Комментарии

Дата публикации   Количество просмотров

Проповедь благочинного Покровского округа Чистопольской епархии протоиерея Виталия Кузьмина в Прощеное воскресенье

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Братья и сестры, мы с вами стоим на пороге Великого поста. В его начале всегда кажется, что ты стоишь на берегу какой-то неземной реки. Затем погружаешься в нее, и великопостное течение несет тебя туда, где тебя любят и ждут. Волны несут тебя в объятия Отца. Великий пост — это дорога домой, и в это время хочется избавиться от всего наносного, ненастоящего, греховного и грязного.

Но в первую очередь надо избавиться от обиды, осуждения, злопамятства и мщения. Мы все несем на себе этот груз. Мы часто обижаемся на близких, соседей, коллег и начальников. Нам кажется, что они неправы. Мы вообще очень обидчивы. Почему? Апостол Павел говорил: «Мы живем больше душевной (если не сказать плотской) жизнью, чем духовной». Что значит душевной? Это значит чувственной и эмоциональной. А эмоции — очень зыбкая почва. Не так посмотрел, не тем тоном сказал, не так промолчал. Нас задевают неправильно понятая нами эмоция и неправильно понятые нами слова. Наше недовольство растет как снежный ком, и дело доходит до скандала. А впоследствии, проанализировав ситуацию, мы понимаем, что она и яйца выеденного не стоила.

Нам почему-то кажется, что другие люди видят ситуацию нашими глазами. Мы не понимаем, что у них свой взгляд на вещи, и их психоэмоциональное состояние может отличаться от нашего.

Одна прихожанка меня как-то спросила: «Батюшка, почему Вы на меня сердитесь?». Я говорю: «С чего Вы взяли, что я сержусь?». Она сказала, что я на нее не так посмотрел, поэтому она всю ночь не спала, переживала. А я всего лишь поздоровался с ней, и мне было непонятно, почему она увидела в моем взгляде недовольство.

Мы часто сами себя накручиваем и начинаем верить в свои измышления. Расскажу небольшую притчу. К одному человеку пришел друг: они посидели, чайку попили. После того, как гость ушел, хозяин обнаружил пропажу двух серебряных ложек. Он ему тут же звонит и говорит:

— После твоего визита у меня пропали серебряные ложки.

— Как ты мог такое подумать? Мы с тобой дружим с 1-го класса.

В итоге они разругались в пух и прах, а на следующий день пропавшие ложки нашлись.

— Ложки нашлись, но ты все равно больше ко мне не приходи.

— Почему? Ложки же нашлись!

— Ложки-то нашлись, а осадок остался.

Это очень на нас похоже. Мы тоже любим вешать ярлыки: «Этот — такой, тот — сякой». И так и живем с этим негативом. Мы плохо понимаем друг друга.  У каждого свои взгляды и своя дорога. «Свои тараканы в голове», — скажут некоторые. Как же быть? Как правильно реагировать на ту или иную ситуацию? Из Евангелия мы знаем, что не надо никого осуждать и надо всех прощать. Господь говорит: «Не судите да не судимы будете». Он говорит: «Прощай. Если на кого-то что-то имеешь, прости его, дабы Отец Небесный простил тебе согрешения твои».

И Господь показывает нам пример этого прощения. Уже на Кресте, умирая от ран, Он сказал: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят». То есть Господь не только простил, но еще и оправдал человека.

Непростая задача: не осудить, простить да еще и оправдать. Часто люди говорят, что им причинили боль, которую невозможно забыть: «Я не могу простить обидчика, и у меня на это есть веские причины». Но в день Страшного Суда эти причины сыграют против человека.

Бог суров с теми, кто не прощает обидчиков. Непрощение закрывает Небо наглухо. Кроме того, обида не только Небо закрывает, но и земную жизнь сильно портит.

В давние времена была пытка: к живому человеку привязывали труп. И через некоторое время живой тоже начинал гнить. Обида оказывает на нас примерно такое же действие. Она убивает нас изнутри, хотим мы того или нет. Поэтому нам надо избавиться от этого опасного груза, который нас тянет ко дну.

В Ветхом Завете есть интересный рассказ. Человек по имени Давид очень хотел отомстить за неблагодарность Навалу, которому он когда-то охранял почти бесплатно огромные стада овец. Давид оказался в непростой ситуации: он и его люди прятались в пещере, скрываясь от царя Саула. Они голодали, и было решено отправить к Навалу переговорщиков, чтобы те попросили у него нескольких овец. Но Навал только рассмеялся, услышав эту просьбу: «Кто такой Давид? Я его знать не знаю. Это всего лишь беглый раб». Давид, узнав об этом, рассвирепел, а затем взял с собой двести воинов и отправился к Навалу, чтобы убить его.

Но у Навала была очень мудрая жена — Авигея. Она вовремя вмешалась, не дав разгореться конфликту. Она приготовила повозку с провиантом и сказала Давиду: «Давид, не мсти за себя. Пусть Бог сражается за тебя. Потерпи немного, и твоя жизнь будет завязана в узле жизни у Господа Бога. Ты станешь царем Израиля. А если ты сейчас расправишься с ним, то будешь сожалеть об этом всю свою жизнь». Давид понял, что это был совет от Господа. Он поблагодарил Авигею и повернул назад.

Когда нас охватывает чувство мести или когда нам хочется сказать кому-либо обидное слово, нам тоже надо поворачивать назад. Пусть Господь Сам сражается за нас. Ведь мы с вами многое потеряли именно из-за того, что были обижены, и у нас не было Божьего благословения. Марк Подвижник пишет в «Добротолюбии»: «Должно прощать тому, кто нас обидел, зная, что воздаяние за прощение обид превышает воздаяние всякой иной добродетели». То есть ничто так не привлекает Божие благословение, как прощение обид.

Иногда бывает такое, что ты искренне хочешь простить обидчика, но не можешь. Что делать в этом случае? Надо просить Господа, чтобы Он сотворил чудо — преобразил нашу душу. То, что невозможно человеку, возможно Богу. Сегодня Прощеное воскресенье — в этот день силу прощения можно брать прямо из воздуха. Святые отцы говорили: «Решись попросить прощения, остальное сделает Сам Господь». Аминь.

 

Вернуться к списку

Последние добавления