блудном сыне

Сегодня мы с вами на Литургии читали притчу о блудном сыне. Эта притча читается ровно за две недели до Великого поста. Она удивительна, потому что в ней как-то особенно ярко раскрывается образ любящего отца, образ любящего Бога. Примечательна она еще и тем, что в эту притчу вмещается вся библейская история. Как по одной молекуле ДНК можно судить обо всем человеке, так по этой притче можно судить обо всем Священном Писании. Тут мы видим и грехопадение Адама, и жизнь человечества вне Бога, и то, что делает Бог для того, чтобы спасти человека.

Начинается эта притча так: «У некоторого человека было два сына, которые ему помогали в хозяйстве». Так же и у Бога было два человека – Адам и Ева, которые тоже занимались какими-то хозяйственными делами. Они должны были возделывать райский сад, трудиться, познавать Бога, познавать мир – восходить от силы в силу. Вот райский сад – это только начала Царства Небесного. Начальная школа, так сказать. И человеку, созданному по образу и подобию Бога, была дана свобода – свобода воли, потому что если нет свободы воли, то, значит, нет и выбора. Бог специально подводит Адама к дереву познания добра и зла и говорит: «От этого древа не вкушай плода. В тот день, когда ты вкусишь, смертью умрешь». Это свидетельство того, что у человека есть выбор. Он может послушаться Бога, а может и не послушаться. Так же и отец наверняка показал сыновьям свои владения и сказал: «Вот здесь можно трудиться, а за территорию выходить не надо. Там пасут свиней, там нечисто». Свинья в Ветхом Завете – это символ нечистоты и скверны. То есть все приоритеты были расставлены, все спокойно жили и трудились. Но потом произошло вторжение третьей силы – инфернальной и демонической. Мы с вами помним, как дьявол в образе змея подошел к Еве и по-простому сказал: «Зачем это все? Зачем заморачиваться, зачем трудиться, зачем напрягаться? Съешь яблоко – и все! Ты можешь даже его не жевать, можешь не проглатывать – достаточно откусить. И сразу будешь как Бог! Раз – и все!». И в притче мы видим то же самое. У младшего сына те же мысли: «Зачем трудиться? Зачем ждать? Я хочу сразу быть как отец! Сам себе хозяин – что хочу, то и делаю». И он говорит отцу: «Дай мне часть имения!». Отец отдает ему, и он уходит. Сын откусывает это яблоко и уходит. Младший сын в притче – это образ Евы. Она тоже была младшая, и дьявол, действуя наверняка, подошел именно к ней – как к менее опытной. Но вслед за Евой и Адам отпадает от Бога. В притче то же самое – вслед за младшим сыном уходит и старший. Но как? Ведь старший сын вроде бы остался с отцом и никуда не ушел?! Да, он телом не ушел, но сердцем... сердцем он ушел от отца. Он сам в этом признается. Помните, как он сказал отцу: «Ты никогда не дал мне даже козленка, чтобы я мог повеселиться с друзьями моими!». А где повеселиться-то? Вне дома. Оказывается, радость у старшего сына была, как и у младшего – вне дома. Старший сын – тоже блудный сын. Хотя он и оставался с отцом, но радость его была на стороне. Мы узнаем в образе младшего сына человечество. Мы видим, как оно страдало, как оно деградировало, как скатилось в язычество и идолопоклонство.

И конечно, в этой притче мы видим не только священную историю, но и нашу собственную жизнь. Надо сказать, что каждый из нас поднимается к Богу по одним и тем же ступенькам. Что это за ступеньки? Они очень отчетливо в этой притче показаны. Их три, и у каждой есть свое название. Святые отцы называют первую ступень «путем раба», «рабским путем», вторую ступень – «путем наемника», а третью, последнюю, – «путем сына». Есть еще «нулевая» ступенька, находясь на которой человеку вообще нет никакого дела до Бога. Его нельзя уговорить встать на этот путь – на эту лестницу, ведущую к Богу. Можно приводить какие-то доводы и говорить как с Богом хорошо, но это малоэффективно, потому что человек сам должен этого захотеть. Сам. Но это происходит, к сожалению, только в одном случае – когда человеку становится очень больно или очень страшно. Как и младшему сыну – помните, да? Он одумался только тогда, когда ему стало страшно, холодно и голодно. Вот только тогда он захотел вернуться домой, к отцу. Разве у него проснулась любовь к отцу? Нет. Причина такого решения – хлеб. Он просто хотел быть сытым. Так же и человек – когда он первый раз приходит в храм, это не говорит о том, что у него проснулась любовь к Богу. Просто в его жизни что-то случилось, и ему стало больно или страшно. Эта первая ступенька называется «рабской», потому что раб работает не потому что он хочет, а потому что вынужден. Но мы видим, что младший сын все-таки встал и направился домой. Это уже какое-то движение, положительная динамика – начинается процесс покаяния. Дальше идет вторая ступенька – «наемническая». Находясь на этой ступеньке, человек как бы нанимается к Богу. Младший сын говорит: «Пойду к отцу. Скажу ему: «Согрешил я, и недостоин уже называться сыном, прими меня хотя бы в качестве наемников твоих!». То есть если на первой ступеньке человек бежит от боли, то на второй ступеньке у него другой мотив. Он бежит не от страха – он бежит к благу, к добру. Но чтобы встать на третью ступень, нужна рука отца. И мы видим, что любящий отец не забыл своего сына – он тут же выбежал ему навстречу. Там не сказано об уходе, там написано «выбегает» – он выходит из дома навстречу. Вот это образ того, что делает Бог для человека. Он выходит из самого себя, Бог! Он умоляет, Он истощает самого себя, и, будучи Изначальным, Он рождается во времени. Будучи Всемогущим, Он становится человеком. Будучи Бесстрастным, Он открывается страданию и боли. И, наконец, будучи Бессмертным, Он принимает смерть. Помните, что сказал отец в притче: «Приведите откормленного теленка и заколите». Заклание агнца – это символ жертвы Христовой. Возвращение человеку его сыновнего достоинства стало возможным только после искупительной жертвы Христовой. И только потом пир, только потом Пасха. А что это за пир, который описывается в конце притчи? А это евхаристический пир, который однажды начавшись, никогда уже не закончится. И мы видим, что старший сын остался вне этого пира, он не захотел войти. Отец выходит и за ним тоже. Он зовет его: «Мы ждем тебя! Этот пир и твой тоже». И Бог, Отец наш Небесный, выходит за каждым из нас. Он каждого приглашает во святая святых Божественной жизни. Конечно, надо принять это приглашение, потому что нас приглашают не в гости – нас с вами зовут домой. Аминь.

Теги:
Неделя о блудном сыне
подготовительные недели к Великому посту
воскресное евангелие
протоиерей Виталий кузьмин
 
 

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации