Комментарии

«От нас требуется не победить болезнь, а обнаружить её»

Дата публикации  Количество просмотров
«От нас требуется не победить болезнь, а обнаружить её»

Проповедь протоиерея Виталия Кузьмина в Неделю 3-ю по Пятидесятнице

«Светильник для тела есть око» — так начиналось сегодняшнее Евангельское чтение. В Евангелии сказано: «Если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло. Если око твое будет худо, то все тело твое будет темно». Что такое око? Око — это ум. Имеется в виду не только интеллект и логический аппарат, но и, как говорят святые отцы, сердечный ум. Орудием этого ума являются наши с вами чувства — зрение, слух, вкус и так далее. Человеческий ум посредством этих чувств анализирует предметы и явления, и объясняет их. А правильно он объясняет или нет, зависит от чистоты ума. Если ум чистый, то он всё воспринимает правильно. Если лукавый, то он всё воспринимает в негативном свете. Паисий Святогорец говорит: «Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит: «Насчёт цветов не знаю. А вот консервных банок, навоза, нечистот во-он в той канаве полным-полно». И муха начнёт по порядку перечислять тебе все помойки, на которых она побывала. А если спросить пчелу: «Не видела ли ты здесь в окрестностях какие-нибудь нечистоты?», то она ответит: «Нечистоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много благоуханных цветов!» И пчёлка начнёт перечислять тебе множество разных цветов — садовых и полевых». Как видим, одно и то же может восприниматься по-разному.

Например, муж с пришёл домой в хорошем настроении: начальник его похвалил, премию выделил. Как он воспринимает свою жену? Она стоит у плиты в халате с оторванным карманом, а на голове бигуди. Но она для него королева. А если кто-то испортит ему настроение на работе, то он начнёт к ней придираться, а, может, и скандал дома устроит. Почему так происходит? А потому что мы всегда избирательны. И это зависит даже не от настроения, а от чистоты ума. Например, человек может поехать в другой город, а там у него сломается машина. Один скажет: «Слава Богу! Господь этой малой поломкой спас меня от большей беды». А другой человек скажет: «Надо же! Специально в храм заехал, свечку поставил, чтобы в дороге ничего не случилось, а всё равно сломался. Бог меня не слышит, Богу до меня нет никакого дела». Как видим, ситуация одна и та же, а люди воспринимают её по-разному: один благодарит, а другой обвиняет.

В Псалмах сказано: «Всяк человек — ложь». Апостол Павел говорит: «Все согрешили, и лишены славы Божьей». В этом смысле мы слепые, потому что око наше худое, тёмное и грязное. Какая перед нами стоит задача? Наша задача — прозреть. Заменить грязное око на светлое и чистое. Но, к сожалению, эта задача является невыполнимой. Если бы мы с вами могли заменить грязное око на чистое, то тогда Богу не надо было бы приходить. Ему не надо было воплощаться, Ему не надо было жить среди нас, распинаться за нас. Он бы просто дал нам инструкцию через того же пророка Моисея. Он сказал бы: «Вот так делайте, вот это исполняйте и всё будет хорошо. Прозреете, всё будет нормально». Но мы настолько слепые и больные, ум у нас настолько зашлакован, что инструкции уже не срабатывают. Опция замены грязного ока на чистое для нас недоступна.

А что же для нас доступно? Что от нас требуется? От нас требуется не победить болезнь, а обнаружить её. Был такой случай. К старцу пришёл послушник и сказал: «Вот там один священник ангелов видит». На что старец ответил: «Ангелов видеть немудрено, вот грехи свои увидеть — это действительно достижение». Смотрите, он не сказал, что надо победить грех. Он сказал, что его надо обнаружить. Именно это от нас требуется. Когда ты видишь свой грех, когда ты чувствуешь зловоние своей души, что надо делать? Надо срочно звать на помощь Бога, потому что ты не справишься с этим. Здесь нужен врач, нужен хирург, причём хирург божественной квалификации. А как мы обычно врача вызываем, когда что-то случается? Мы набираем 03 и говорим: «Помогите! Я погибаю! Приезжайте и реанимируйте меня!». А как мы можем Бога позвать? Как привлекается Божья благодать? Она привлекается намерением нашим. Святые отцы говорили: «В какой мере ты приближаешься к Богу намерением твоим, в такой и Бог и приближается к тебе дарованием своим».

То есть мы должны возжелать эту святость, мы должны возжелать чистоту, свет и мир. Этим желанием ты, конечно, грех не победишь, но зато привлечёшь благодать Божию, которая только и может помочь нам. Об этом как раз мы сегодня и говорим. В Евангелии сказано: «Ищите прежде всего Царства Божьего и правды Его». Что это значит? Это значит: «Возжелайте, прежде всего, Царства Божьего и правды Его, и всё остальное вам приложится». А что такое Царство Божие? Это, конечно, не зелёная полянка под соснами. Царство Божие — это общение с Богом. Если у нас не получается с Ним общаться, то мы хотя бы должны желать этого. Твёрдое желание быть с Богом приводит впоследствии к очищению нашего ока — ума, он начинает очищаться и светлеть. Именно это от нас и требуется. Аминь.

Теги:
Грех
Бог и человек
 
 

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации