Храмы Татарстана

 

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Пятницкая церковь), город Казань

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция сайта
Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Пятницкая церковь), город Казань

Церковь действует
Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы, великомученицы Параскевы Пятницы
Год постройки: между 1726 и 1728
Адрес: Республика Татарстан, г.Казань, ул. Большая Красная, д. 1/2, 420111
Телефон: (843)292-28-04
Интернет-сайт: hramparaskevi.ru
Проезд: По улице Большая Красная (односторонняя) от площади Свободы в сторону Кремля. При подъезде к Кремлю, когда дорога упрется в улицу Батурина, окружающую Кремль, церковь будет справа, перед перекрестком. Остановка «Улица Батурина» автобусов 22, 28, 52, 89.
Духовенство храма: иерей Алексий Обрывко (настоятель), иерей Николай Назаров.

Памятник расположен на восточном подъеме к Кремлевскому холму. Церковь возведена в 1730-е гг. на средства И.А.Михляева. Церковь носит название Пятницкой по наименованию левого придела во имя Святой Параскевы Пятницы. В храме находилась чтимая икона Параскевы Пятницы 16 века. В начале 1830-х г., по данным Дульского, по проекту П.Г.Пятницкого был построен входной портик. В 1855г. был разобран и выстроен заново левый придел. В советский период была разрушена колокольня, в настоящее время восстановлена. Объемно-пространственная композиция осевого построения церкви следует изменениям рельефа. Храм - высокий восьмерик на приземистом двусветном четверике — занимает верхний участок. Над сомкнутым сводом вознесена небольшая главка на высокой пятке, сидящей на граненом глухом барабане. Обширная полукруглаяапсида под конхой ниже четверика храма и охватывает его с востока. Одноэтажнаятрапезная на три окна спускается ниже по склону. К ней примыкает северныйпридел под небольшой главкой на высокой шейке. Нижний сохранившийся ярусколокольни — высокий четверик — заглублен в объем трапезной по основной оси церкви. Входной четырехколонный портик с арочной центральной частью, выдвинутый к западу, выполнен в классицистическом стиле. Убранство церкви отличается лаконичностью. Стены, закрепленные по углам огибающими лопатками, прорезают редкие, симметрично расположенные прямоугольные окна в фигурных наличниках. Восьмерик и шейка центральной главки по верху окаймлены аркатурными поясами. Памятник культовой архитектуры периода русского барокко с позднейшим классицистически

«Объекты культурного наследия» Министерства культуры Республики Татарстан

* * *

Еще, кажется, недавно эта мини-копия Петропавловского собора стояла в таком заброшенном состоянии, что на крыше ее росли венком маленькие березки и кусты, внутри вместо пола была земля вперемежку с костями, а окружали церковь чащи высокой травы и кучи мусора. Все это находилось в нескольких десятках метров от кремля — но люди привыкли проходить и проезжать мимо, удостаивая оскверненный храм лишь мимолетным взглядом. И лишь теперь, после долгой самоотверженной работы группы верующих, в основном из чувашской православной общины (работы начались в 1997 г.), замечательный белокаменный храм с небесно-голубыми кровлями и позолоченными куполами стал настоящей жемчужиной центра города, украшением окрестностей кремля. Благодаря своей высоте, он хорошо виден даже из-за Казанки, из новых районов города. Мы недаром назвали этот Пятницкий храм мини-копией Петропавловского. Он построен почти в те же годы (1722 — 1726 — Петропавловский, 1730-е — Пятницкий), на средства той же благочестивой четы Ивана и Евдокии Михляевых, в том же стиле русского барокко и в той же форме — восьмерик на четверике, обеспечивающей высоту и стройность. Только высота Петропавловского — 52 м, а Пятницкого — 22. Но все равно он даже сейчас заметно возвышается над окружающими домами. Ныне его ниши, которые были предназначены для священных изображений (как и у Петропавловского собора), вновь расписаны. Храм выглядит нарядно и празднично, и святые со стен смотрят на все восемь сторон. В 2000 — 2001 годах была заново возведена колокольня над западным крыльцом по точному образцу старой разрушенной. Она равна высоте основного объема.

Церковь довольно большая, по меркам приходского храма. В XVIII — XIX веках у нее было три престола. Главный изначально освятили во имя Богоявления, но в народе храм всегда называли в честь левого придела — св. великомученицы Параскевы, — и в честь ее чудотворного образа, находившегося там. Деревянная церковь Параскевы Пятницы на этом месте (и сам чудотворный образ в ней) известны еще с XVI века. Множество паломников стекалось поклониться самой почитаемой в народе из всех святых жен в дни празднования ее памяти (пятница недели Всех Святых и 28 октября / 10 ноября). Известна эта первая деревянная церковь и тем, что в 1579 г. именно в ней некоторое время пребывала только что обретенная Казанская икона Божией Матери.

Правый придел — свв. Гурия, Варсонофия и Германа, — до наших дней не сохранился. Церковь горела в 1815 году и после этого долго перестраивалась. Главный престол восстановили лишь в 1831 г. и переименовали из Богоявленского в Рождество-Богородицкий. Левый, Пятницкий, придел был разобран и построен заново архитектором Ф. И. Петонди в 1855 г. Из-за этого он так сильно выступает сейчас к северу. Впрочем, это абсолютно традиционно: большинство приходских храмов тех времен очень несимметрично расширены, за счет придела, именно к северу. С юга приделы пристраивали гораздо реже, чтобы не затенять с солнечной стороны основной храм.

