Храмы Татарстана

 

Приход Рождества Христова, город Казань

Дата публикации  Количество просмотров
Приход Рождества Христова, город Казань

Деревянная церковь действует.
Престолы: Рождества Христова, апостола Андрея Первозванного, Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Год постройки: 2003 г.
Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Адоратского, д. 38а.
Телефон: (843) 513-35-55
Проезд: Из центра города по Ленинскому (Кремлевскому) мосту через Казанку, Далее по улице Декабристов и проспекту Ибрагимова. Примерно через 4 км от Кремля на пересечении с улицей Восстания направо. Примерно через 3,5 км направо на перекрестке с улицей Адоратского. Примерно через 300 метров храмовый комплекс прихода Рождества Христва будет справа от дороги. Если выезжать из центра через мост "Миллениум", то надо повернуть направо, на улицу Лаврентьева после съезда с эстакады через проспект Ямашева. Через 850 метров налево на перекрестке с улицей Адоратского. Храмовый комплекс будет слева от дороги через 300 метров.

Святыни

Частицы мощей преподобных Иова и Амфилохия Почаевских, святителей Димитрия и Авраамия Ростовских, святителя Луки Крымского; ряд почитаемых икон (см. в тексте).

История прихода

Христорождественский приход состоит из храмового ансамбля включающего в себя основной храм в честь Рождества Христова, храм в честь свт. Тихона, Патриарха Московского и водосвятную часовню с купальней.

Тихоновская церковь

Церковь свт. Тихона, патр. Московского, заложена в марте 1998 г., освящена 19 апреля 1998 г. архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием. Храм небольшой, однопрестольный, используется как крестильный.

Храм в честь Рождества Христова

Христорождественский храм был заложен в сентябре 2002 г., 2 августа 2003 г. была отслужена первая литургия. 7 сентября 2003 г. храм был освящен архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием. Храм больших размеров, чем первый, однопрестольный, деревянный.

Водосвятная часовня

Водосвятная часовня с источником и купальней построена силами прихода в конце 2005 года. Источник освящен архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием 16 января 2006 года.

***

Деревянный храм – редкость для большого города. Тем более, когда речь идет о храме новом, находящемся в черте современной многоэтажной застройки, где как будто и не осталось места для такого «живого» и «народного» материала, как дерево.
Несколько новых церквей было построено в Казани за последнее десятилетие. Но лишь маленький храм во имя святейшего патриарха Тихона (†1925) на одном из живописных пустырей Ново-Савиновского района в 1999 г. был возведен в дереве. Еще 4 года спустя, рядом с ним, едва заметным из-за своих размеров, выросла деревянная Рождественская церковь. Она гораздо выше и обширнее. Ее планировали построить из камня, и чертеж был составлен именно для каменного храма. Ее и выстроили по этому чертежу – только камень в конечном варианте заменили на дерево. Она стала главным украшением улицы Адоратского: улицы, по иронии судьбы, названной в честь одиозного партийного историка и ярого, воинствующего атеиста (кстати, современника святителя Тихона). По воле Божьей, еще и не такое бывает… Рождественский храм обращен к улице алтарем. Силуэт его очень красив с этой стороны, особенно в сумерках, на фоне закатного неба. Кажется, это храм, перенесенный откуда-то с русского Севера. Его колокольня с приземистым шатром вызывает ассоциацию с деревянными звонницами церквей и часовен Заонежья. Ее высота – более 30 м.

Материал храма: ижевское дерево – сосна и лиственница. В отличие от древних деревянных церквей России, он весь построен не из бревен, а из квадратного в плане бруса: 20 на 20 см толщиной. Из брусьев, как из спичек, огромная церковь была собрана на каменном фундаменте всего за три месяца – с мая по август 2003 г. Еще в мае на этом месте ничего не было, кроме цокольного этажа – а 7 сентября Высокопреосвященнейший архиепископ Анастасий освятил уже готовый храм. И храм Рождества стал, пожалуй, одной из самых больших по вместимости деревянных церквей России.

Размеры его действительно поражают – особенно когда находишься внутри. Снаружи, особенно издали, трудно оценить подлинные масштабы. Почти 2,5 тысячи человек способна вместить эта церковь. Площадь всех ее полов – 600 кв. метров. Основной объем под куполом: 12 на 12 м, а высота от пола до потолка – 22 м. По простору кажется, что это целый собор… более обширный, чем Петропавловский. Удивительное ощущение: представить себе Петропавловскийсобор полностью из дерева! А между тем, именно такая ассоциация возникает…

Свод изнутри выкрашен небесно-голубой краской. Вечером он подсвечен с восьми сторон сине-фиолетовыми прожекторами… такая внутренняя подсветка выглядит удивительно. Кажется, что над огромным срубом вместо потолка – небо. И прямо из этого неба спускается большое красивое паникадило.

По бокам основной храм расширяют и превращают в галерею-анфиладу два придела. Левый – во имя свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, правый – во имя св. апостола Андрея Первозванного. Оба пока не освящены и используются: левый – для крещения, правый – как ризница и пономарка.

Иконостас в церкви стоит временный. Планируется установить на его месте резной пятиярусный, подстать размерам храма.

Все иконы – современные, некоторые даже не живописного, а фотографического исполнения. Тем не менее, многие из них уже имеют свою историю. Копии были выполнены с разных чудотворных икон России и освящены на соответствующих первообразах либо на святых мощах. Собрание этих икон – живая память о многочисленных паломнических поездках настоятеля храма о. Димитрия и его паствы. Москва, Петербург, Екатеринбург, Тихвин… их святыни, древние и новые… История всей Руси в образах ее святых.
Есть в Рождественской церкви икона св. прав. воина адмирала Федора Ушакова с частицей его мощей; святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси – с частицей его гроба… Серафима Саровского – с частицей покрова от его мощей.

Копия Богородичной иконы «Неупиваемая Чаша» была освящена на Вербное воскресенье 2004 г. в знаменитом Серпуховском Высоцком монастыре, куда едут молиться об избавлении от недуга пьянства со всей России. Теперь в Рождественском храме еженедельно, каждую среду, пред этой иконой в 1500 проводится молебен с водосвятием.

Особенно почитается прихожанами и Казанская икона Божией Матери современного письма. Чудеса, как известно, даются по вере – и вот уже более 20 крестов висит на ризе этой иконы: крестов, пожертвованных людьми, получившими исцеление или исполнение своих молений.

Храм становится все более известен. Часто он принимает в своих стенах великие святыни, временно привозимые для поклонения из других городов – и тогда за считанные дни в нем успевают побывать тысячи и тысячи паломников.

Дважды в храме Рождества Христова выставлялась на поклонение чудотворная икона Серафима Саровского из Дивеево (сентябрь 2003 и март 2004 гг.). В апреле – мае 2004 г. приход торжественно принимал у себя Феодоровскую Костромскую икону Божией Матери. Наконец, важным событием в жизни всей Казанской епархии в 2005 году стало прибытие в этот храм Почаевской иконы Божией Матери с далекой Западной Украины. С 17 января 2005 г. эта великая святыня в течение 3 недель неотступно пребывала здесь, и каждый день пред ней беспрерывно совершались молебны. Икона вернулась в Почаевскую лавру, но частицы мощей преподобного Иова и Амфилохия остались в алтаре храма как дар лавры. Теперь это – достояние не только молодого Христорождественского прихода, а всей православной Казани.

Из книги Андрея Рощектаева «Путеводитель по святыням Казанской епархии»

Духовенство храма

Настоятель: протоиерей Владимир Самойленко. Клир: иерей Анатолий Зеленин, иерей Сергий Бухенко, иерей Алексий Обрезков, диакон Кирилл Дмитриев. Заштатный клирик: иерей Игорь Кулешин



Теги:
Храм Рождества Христова
 
 

Все публикации