Комментарии

«Мы все — должники перед Богом, ибо нарушили Его нормы и заповеди»

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Пресс-служба Казанской епархии
«Мы все — должники перед Богом, ибо нарушили Его нормы и заповеди»

18 октября 2015 года, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Божественную литургию в храме Рождества Христова города Казани. По завершении богослужения глава Татарстанской митрополии обратился к молившимся со словом проповеди.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В удивительном евангельском повествовании сегодня (Лк. 6:31-36) мы слышали не просто описание некого события, но слова Самого Христа: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». И далее — о любви: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего».

Удивительное дело: как же день сегодняшний, идеология мира противоречат Евангелию! Христос говорит: «Любите даже ненавидящих вас». У нас же в жизни совсем не так. Если мы видим некое негативное отношение к нам, то наше сердце невольно возгорается. И слышим от друзей, от близких: «Что же ты терпишь? Где гордость человеческая? Давай, отомсти ему». И нередко это желание превращается в ад: отомстили и сделали большую беду. А если не удалось, то что же тогда…

Загляни в сердце свое, человек, живущий ненавистью и местью! Твое сердце сгорает от того, что ты не можешь свой гнев излить, потому что или сам бессилен, или далеко кто-то… Эта ненависть к другому поражает внутренний мир. Вспомним слова Псалмопевца: «несть мира в костех моих от лица грех моих» (Пс. 37:4). Особенно же это бывает в семьях: между мужем и женой, между близкими людьми. Пустяковое дело: кто-то, показалось, обидел. И возгорается сердце ненавистью и враждой, и эта вражда, как ржавчина, разъедает внутренний мир человека. А ведь гораздо проще примириться с ближним. Если тебя обидели, первый подойди и скажи: «Послушай, зачем нам враждовать? Может быть, я повод дал обидеть себя. Прости!»

Порой ответом на это становится: «Что, унижаться?» Не унижаться! Именно здесь проявляется сила воли, здесь показывается христианское состояние сердца! Говорит Христос: «и взаймы давайте, не ожидая ничего». Ростовщичество, которое у нас так развито и насаждается — любой ценой прибыль, а совесть — потом…

И здесь вновь вспоминается евангельское повествование, когда у некоего богатого человека были работники, и он дал им таланты, то есть деньги (Мф. 25:14-30). Проходит время и тот, кто получил пять талантов, говорит [хозяину]: «Ты пять дал и я десять принес». Второй тоже удвоил свои таланты. А получивший один талант взял и зарыл его. И сего лукавого раба хозяин повелел бросить в тюрьму.

В другом евангельском повествовании рассказывается о заемщике, который просрочил возврат денег (Мф. 18:23-35). Когда настало время вернуть долг, он пришел к заимодавцу, пал в ноги и сказал: «Прости, нечем мне отдать. У меня дети, жена, их кормить нечем...» И сжалился человек, давший деньги, и простил огромный долг.

Тогда прощенный встречает своего должника, который должен ему очень незначительную сумму и тоже просрочил. Говорит: «Отдавай деньги, ты мне должен» — и, не слушая просьб о прощении, начинает его душить. Люди видели, что ему самому простили огромную сумму — и вот, он трясет этого несчастного бедняка. Они пришли к богатому господину и рассказали о случившемся. […] И возмущенный господин повелел посадить алчного должника в тюрьму, пока тот не вернет свой огромный долг.

О чем эта притча? Мы все — должники перед Богом, ибо нарушили Его нормы и заповеди. Но мы живем, Бог дает нам силы, земля не провалилась под нами, Бог ждет нашего покаяния. И если хочешь, чтобы с тобой хорошо поступали, то начни первым выстраивать взаимоотношения с близкими так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Хорошо относись — и к тебе будет хорошее отношение.

Но нужно помнить и выстраивать отношения между землей и Небом, между собой и Богом. Как? Это указано в Евангелиях и называется заповедями Божьими. Кто-то скажет, что не все знают эти заповеди. Не нужно лукавить, мы знаем их: «не убивай», «не кради», «не блуди», «почитай отца и матерь твою»… Знаем и главную заповедь: «возлюби Бога». А если не всегда помнишь эти заповеди, то есть такой инструмент как совесть.

Нужно чаще прислушиваться к голосу своей совести, ведь это удивительный дар Божий человеку. Она открыто и ясно говорит человеку, который готов сделать что-то плохое: «Что ты делаешь, не надо!» Нередко идет внутренняя борьба и человек, увлеченный грехом, страстью, говорит: «Молчи, куда ты лезешь со своими совестливыми делами, с нормами! Все вокруг так же живут, и ничего». Он начинает душить свою совесть и постепенно убивает этот голос Божий, он угасает.

Мы знаем, конечно, определение «бессовестный человек», то есть человек, не слышащий голос совести. Он остается только по внешнему виду человеком, а внутри — гнилая суть, разложившийся труп. Ходит, ест, пьет, веселится, а внутренне умирает.

Потерять совесть очень опасно. Поэтому, когда мы слышим слово Божие, которое четко нам говорит, как мы должны жить, нужно помнить, что это не просто было когда-то давно и кому-то постороннему сказано — это относится к нам и на все века. Исполняй заповеди Божии, и счастлив будешь и здесь, и в жизни вечной (см. Мф. 19:17). Аминь.

Теги:
Слово митрополита Феофана
евангельское чтение
любовь к ближнему
добро
совесть
благодарность
долг
 
 

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации