Комментарии

«Вера — это не знания, а жажда быть с Богом»

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
протоиерей Виталий КУЗЬМИН
«Вера — это не знания, а жажда быть с Богом»

Проповедь протоиерея Виталия Кузьмина в Неделю 4-ю по Пятидесятнице

Сегодня за Божественной литургией мы с вами слышали отрывок из Евангелия от Матфея об исцелении слуги римского сотника. Римский сотник обратился к Спасителю с просьбой, но обратился он весьма необычно. Никто так не разговаривал с Господом ни до него, ни после него. Обычно все приглашали Христа к себе домой, чтобы Он исцелил, помог. Например, начальник синагоги Яир пригласил Христа домой, чтобы помочь умирающей дочери. А однажды люди сами принесли своего парализованного товарища в храм к Спасителю. Сотник же сказал Христу: «Не приходи ко мне. Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово и исцелится слуга мой». Разговор был необычным, даже Сам Христос удивился. Он сказал: «И в Израиле я не нашел такой веры». Он удивился не тому, что сотник так проявил свою веру, фактически признав Его Господом, а тому, что он сделал это первым. Ведь это должны были сделать иудеи, подготовленные пророками, которые за несколько столетий до этого говорили о пришествии Христа, о пришествии Мессии. Они же слышали Его живоносную речь и видели многочисленные Его чудеса, но не уверовали в Него. И сбылось пророчество: имея очи видеть — не видели, имея уши слышать — не слышали. А язычник, римский сотник, показал пример настоящей веры.

А что такое вера? Апостол Павел говорит: «Вера — это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Уверенность. Слова «вера» и «уверенность» — это однокоренные слова. Получается, что у веры есть вера. Вера римского сотника — это пример веры в действии, пример веры в жизни. И Христос не зря указал на этого человека — чтобы мы брали с него пример. А что это был за человек, этот римский сотник? Это был опытный воин, начальник гарнизона в Капернауме. Вообще, римских солдат называли «машинами смерти». Они были дисциплинированными, грубыми и жестокими людьми. Убивать — было их профессией. Кроме того, этот римский сотник был язычником, и он находился в чужой и враждебной стране. Он для иудеев был оккупантом. И удивительно, что у него через асфальт грубости, жестокости и язычества проросла вера в истинного Бога. Как такое могло произойти?

Исцелении слуги римского сотника

Понятно, что эта вера возникла не на пустом месте. Вообще, вера — это дар, который дается каждому человеку. Но этот дар можно развивать, а можно и игнорировать его. Вера — это стремление к чему-то большему, это жажда познать источник всего сущего. И этот римский воин развивал в себе дар веры. И где бы он ни находился по долгу службы, он искал следы первоисточников. Он интересовался священными текстами данной местности, анализировал их, сопоставлял. И когда он наконец ознакомился с текстами Ветхого Завета, с библейской историей, то понял, что это нечто особенное. На самом деле, в мире много разных священных текстов, и в них мы можем найти то, что нам близко.

Но чем эти тексты отличаются от библейского повествования? Если в двух словах, то там, в этих текстах, описывается то, как человек ищет Бога, своего Создателя. А в Библии описывается не то, как человек ищет Бога, а то, как Бог ищет человека. То есть это откровение, которое идет не от человека к Богу, а от Бога — к человеку. Это откровение совершенно другого порядка. Между прочим, откровение может написать любой человек, и я даже могу сказать, как это сделать. Выйди на улицу и посмотри на небо: ты увидишь звезды. Иногда кажется, что их рукой можно достать. Но ты же понимаешь, что это далеко не все. Здесь видна рука Создателя, Его творческий замысел. И свои мысли по этому поводу можно запечатлеть на листке бумаги, можно даже стихи написать. Это будут человеческие откровения. А Библия — это Божественное произведение.

Но как этот римский солдат смог разобраться во всем этом? А ему помогла жажда познания Бога. Он еще не встретил истинного Бога, а эта жажда уже изменила его. Изменила его мысли и его образ жизни. И, как мы знаем из Евангелия от Луки, он на свои деньги построил синагогу для иудеев. Он это сделал еще до встречи со Христом. И о многом говорит тот факт, что он обратился к Спасителю для того, чтобы помочь не близкому человеку, а своему слуге. Он был милосердным человеком. Вера — это не знания, а жажда быть с Богом. И поэтому какой-нибудь сектант, искренне ищущий Бога, является более верующим, чем много знающий, но мало делающий православный. Бог говорит: «Знаю твои дела. Ты не холоден и не горяч. О, если бы Ты был холоден или горяч, но так как Ты тепл, то извергну тебя из уст Своих». Здесь Господь говорит о теплохладности. Что такое теплохладность? Это христианство без Христа, без живого общения с Ним. Теплохладность — это вера без огня. Она похожа на головешку, которая и не согревает, и путь не освещает. Дай Бог, чтобы у нас была вера, которая бы не тлела, а горела ярким светом, согревая и освещая нас и окружающих нас людей. 

Теги:
Вера
Бог и человек
Неделя 4-я по Пятидесятнице
 
 

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации