Комментарии

«Вечность души с одной стороны, это дар, а с другой — ответственность»

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
митрополит Феофан
«Вечность души с одной стороны, это дар, а с другой — ответственность»

Проповедь митрополита Феофана в день Воздвижения Креста Господня

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сейчас, читая Евангелие, мы с вами узнали о страшном злодеянии — распятии Господа нашего Иисуса Христа. Сегодня Святая Церковь вспоминает Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Когда мы говорим о Кресте, мы сразу переносимся к распятому на нем Господу. Давайте обратимся к истории этого праздника.

После смерти Спасителя, Его Воскресения и вознесения на небо осталась небольшая горстка Его учеников. Сначала было 12 избранных апостолов, затем — 70. Община увеличивалась, но иудеи, язычники и государственная машина Римской империи делали все, чтобы стереть память о Христе. Проходили десятилетия и века, а императоры все так же боролись с христианством. Но вера, основанная не на человеческих рассуждениях, а на воле Божьей, не угасала. Смерть была бессильна перед Христовой истиной, и христиане, страдая за Христа, знали, что они не уходят в небытие. Апостол Павел говорил: «Ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение». Но вот настало время царствования императора Константина. В империи обострилась борьба между Востоком и Западом. К Константину, боровшемуся за власть с другими претендентами, во время войны с Максенцием во сне явился Иисус Христос, а затем он увидел в небе крест и услышал голос, говоривший: «Сим победиши!». Войска Константина разгромили противника, и 28 октября 312 года он торжественно вступил в Рим. После этого император уже не сомневался, что христианство — единственная истинная религия.

В праздник Крестовоздвижения глава Татарстанской митрополии совершил Литургию в Казанско-Богородицком монастыре столицы

В 313 году император Константин издал Миланский эдикт, который провозглашал свободу вероисповедания в Римской империи. При Константине христианство постепенно стало государственной религией. В 325 году император созвал Первый Никейский Собор, на котором были определены основные догматы христианства. Конечно, радость христиан была велика, но многие из них мечтали найти Крест, на котором был распят Христос. Особенно этого желала престарелая мать императора — Елена. В 326 году она отправилась в Иерусалим на поиски Креста, однако найти его было непросто. Делалось все, чтобы стереть память об Иисусе Христе. На месте Гроба Господня находилось капище Юпитера, а на Голгофе — статуя Венеры. Никто в Иерусалиме не мог указать Елене место казни Христа. Возможно, люди и знали, но говорить не хотели. И лишь пожилой иудей по имени Иуда указал приблизительное место казни. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Но найти Крест было непросто, ведь после казни прошло уже три века. Долгое время раскопки не приносили результата. Чтобы подбодрить уставших землекопов, Елена бросала в яму золотые монеты.

Наконец, кресты были найдены. Но как узнать, на котором из трех был распят Христос? На раскопках присутствовал Макарий, епископ Иерусалимский. И Сам Господь указал на Крест, на котором был распят Христос. Мимо несли покойника. По совету епископа начали подносить кресты к покойнику, и как только возложили Крест Христов, покойник ожил. Это конечно же небывалое событие! После этого Иуда и многие другие приняли крещение. Вот удивительно: один Иуда предал Христа, и Сына Божьего распяли на Кресте, а другой Иуда помог найти Крест Христов и сам последовал за Христом. Елена, Епископ Макарий и окружавшие их люди с радостью поклонялись Кресту. Всем хотелось к нему приложиться. Но так как из-за большого скопления людей сделать это было невозможно, то верующие просили хотя бы показать его. Тогда епископ встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, воздвиг Крест высоко над толпой. Христиане, видя Крест, кланялись и восклицали: «Господи, помилуй!». Святая Елена над местом страданий, погребения и Воскресения Иисуса Христа построила великолепный храм в честь Воскресения Христова. В начале XVII века персы, завоевав часть Византии, Иерусалим, похитили Крест Христов. Вернул его в Иерусалим император Ираклий, одержавший победу над персидским войском.

