Комментарии

«Мы безмерные должники перед Богом, и наша свобода и спасение от вечной смерти куплены великой ценой»

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
протоиерей Алексий ЧУБАКОВ
«Мы безмерные должники перед Богом, и наша свобода и спасение от вечной смерти куплены великой ценой»

Проповедь благочинного I Казанского округа протоиерея Алексия Чубакова в Неделю 11-ю по Пятидесятнице

Возлюбленные братья и сестры, сегодня за Божественной литургией мы с вами слышали евангельское повествование о безумном заимодавце. Господь рассказал эту притчу Своим ученикам. Сюжет этой притчи следующий.

Был некий господин, царь, который велел провести ревизию и узнать, кто же из должников с ним еще не рассчитался. Выяснилось, что один раб должен был ему десять тысяч талантов. Если мы вспомним, что один талант равен приблизительно двадцати четырем килограммам золота, то мы поймем, что это огромная сумма. Должник вряд ли смог бы ее вернуть. И вот господин призывает этого раба и требует от него вернуть долг. Тот говорит: «Потерпи на мне, и я все тебе отдам, все верну». Хотел господин заключить его жену и семью в темницу до тех пор, пока тот не рассчитается, но, видя мольбы и слезы своего раба, простил ему долг и отпустил с миром: «Иди, ты мне больше ничего не должен».

И что же мы видим? Раб этот выходит на улицу из дворца господина своего и встречает того, кто должен ему сто динариев. Всего лишь сто динариев. Он вцепляется ему в шею и начинает его душить и говорить: «Отдай мне долг!» Тот взмолился: «Прости! Потерпи на мне еще!». Но раб не услышал просьб и молитв и потребовал, чтобы его вместе с семьей бросили в тюрьму к должникам.

Смысл этой притчи в том, что если ты не прощаешь, то и тебе не будет прощено. Друзья должника, брошенного в темницу, пришли к царю и рассказали ему обо всем. Раба постигла та же участь, что и его должника, который задоджал ему сто динариев.

В этой притче мы видим господина — Царя мира, Самого Господа, и должников, которыми являемся мы. Действительно, мы должники перед Богом. Долг того раба — десять тысяч талантов. По нынешним временам это очень большая сумма, равная примерно ста миллиардам рублей. Откуда такие деньги? Почему он оказался в долгу? А ведь мы тоже являемся должниками перед Богом. Почему? Потому что наше спасение и наша свобода куплены дорогой ценой. Бог, сотворивший небо и землю, Бог, на Которого не смеют взирать ангелы, стал человеком, жил среди нас, был предан, распят и умер на Кресте. Он принес Сам Себя в жертву за грех каждого из нас. Однако мы, являясь должниками перед Господом, уподобляемся безумному заимодавцу, о котором рассказано в притче. Мы не можем простить ближнему сто рублей, хотя сами должны Богу сто миллиардов. Господь простит нам долг, если мы не будем требовать эти сто рублей со своего ближнего. Вот в чем смысл притчи.

Кроме того, мы являемся должниками потому, что не сохранили образ Божий в самих себе. Вот, казалось бы, мы подходим к иконам, благочестиво и благоговейно прикладываемся к ним, чтим святые образа, но при этом забываем, что сами созданы по образу и подобию Божиему. И каждый из нас является наибольшей святыней, чем какая-либо икона. Священник, проходя во время службы по храму, кадит иконы и кадит каждого из нас, как образ Божий. Давайте подумаем, сохранили ли мы образ Божий в самих себе? А разве может образ Божий курить, сквернословить, пьянствовать, изменять? Разве может образ Божий жить так, как и животные порой себе не позволяют? Мы действительно любимы Богом, но мы изменяем Божественной любви. Мы любимы Богом, но поступаем точно так же, как поступил Адам в раю. В ответ на Божественную любовь он послушал не Бога, а дьявола в лице змия. Он послушал змия и был отвергнут от Божественной любви. Иногда мы задумываемся: «Господи! Почему мы такие должники перед тобой, ведь мы не убивали и не воровали?» Да, у нас есть повседневные грехи, но давайте задумаемся, что легче иметь на своей шее — несколько тяжелых камней или мешок с песком? Действительно, достоин Божественной любви тот, кто сам научился любить своего ближнего. Достоин Божественной любви тот, кто видит свой грех, осознает его и идет к Богу с покаянием в сердце. Достоин Божественной любви тот, кто прощает ближнему своему сто рублей, понимая, что сам безмерно должен Богу. Долг этот будет прощен человеку в том случае, если он сам простит долг своему должнику. Аминь.

Теги:
Притча о немилосердном должнике
долг
любовь Божия
Бог и человек
проповеди
протоиерей Алексий Чубаков
 
 

Православие в Татарстане

Новости партнеров

Все публикации