Комментарии

«Божие избрание зиждется на основании реакции человека на Божий зов»

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Протоиерей Виталий КУЗЬМИН
«Божие избрание зиждется на основании реакции человека на Божий зов»

Проповедь благочинного Покровского округа протоиерея Виталия Кузьмина в Неделю 30-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы с вами читали Евангелие от Луки: 14-ю главу, стихи с 16-го по 24-й. Там говорилось о человеке, который устроил большой ужин и пригласил на него всех своих друзей. Но так получилось, что все, кого он пригласил, отказались под тем или иным предлогом. И тогда он сказал своим рабам: «Идите в город и пригласите на ужин всех, кого встретите». Рабы выполнили поручение своего хозяина, и дом наполнился гостями. Именно эти гости, разделившие радость торжества с хозяином дома, стали избранными из всех званных. Оканчивается притча словами: «Много званных, но мало избранных».

Эта притча в первую очередь о Божием призвании. Господь всех приглашает в Свое Царство, всех без исключения. В притче сказано: сначала он позвал одних — они не пришли, а затем позвал всех остальных. Сейчас на земле живет более 7 миллиардов человек. Много жило до нас и много будет жить после, и всех Господь приглашает в Свое Царство. То есть получается, что мы все без исключения — званные. Потому что нас всех зовут. Но кто же тогда избранный? Христос говорит: избранных-то мало. Дело в том, что Божие избрание зиждется на основании реакции человека на Божий зов. Бог производит избрание на основании твоего ответа на приглашение. Вот на чем оно основывается!

В 15-й главе Евангелия от Иоанна Господь говорит: «Не вы Меня избрали, Я вас избрал». Не вы, а Я вас избрал. Когда читаешь эти строки, то приходят мысли о предопределении. Раз тебя Бог избрал, значит, ты никуда не денешься: у тебя это на роду написано. Но на самом деле это не так. Здесь надо все-таки обращать внимание на контекст. Слова об избрании относятся к предыдущему стиху, где Господь говорит: «Я не называю вас уже рабами, но друзьями». Почему Он так сказал? Потому что все ученики разбежались. Особенно тогда, когда Христос стал говорить о Причастии: «Ешьте Плоть Мою, пейте Кровь Мою». Никто не понимал, о чем Он говорит.

Христос и апостолы

В 6-й главе Евангелия от Иоанна сказано: «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним». С Ним осталась буквально горстка учеников, которые, надо сказать, тоже мало что понимали. Господь повернулся к ним и спросил: «Может, вы тоже уйдете?» И апостол Петр от лица всех оставшихся сказал: «Господи, к Кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали, и познали, что Ты — Христос и Сын Бога Живого». То есть Петр не сказал, что он понял. Он сказал: «Господи, да, мы часто не понимаем того, что Ты нам говоришь, но мы никуда не уйдем. Ты — Христос, Сын Бога Живого». И тогда Господь сказал им: «Вы уже не рабы. Вы — друзья мои. Почему? Потому что все, кого Я звал, разбежались, и только вы остались со мной. И теперь Я избираю вас». Здесь нет предопределения. Конечно, последнее слово — всегда за Богом. Бог избирает. Но предпоследнее слово — за нами. Если не будет предпоследнего, то не будет и последнего.

Давайте вспомним первую книгу Ветхого Завета — Книгу Бытия. В предпоследней главе описывается, как умирал патриарх Иаков. Перед смертью он сказал своим друзьям: «Соберитесь, я возвещу вам, что с вами будет в грядущие дни». Он обратился к своему к своему старшему сыну: «Рувим, ты первенец мой! Ты — крепость моя, ты начаток силы моей, ты — верх могущества, ты — верх достоинства». То есть Иаков говорит о том, к чему Рувим был призван как старший сын и как основной наследник. И Иаков продолжает: «Рувим, ты бушевал, но это недостойно твоего звания, и теперь ты никогда не будешь преимуществовать: ты лишаешься своего первенства, своего первородства». То есть Рувим лишился своего избрания, потому что он недостойно ответил на свое призвание. И отношение Бога к твоей судьбе зависит от того, как ты ответил на Его приглашение.

Часто человек говорит: «Да что же это такое! Куда Бог смотрит! Я какой-то невезучий, несчастный. Как проклятый. Да что же такое со мной?! Почему так?». Но послушай, человек: Бог приготовил для тебя самое лучшее, Он приглашает тебя на брачный пир. Он приготовил откормленных тельцов и накрыл столы. Он зовет тебя, и твое избрание зависит только от того, как ты откликаешься на Его приглашение.

Молитва в храме

А как мы откликаемся? «Ну ладно, ладно, схожу в вашу церковь. Посмотрю, что там». Приходит такой человек в храм и говорит: «Ну что? Они тут свечи продают. Бизнес, понимаешь, устроили. Я купил и поставил, да ничего не помогло». А ты думал, что если свечку сунул в подсвечник, то с Неба что-то посыпаться должно, что ли? Вообще свеча — это символ жертвы, символ благодарности. Конечно, Богу свечка не нужна —  Ему нужна наша благодарность. Почему? Потому что Бог — наш Отец, и Он хочет, чтобы Его дети, то есть мы, были благодарными. Он хочет, чтобы мы были людьми, а не какими-то неблагодарными животными. Другие говорят: «Зачем мне в церковь… Мне посредники не нужны, и, вообще, Бог у меня в душе». Вот интересное дело — душа. У тебя, значит, тут и Бог, и сигареты, и поблудить ты не против. Чего там только не навалено.

Но ты будь честен хотя бы перед самим собой. Если ты веришь в то, что Бог существует, то подробно разбери вопрос вечности, а не декларируй, что Он у тебя в душе. Ты же крещеный, ты же принес обет. Тебя спрашивали во время крещения: «Ты сочетаешься со Христом?». Ты отвечал: «Я сочетаюсь с Ним». Ну так и живи как крещеный, как христианин, а не как нехристь. Живи жизнью, посвященной Ему, Богу, и тогда будешь видеть Небо отверстым, и ангелов восходящих и нисходящих.

Мы всегда должны помнить об обетах, которые принесли. Каждое утро, когда мы встаем, мы должны говорить: «Господи, моя жизнь, принадлежит Тебе! Этот день, этот час, эту минуту, эту секунду я Тебе посвящаю, Господи! Да, мне бывает очень тяжело. Я разрываюсь на части. Страсть от Тебя тянет в одну сторону, мир похотливый — в другую, диавол — в третью, но, Господи, я изо всех сил буду стараться быть верным Тебе. Пусть меня разорвет на части, но я не предам Тебя. Я не променяю свое первородство, свое призвание на чечевичную похлебку».

У Серафима Саровского однажды спросили: «Батюшка, а почему сейчас мы не видим тех подвигов, которые совершали древние отцы. Неужели благодать Божия умалилась?». Он ответил: «Нет. Бог и сегодня близок к нам, но просто решимости нет. Будь решителен, решайся быть с Богом до конца, решайся не отступать. И тогда Бог скажет тебе: „Я избираю тебя, и теперь ты уже не раб и даже не друг, а ты сын Мой, ты чадо Мое возлюбленное“». Аминь.

Теги:
Протоиерей Виталий Кузьмин
воскресное евангелие
притча о брачном пире
проповеди
духовная жизнь
Бог и человек
 
 

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации