Храмы Татарстана

Храм святителя Николая Чудотворца, город Казань (поселок Константиновка)

  Количество просмотров

Деревянная церковь. Действует
Престолы: святителя Николая Чудотворца
Год постройки: между 1913 и 1918
Cайт: konstantinovka.prihod.ru
Адрес: Республика Татарстан, город Казань, поселок Константиновка, улица Советская, д. 77а.
Проезд: В сторону выезда из города по Мамадышскому тракту, на перекрестке с Самосырово - Константиновка налево в Константиновку. Через 850 метров налево по дорожному знаку главной дороги, проехав около 400 метров и миновав мост еще раз налево и через 200 метров направо, к школе. Подняться в гору около 100 метров, по правую сторону от дороги будет церковь.

История прихода

История прихода села Константиновки начинается в 1913 году. В Национальном Архиве Республики Татарстан сохранились документы, которые рассказывают нам об открытии церкви.

Жители села тогда относились к приходу села Царицина, куда должны были ездить на церковные службы, там же совершались крещения, венчания, отпевания. В весеннее время добраться до Царицино было сложно из-за половодья, и люди лишались возможности помолиться в храме.

Тогда жители Константиновки решили построить свой храм. Крестьянин деревни Константиновки Алексей Федорович Булыгин на личные средства приобрел с разрешения архиепископа Казанского и Свияжского строительный материал бывшей Кизической духовной школы с домовым храмом, церковной утварью и прочими предметами и пожертвовал его на основание церкви в своей деревне. Здание это, думается, было уже не в лучшем виде, поскольку много лет служило школой и домовой церковью. Больших средств у крестьян не было – новую церковь они вряд ли бы построили. Решили купить за небольшую плату уже готовое здание и все принадлежности для службы.

9 июня 1913 года собрался крестьянский сход крестьян деревни Константиновки Воскресенской волости Казанского уезда, который постановил:

  1. Возбудить ходатайство о разрешении постройки храма во имя Святого Николая Чудотворца;
  2. Для сооружения церкви ежегодно производить денежный сбор по 1 рублю с каждого жителя;
  3. Избрать строительный комитет в составе Алексея Федоровича Булыгина, Николая Васильевича Мамочкина, Федора Самойловича Гришина и Петра Петровича Гаранина;
  4. Вымежевать из надельной пахотной земли 33 десятины (1 десятина – 1, 0925 га) и кроме того выделить необходимое количество земли под постройку храма, церковно-причтовых домов и кладбище.

(Национальный Архив РТ, фонд 4, опись 145, дело 127, листы 2-3)

Духовная Консистория 12 июня 1913 года утвердила постройку церкви в деревне Константиновке и определила земельный участок под храм и причтовые дома в 1,5 десятины.

(Национальный Архив РТ, фонд 4, опись 145, дело 127, листы 5, 5 об.)

Таким образом, епархиальное начальство разрешило строительство храма, и крестьяне дружно взялись за дело. Церковь «всем миром» строилась, все жители участвовали в этом святом деле. Иначе и быть не может – церковь же не магазин, не кинотеатр – это центр духовной жизни всего селения. И люди того времени хорошо это понимали! Вот сегодня чтобы храм построить тоже надо «всем миром» взяться – иначе дело не пойдет. Богу угодно чтобы храмы строились усилием всего населения, а не одного-двух человек. Сложное время нынче чтобы взяться храм построить? – А тогда легкое было? Началась Первая мировая война, многих крестьян призвали под ружье, крестьянам ой как тяжело жилось. А потом грянул страшный семнадцатый год, с его революциями и попранием старых устоев. Приближалась Гражданская война, голод. Но строительство храма было завершено!

Храм освящали в 1918 году, когда по стране многие епископы и священники уже были казнены большевиками или арестованы. На Церковь было развернуто настоящее гонение. В рапорте благочинного 2 округа Казанского уезда священника Владимира Грекова от 5 марта 1918 года значится, что:

11 февраля 1918 года было совершено освящение храма в деревне Константиновке Казанского уезда во имя Святителя Николая Чудотворца священником Владимиром Грековым совместно с ключарем Казанского кафедрального собора протоиереем Петром Александровичем Рождественским, протоиереями Порфирием Митрофановичем Руфимским, Николаем Петровичем Измайловым и Александром Васильевичем Павловским и священником села Царицино Семеном Федоровичем Лебедевым.

(Национальный Архив РТ, фонд 4, опись 145, дело 127, листы 44, 45)

В тяжкую годину междоусобицы, гонений на Церковь, голода и нужды в храме в честь Николая Чудотворца села Константиновка стали служить службы Божии. Не обошли стороной Никольский храм Обновленческий раскол, образование колхозов, аресты священников. Кто знает, может кто из священников или прихожан был расстрелян за веру во Христа или сгинул в сталинских лагерях? Сведений о тех годах сохранилось мало.

В Архиве сохранился Указ Президиума Верховного Совета Татарской АССР от 11 марта 1941 года, по которому церковь в селе Константиновка была закрыта, здание передано исполнительному комитету Столбищенского райсовета для использования под культурное учреждение.

(Национальный Архив РТ, фонд 4, опись 3610, опись 5, дело 904, лист 1)

Много вопросов остается у нас – каким образом приход продолжал существовать до 1941 года, ведь большинство храмов было закрыто в страшные тридцатые? Быть может долгое время в храме уже не было священника и службы не совершались, но тогда почему тянули до 1941-го года – года начала Великой Отечественной войны? И если уж дотянули – почему закрыли именно теперь, в 41-м, совсем незадолго до начала войны?

В сентябре 1943 года состоялась знаменательная встреча И. Сталина с митрополитом Сергием (Страгородским), будущим Патриархом, которая изменила государственно-церковные отношения: стали открываться монастыри и храмы, духовные академии и семинарии, священники вышли на свободу, стали издавать церковную литературу. Храм не достоял всего каких-то два с половиной года до такого резкого изменения взаимоотношений. Видимо, здесь есть Промысл Божий, который нам пока не открыт.

Старожилы помнят, как они гуляли под деревянными сводами храма, забирались на хоры, помнят росписи и необъяснимую силу Божией благодати, которую чувствовали в церковных стенах. В храме сделали зернохранилище, и многие жители села приходили сюда на работу.

В храме был пожар. Случилось это в 1956-м году во время грозы. Непогода была страшная – того и гляди, крыши с домов сорвет. Были молнии, одна из которых попала прямо в купол деревянной церкви. Дерево стало тлеть, хотя не разгорелось. Жители села стали тушить храм, но купол сильно обгорел. Со здания храма обгоревший купол стаскивали тракторами. Кто-то из жителей видел здесь Божий знак – люди перестали ходить в храм, перестали молиться Богу, и храм – этот символ людской веры – пострадал в огне. Так же, как этот купол, была обожжена вера русских людей. Многие в эти годы лишились веры в Бога, отступили от заповедей своих предков, многие лишились тогда своих «куполов».

Здание храма осталось. После реконструкции и пристроек здесь разместилась сельская школа: здание поделили на классы, на месте алтаря был пионерский уголок. Спасибо и на этом.

В 90-е годы в России стали массово открывать церкви, восстанавливать порушенное. Жители Константиновки тоже решили поднять из руин свой храм. Но решение, видимо, далось непросто и не сразу. Лишь в 2003 году процесс сдвинулся с мертвой точки.

За эти годы сделано в храме немало: убраны перегородки классов, выставлен иконостас, отремонтирована крыша, проведено отопление. Многое еще предстоит сделать.

Хочется надеяться, что в Константиновке будет стоять большой каменный храм с золотыми куполами, со звонким колоколами, с прекрасными иконами внутри. И в храме этом, всегда наполненном жителями Константиновки, будут возноситься Господу Богу молитвы о блаженной памяти предков наших усопших и во всем благом поспешении живущих.

Духовенство

Протоиерей Алексий Колчерин, настоятель

Вернуться к списку

Последние добавления