РЕЗОЛЮЦИЯ
Международной научно-практической конференции "Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура"

(Казань, 19-23 июня 2002 года)

19-23 июня 2002 года в Казани состоялась Международная научно-практическая конференция 'Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура'.
Конференцию открыл Председатель Казанского Совета народных депутатов, Глава администрации г.Казани К.Ш.Исхаков. В адрес конференции были направлены приветствия от имени Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева, Патриарха Московского и Всея Руси Алексия, от Совета Федерации Федерального Собрания РФ, от Президента РАН Ю.С.Осипова, от Российской академии государственной службы. Конференцию открывал и лично приветствовал Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшин.
Конференция проходила под личным руководством руководителя "Православной Энциклопедии" и Большой Российской Энциклопедии С.Л.Кравец.
В конференции приняло участие более 100 участников и гостей конференции, среди них архиереи епархий Волго-Уральского региона, ученые, исследователи из России, Франции, Германии, Голландии, Ватикана. Было сделано более 70 докладов и сообщений.
Все участники конференции были участниками специального Круглого стола по теме 'Историко-культурное значение Казанской иконы Божией Матери и Казанского Богородицкого монастыря' и приняли отдельную резолюцию.
Участники конференции, отметив высокий научный уровень международного форума, важное политическое значение подобных инициатив, направленных на укрепление межконфессионального и межнационального согласия в ключевых регионах России, считают необходимым отметить следующее:

  1. На конференции впервые были обнародованы исторические исследования, которые свидетельствуют, что христианство в Волго-Уральском регионе начало распространяться с IX века, в частности в форме учреждения Хазарской епархии Константинопольского патриархата.
  2. Распространение христианства в Волго-Уральском регионе происходило преимущественно бесконфликтным путем. Поэтому, несмотря на факты религиозного противостояния в XII-XVIII вв., в целом, межконфессиональные отношения в самые различные исторические периоды были толерантными. В период Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства, Российской империи на этой территории в строгом научном смысле не было "религиозных войн". Так, например, в XVI веке имело место средневековое политическое противостояние между национальными государствами, где религиозный фактор играл вторичное значение.
  3. Казань, как город двух мировых религий, на протяжении многих веков не только является центром мирного межконфессионального диалога, но и должна стать одним из наиболее почитаемых в России центров православного паломничества. Сегодня актуален вопрос не только о возрождении самобытных архитектурных ансамблей Казани, но и центров религиозного почитания. В этом отношении необходимо воссоздать как архитектурный облик одного из наиболее почитаемых монастырей России - Казанского Богородицкого монастыря, так и создать инфрастуктуру, связанную с паломничеством на месте явления Казанской иконы Божией матери
  4. Следует содействовать развитию церковного краеведения, как одной из самобытных форм исторической регионалистики, развивающейся на стыке истории, этнографии, краеведения и богословских дисциплин.
  5. Участники конференции пришли к выводу о необходимости развития межконфессионального партнерства в решении социальных проблем.
  6. Учитывая серьезный научный потенциал казанской исторической школы, значение христианства в современном культурном развитии Татарстана, издать в рамках подготовки к празднованию 1000-летию Казани иллюстрированный с научными комментариями альбом "Храмы Казани".
  7. Принять к сведению готовность Церковно-научного центра 'Православная энциклопедия' и Министерства культуры РФ издать материалы секционных заседаний и круглых столов конференции.

По  материалам организационного комитета.