Архитектура обители

 

Архитектура

Рис. Галины РасчёсковойИстория возникновения построек Раифского монастыря, их художественный облик представляют несомненный архитектурный интерес. Несмотря на утраты и более поздние постройки, монастырь сохранил цельность облика до наших дней. Это единственный в Татарии сохранившийся монастырский комплекс, выдержанный в стиле барокко и предшествующих традиций XVII в.

Первоначально все монастырские постройки, включая ограду, были деревянными. Источники упоминают церкви во имя Св. Ефимия, во имя Происхождения Честных Древ Креста Господня, во имя Грузинской иконы Божьей Матери. По одной из надвратных церквей во имя Преподобных отец в Синае и Раифе избиенных монастырь и получил свое название.

Современный каменный ансамбль сложился за короткое время в 1690-1717 годы. Сохранившееся изображение монастыря работы неизвестного художника показывает, насколько выразительным в целом этот ансамбль был в XVIII cтолетии. На ней ясно читается его композиция, изображенная со стороны озера, в водах которого монастырь отражается множеством своих башен и глав. Достаточно точно воспроизведены сами постройки.

Сравнительно небольшой по размерам комплекс, в плане имеющий форму пятиугольника, был обнесен по периметру невысокими стенами с башнями. Эта ограда носила традиционный для монастырей предшествующего времени оборонительный характер, оправданный здесь расположением обители вдали от города среди инородцев. Она во многом определила выразительный облик ансамбля. Как обычно, по углам крепости стояли круглые башни, а на пряслах - прямоугольные, проездные и с церквями. Планировочную ось ансамбля определяли Святые врата. Главная дорога из Казани вела к Святым вратам в восточной стене. Вторые Святые врата "к озеру" акцентировали парадный фасад монастырского комплекса с южной стороны. Кроме того, проездные ворота были устроены также в северной стене монастыря, вблизи хозяйственного двора.

Сохранившееся изображение монастыря работы неизвестного художника.Западная наугольная башня. Утрачена в 1984 году.Старый Троицкий храм и старая деревянная колокольня. Демонтирована в 1899 году.
Братский корпус "Алексиевские покои" с Софийской церковью, 1886 год.Библиотечный корпус, 1915 год.Общий вид Раифской пустыни, 1886 год.
Братский корпус (1812 год), восстановливается, 2003 год.Часовня у озера на южной стене, 2003 год.Монастырская площадь и часовня Святой источник, 2003 год.
Северо-восточная наугольная чторожевая башня. Восстановлена в 1995 году.Храм Преподобных Отцев в Синае и Раифе избиенных. Первый  каменный  храм, 1708 год.Монастырское кладбище, 2003 год.Северо-западная сторожевая башня (восстановлена в 2002 году).

Композиционным ядром монастырского комплекса являлись два каменных храма - собор во имя Живоначальные Троицы и церковь во имя Преподобных отцев в Синае и Раифе избиенных, поставленные в центре монастыря по сторонам главной оси. К церкви Преподобных отец примыкала колокольня, служившая высотной доминантой всего ансамбля.

Церкви, которых в 1739 г. насчитывалось до 15, располагались также в башнях и ограде. Софийская церковь возвышалась над северной монастырской стеной. Была также церковь в южной ограде. К Софийской церкви с восточной стороны примыкал корпус с братскими кельями (так называемые «Алексеевские покои»).

Еще одни братские кельи располагались у южной стены, примыкая к ризнице. Настоятельские (казначейские) покои тянулись вдоль западной стены. Есть сведения о том, что в одном из корпусов находилась больница, учрежденная в монастыре в 1724 г. Юго-восточную часть монастыря слева при входе занимало кладбище, а дальний северо-западный угол - хозяйственный двор.

Раифский монастырь с высоты птичьего полета, 2002 год.Храмы обители, 2003 год.Монастырская звонница, 2002 год.
Монастырское кладбище зимой, 2003 год.Монастырское кладбище летом превращается в цветник,     2002 год.Упокой, Господи, души усопших раб Твоих! 2002 год.
Строгость и изящество монастырю придают ажурные решетки цветников, 2002 год.Интерьер храма преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных, 2003 год.Иконостас храма преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных, 2003 год.
Святые врата, 2003 год.Элементы декора Софийскрй церкви, 2003 год.Зимняя сказка, 2003 год.

На повороте к монастырю от казанской дороги справа стояла деревянная часовня, позднее она была перестроена в камне.

Таким образом, направление движения пришедшего в монастырь паломника складывалось следующим образом. При входе ориентиром для него служила церковь Преподобных отцев, и дорожка, минуя кладбище слева, вела прямо к ней.

Затем посетитель видел Троицкую церковь, и дорожка направлялась туда, обогнув церковь Преподобных отцев. От Троицкой церкви открывалась перспектива с видом на Святые врата "у озера" в створе двух храмов. Дорожка приводила на открывшуюся площадь, сформированную двумя храмами, братским и настоятельским корпусами. Такая пространственно - планировочная структура не менялась на протяжении всего времени существования монастыря и сохранилась до наших дней.

Софийская церковь, 2003 год.Раифские цветники, 2002 год.Цветник во внутреннем дворике у Детского корпуса, 2003 год.
Сохранившийся участок стены с бойницами нижнего боя, 2003 год.Декоративная консоль, 2003 год.Декоративные решетки опоясывают Раифские цветники, 2002 год.