Любопытно, что сейчас придел и главный престол поменялись названиями. Весь храм теперь именуется Пятницким, а придел — наоборот, Рождество-Богородицким.
Внутри посетителей больше всего поражает сейчас парадно-красный, пасхального цвета, иконостас в 4 яруса — современной столярной работы, но выполненный с большим искусством и в старинном стиле. Высокий кратер основного объема (почти 20 м от пола до потолка) заставляют верующих поднимать взгляды к изображению Спаса Вседержителя в купольном своде — специально вознесенной туда огромной круглой иконе, которая снизу кажется совсем маленькой. Выполнена она была в 1998 г.

Оттуда же свешивается огромная люстра-паникадило, торжественно установленная накануне Рождества Христова 1999 г. Вообще церковь удивляет богатым убранством, сравнимым разве что с Раифским монастырем, так что люди, незнакомые с ее совсем недавней трагической историей, могут подумать, что так всегда и было. Не верится в то Божие чудо, что все это могло появиться на пустом месте за считанные годы!

На месте голых крошащихся кирпичей — даже без слоя штукатурки, — теперь не только тщательно выбеленные, но и искусно расписанные стены и своды. На западной стене трапезной — сцена изгнания Адама и Евы из рая. На восточной — сцена Распятия Христова. На сводах трапезной — Ветхозаветная Троица, писанная в огромном овале. На сводах придела — Божия Матерь с Младенцем. Между приделом и трапезной — там, где помещена в символической раке крошечная частица мощей великомученицы Параскевы — настенное изображение Великомученицы в человеческий рост. Еще два святых — Сергий Радонежский и Серафим Саровский, — изображены по сторонам арки, отделяющей трапезную от основного объема. Это стало уже традицией во многих русских храмах: два величайших преподобных России, друг напротив друга, как бы встречают всех входящих. Очень украшают церковь узоры из виноградных лоз — они обвивают колонны, держащие балкон хора.
Но все-таки, к сожалению, не внешняя красота церкви, не пышность убранства являются ее главной особенностью. Уникально само это место для Казани. Уникально и страшно! Так символически сложилось, что храм, посвященный самой почитаемой в народе великомученице (наравне с великомученицей Варварой), стал местом массового мученичества безвинных людей уже в советское время, в годы сталинских репрессий. Рядом стоял Кремль, а под Кремлем… под Кремлем спрятались наши местные, казанские «Соловки». Череда мученичества открылась еще в 1918 г. — расстрелом последнего православного священника этой церкви — о. Федора Гидаспова. Ныне он причислен к лику святых. В 1923 — 37 гг. храм еще действовал как «обновленческий», но в 1937 г окончательно обращен в тюрьму. Он стал и камерой смертников, и местом их расстрела, и местом захоронения… если это можно назвать захоронением! Убитых просто присыпали землей, и кости лежали у самой поверхности. Причем, и внутри церкви (где после революции разрушили пол и оставили голую землю), и на окружающем ее пустыре, где их потом находили вперемежку с корнями кустов и пней. Десятки черепов, в том числе и детских (при Сталине полная ответственность вплоть до расстрела наступала с 12 лет), стали находить уже в самые первые дни восстановления церкви. Их складывали в огромные ящики, и пустой храм в те месяцы стал напоминать пещеры-усыпальницы древнейших монастырей Палестины и Фиваиды, где так же отдельно, рядами и горками, складывают черепа. Находили и цельные скелеты, и отдельные разбросанные кости. И на самой поверхности, и на двухметровой глубине (когда раскапывали фундамент). Сколько бы их нашли, если бы искали специально и перерыли вокруг все... Бог весть! Но и то, что нашли в процессе реставрации, воочию показало: церковь поистине вся стоит на костях. В иных местах их под ногами даже больше, чем земли. Позже все найденные останки захоронили в братской могиле у северных дверей церкви, отслужили панихиду по безымянным невинноубиенным («их же имена Ты, Господи, веси…») и поставили мраморный крест. Другая часть останков (одних только черепов — более ста) еще раньше была увезена на Самосыровское кладбище после того, как одному из участников раскопок приснился сон с повелением совершить погребение немедленно, не откладывая. Те, чьи останки не найдены, все равно оказались внутри церковной ограды, то есть в освященном месте — поэтому и поиски были прекращены.
Упокой, Господи, души раб Твоих, от безбожных властей в годину лихолетия убиенных.

Из книги Андрея Рощектаева «Путеводитель по святыням Казанской епархии»

Расписание

Храм открыт ежедневно с 7:00 до 19:00. Требы, таинства служатся в любое удобное для прихожан  время.

Каждое воскресенье в 8.00 - Божественная Литургия, в 10:00 — панихида, в 10:30 — молебен в часовне «Всецарица».

Каждую субботу в 16:00 - Всенощное бдение. Накануне великих, двунадесятых и храмовых праздников Всенощное бдение служится в 17:00.

В будние дни в 11:00 в часовне «Всецарица» служится водосвятный молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Всецарица», в 12:00 в храме у ковчега с частицей Креста Господня служится водосвятный молебен с акафистом Животворящему Кресту Господню, в 13:00 служится панихида.

Каждую пятницу (кроме постных дней) в 17:00 служится водосвятный молебен с акафистом святой великомученице Параскеве Пятнице. По пятницам в постные дни в 17:00 проводится соборование.

Фрагмент из книги «Возрождение»



Теги:
Храмы великомученицы Параскевы Пятницы
храмы Рождества Пресвятой Богородицы
иерей Алексий Обрывко
 
 

Все публикации