Когда мы говорим о Кресте, мы сразу же переносимся к распятому на нем Спасителю. Наверное, нет сейчас нужды говорить о том, сколь велики были страдания Христа, ведь это была самая жестокая казнь, придуманная для особо опасных преступников. Его, безгрешного, распяли те, кого Он прибыл спасти. Руки и ноги казнимых гвоздями прибивали к кресту, после чего крест поднимали вертикально. Люди испытывали невыносимые страдания и вскоре умирали. Мы возмущаемся жестокостью иудеев, и считаем их подлецами и негодяями. Мы говорим, что мы бы никогда так не поступили. Лжем.

XX век. Прошло две тысячи лет с момента страшного злодеяния. Святая Русь усеяна храмами и монастырями. В Российской земле просияло множество святых. Но наступил роковой 17-й. Люди разрушают храмы, совершают надругательства над святынями. Последователей Христа в стране жестоко преследуют. Этот период, к счастью, завершился, и сейчас мы опять можем свободно посещать храмы. Мы думаем: было глумление над святынями, но сейчас-то этого уже нет. Опять лжем. Мы глумимся над святынями, мы распинаем Христа своими грехами и пороками. Мы боремся с Ним и вытесняем Его из своей жизни.

Сегодня воскресный день, сегодня великий праздник, но прихожан в храме немного. Мы — славянский народ, мы — последователи Христа, а нас только малая горстка. Вы говорите, что сейчас много храмов. Но на самом деле не храмов много, а нас мало! Вы загляните в мечети в дни мусульманских праздников. Они переполнены, и среди верующих много мужчин. А что у нас? До каких пор мы будем стесняться веры наших предков? До каких пор мы будем распинать Христа своими пороками? Мы плачем, а иногда предъявляем Богу претензии. Мы говорим Ему: «Что Ты делаешь с нашей страной?» У нас то катаклизмы, то санкции-манции… Но давайте посмотрим на самих себя. Давайте посмотрим на то, как мы живем. Разве мы далеко ушли от тех, кто распял Христа две тысячи лет тому назад? Вряд ли. Пусть каждый откроет книгу своей жизни и начнет ее читать. Человеку надо знать евангельские нравственные нормы, чтобы оценивать по ним свою жизнь. И заповеди Божьи тоже нужно знать, и нормы человеческой морали. Инфантильность, духовное невежество и богоотступничество могут нам дорого обойтись.

Если бы жизнь человека ограничивалась семидесятью-восьмидесятью годами, то можно было бы не задумываться о грехах, о вечной жизни. Ешь, пей, веселись, делай, что хочешь. Потом все равно в землю, а, может, в печь засунут или пропадешь без вести в результате разгула стихии. Но душа-то вечна. Она не умирает даже у того, кто хочет уйти в небытие. Потому что нет небытия. С одной стороны, это дар, а с другой стороны — ответственность. Есть вечность, а вечность — это бессмертие души. Хочешь не хочешь, а отвечать за прожитую жизнь придется. И там уже не помогут ни деньги, ни адвокаты. Поэтому мы должны соблюдать те правила, которые называются заповедями. Их нам оставил Сам Христос. Он умер на Кресте за наши грехи. Подходя сегодня ко кресту, что мы приносим? Ни-че-го. Может быть, добродетели? Трудно сказать. Грехи? Да. Но Бог для того и пострадал, для того и взошел на Крест. Кто был первым праведником, попавшим в рай? Разбойник. Вот поэтому давайте принесем к кресту только одно — покаяние. А когда отойдем от креста, давайте дадим обещание жить так, как завещал Христос. Ведь именно ради этого Он и умер. Аминь.

Теги:
Воздвижение Креста Господня
митрополит Феофан
слово митрополита Феофана
Крест
вечная жизнь
душа
 
 

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации