Комментарии

«Вход Господень в Иерусалим — один из самых трагических праздников всего церковного года»

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Протоиерей Виталий КУЗЬМИН
«Вход Господень в Иерусалим — один из самых трагических праздников всего церковного года»

Проповедь настоятеля Покровского храма села Большое Афанасово протоиерея Виталия Кузьмина в праздник Входа Господня в Иерусалим

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы празднуем Вербное воскресенье. Праздник Входа Господня в Иерусалим всегда собирает много народу, людям нравится этот праздник. Здесь и весна — природа оживает, все зеленеет, и пост уже подходит к своему завершению — сегодня можно немножко разговеться — поесть рыбы. Как мы знаем из Евангелия, две тысячи лет тому назад люди в этот день тоже ликовали. Они громогласно встречали Христа как Спасителя, и некоторые даже снимали верхнюю одежду, постилали ее прямо по дороге, по которой Он шествовал.

Однако на самом деле этот праздник — один из самых трагических праздников всего церковного года. И здесь даже просится другое название — плач Господень о Иерусалиме. Это единственное место в Евангелии, где написано, что Господь заплакал. Есть еще одно место, где сказано, что Господь прослезился — там, где описывается смерть Лазаря. А здесь Он плачет. Это 19-я глава Евангелия от Луки. Мы читаем: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего». То есть сердце Спасителя пронзил вид Иерусалима, который отверг Его, Сына Божиего. Он видит, какие беды навлек на себя Иерусалим, отвергнув Искупителя.

А люди? Они стоят, машут веточками. Но, оказывается, они обознались. Народное ликование было трагической ошибкой. Все происходящее было каким-то недоразумением. Толпа встречала не Его. Он им не был нужен — им нужен был вождь, им нужен был политический лидер, сильный монарх, который освободит Израиль от римского владычества и покорит весь мир. Им не нужен был Царь, чье Царство не от мира сего. И мы видим, что люди разочаровались в Нем и пошли против Него.

Трагизм ситуации еще и в том, что даже ученики не понимали, зачем Господь идет в Иерусалим, хотя Он буквально накануне прямо им говорил об этом. Но даже самые толковые — те, кого Он брал на Фавор; те, кто был посвящен в самые сокровенные тайны — как будто не слышат Его. Он говорит им прямо: «Меня предадут на смерть, надругаются, оплюют, убьют». Яков просит: «Дай нам сесть одному по правую сторону, другому — по левую сторону в славе Твоей». То есть они говорят: «Ты сейчас царем станешь, сделай нас министрами». Как так? Он им сообщает, что идет на смерть, но они Его не слышат, поэтому просят: «Сделай нас министрами».

Это очень похоже на нас с вами. Мы читаем Евангелие, читаем творения святых отцов, слушаем проповеди, однако считаем, что все это к нам не относится, поэтому живем так, как нам вздумается. Бывает, что человек стоит в храме, слушает проповедь, а затем подходит и спрашивает: «Что нужно сделать, куда свечку поставить, чтобы найти высокооплачиваемую работу?» Какая работа?! Ты развелся с женой, сейчас живешь в блуде, куришь, материшься, о детях не заботишься. Господь говорит тебе: «Тебе нужно радикально изменить свою жизнь». А он опять за свое: «Да, да, я все понял. Как насчет работы-то, куда свечку ставить?». То есть человеку совершенно не важно, что Бог от него хочет.

Мы упрямо гнем свою линию: «Дай нам сесть по правую сторону от Тебя, Господи». А что мы ждем от Бога? Тот, кто прочитал Библию от корки до корки, знает, что Он не обещал, что будет рай на земле. Наоборот. И это очень подробно описано в последней книге Библии. В Откровении Иоанна Богослова сказано, что земля медленно, но верно проваливается в бездну вседозволенности и разврата. Да даже уже не медленно, а быстро.

Взять, например, Грецию. Казалось бы, православная страна, однако уже давно принят закон об однополых браках. То есть мир быстро катится к своему самоуничтожению. И самое страшное в том, что мы не можем даже детей своих обезопасить от этого враждебного влияния. У каждого ребенка сейчас есть сотовый телефон или смартфон. А что такое смартфон? Это окно в бездну, окно в ад. Вы думаете, дети «Слово пастыря» смотрят в интернете?! Нет, они по таким сайтам лазают, от которых волосы дыбом встают. Родители, если у ваших детей в телефоне есть интернет, то отключите его! Нельзя ребенка оставлять с интернетом один на один. Нельзя! Если он хочет пообщаться в социальной сети «ВКонтакте» — пожалуйста! Но только дома, на глазах у родителей. Даже страшно представить, какие у нас будут врачи, учителя и священники, когда вырастет это интернет-поколение.

Господь плакал об Иерусалиме, но Он плачет и о нас с вами. Как бы нам тоже не проспать, не пропустить время Его посещения. Господь говорит: «Есть земная плоскость существования, а есть небесная». И Он идет в Иерусалим, идет на Голгофу, чтобы соединить земное с Небесным. Если Адам и Ева разорвали связь с Богом, то Христос через свой Крест соединяет нас с Ним. Сегодняшний праздник призывает именно к этому. Человек, оторвись от земли, устремись на Небо! Речь идет не о том, что нужно отключить интернет, все бросить, уйти в лес и жить в землянке, молясь Богу. Надо жить, работать и растить детей, но не нужно забывать о том, что мы на земле гости и наше Отечество не здесь. Наше Отечество там — в Горнем Иерусалиме. Веточки вербы, которые мы сегодня с вами держим — это символ жизни, но жизни не конечной, земной, а жизни небесной и вечной. Аминь.

Теги:
Вход Господень в Иерусалим
Вербное воскресенье
покаяние
 
 

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации