Комментарии

«Молиться об усопших можно только в том случае, если ты веришь, что они живы»

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
протоиерей Алексий ЧУБАКОВ
«Молиться об усопших можно только в том случае, если ты веришь, что они живы»

Проповедь благочинного I Казанского округа протоиерея Алексия Чубакова в день родительской субботы 

Во вторую, третью, четвертую субботы Великого поста совершается поминовение усопших. Почему во время Великого поста совершаются родительские субботы? Отец Александр Шмеман, один из выдающихся современных богословов Церкви, говорит, что христианство есть религия любви. И именно Великим постом, когда мы стараемся стать лучше, когда мы делаем все, чтобы измениться, именно в это время надо проявить свою любовь не только по отношению к тем, кто с нами, но и тем, кто уже не дышит, но еще живет. И действительно, как может наша любовь простираться на тех, кого нет с нами? А ведь Господь заповедал любить всех, любить ближнего своего. Как же мы можем проявить свою любовь по отношению к тем, кто уже умер, кто покоится и ждет решающего слова на Страшном суде? На самом деле молиться об усопших можно только в том случае, если ты веришь, что они живы. Такая парадоксальная, на первый взгляд, вещь, но на самом деле: как можно молиться о тех, кто вроде бы ушел в небытие? Молиться можно, только если веришь, что души сродников наших и всех православных христиан, которые отошли ко Господу, и ныне живы. Невозможно молиться за тех, кто ушел в небытие, растворился и его не стало точно так же, как не было тебя до твоего рождения. И самая распространенная формула мирского поминовения гласит: «Все там будем». Она исповедует веру в сразу три вещи. Во-первых, в то, что все без исключения, хотим мы этого или нет, рано или поздно перейдем в мир иной. Во-вторых, что этот мир для нас неведомый, но вполне реальный существует. И в-третьих, что за этой чертой, за чертой этой физической жизни есть иное бытие, в котором всем нам предстоит оказаться.

Когда мы с вами кого-то из своих родственников кладем в больницу, мы знаем, что делаем. Мы знаем, что необходимо принести какую-то передачу – купить фруктов, привезти, навестить своего больного родственника и, уходя, сказать, что мы вновь к нему вернемся. Но что же мы должны делать, когда теряем своих близких? Что делать, когда мы вспоминаем о тех усопших наших сродниках, знакомых, друзьях, которых нет рядом с нами? Когда мы на самом деле не знаем, что делать, то необходимо обратиться к опыту тех, кто эти знания имеет. И Церковь веками накапливала опыт молитвы о своих усопших чадах. Этот опыт говорит о том, что молитва о наших усопших сродниках должна соединяться с некими добрыми делами. Потому что мы должны понимать, что когда человек умирает, то у него уже нет тела.

Поминовение усопших: любовь или страх?

Поминовение усопших: любовь или страх?

Да, действительно, у него остается сознание, остается личность человека, потому что личность человека неуничтожима. А так как он не имеет тела, он уже ничего не может изменить для себя в лучшую сторону. И поэтому вся его надежда только на нас, на живущих. Он смотрит и уповает на нас, живущих в этом мире, как на людей, которые еще могут изменить свою жизнь и сделать что-то доброе ради своих усопших сродников. Вот в этом заключается вся надежда их на нас. И мы знаем, что тот или иной человек, ушедший в мир иной, потусторонний, имел какие-то вредные привычки или до конца жизни не мог изжить в себе ту или иную страсть, мы знаем, что и у нас есть эти грехи, эти страсти, и должны постараться в себе самих эти страсти искоренить в память о тех, за кого мы молимся. И тогда Господь примет эту молитву, и загробная участь наших усопших сродников изменится к лучшему.

В этом заключается вера Православной Церкви, что мы, живущие здесь, на земле, можем очень много сделать своими молитвами и своими трудами в память о своих усопших сродниках. А, кроме того, преподобный Серафим Саровский говорил, что мы должны участвовать в церковных Таинствах, а особенно в Таинстве Причащения, потому что благодать Святого Причащения распространяется и на сродников причащающегося.

Вселенская родительская суббота: зачем пост совмещается с особой молитвой об усопших?

Вселенская родительская суббота: зачем пост совмещается с особой молитвой об усопших?

Вы представляете, как важно участвовать нам в этом Таинстве?! Вот обычно в родительские субботы считается, что причащаться нет необходимости. Хотя тот же самый призыв Господа звучал: «Примите, ядите сие есть Тело Мое… Сия есть Кровь Моя… Со страхом Божиим и верою приступите». Причащающихся мало, и, к сожалению, существует такое поверье, что в родительские субботы не причащаются, хотя преподобный Серафим Саровский говорит, что благодать причащающегося распространяется и на его род. Это значит не только на живущих, но и на умерших наших сродников.

Поэтому, дорогие, будем помнить об этом, будем помнить о том, что мы можем многое сделать для своих усопших сродников. Пока Господь после смерти судил их частным судом по сердцу, по жизни, но еще они ожидают второго и страшного пришествия Христова, где будет уже окончательный суд высказан и дан Богом приговор о каждом человеке, ранее жившем и ныне живущем.

Поэтому будем же, дорогие, помнить о своих усопших сродниках и, исполняя заповедь любви, молиться о них и изменять свою жизнь к лучшему.

Аминь. 

 

Теги:
Родительская суббота
поминовение усопших
протоиерей Алексий Чубаков
проповеди

Православие в Татарстане

Все публикации