Казанская Божья Матерь – благословение России и Петербургу.

Казанская икона Божией Матери – это Ее благословение народу российскому, всей нашей дорогой Отчизне.

Обрели икону в Казани в 1579 году, в один из самых тяжелых периодов для Руси – последнем времени царствования Иоанна Грозного.

Летом 1579 года в Казани был страшный пожар, половина города обратилась в пепел. Девятилетней Матроне, дочери стрельца Даниила Онучина, явилась во сне икона Божией Матери, потом ей приснилась Сама Богородица и сказала, что Ее икона находится в земле, там где до пожара находился дом родителей девочки, и велела передать это архиепископу и воеводам. Девочка сразу побоялась об этом рассказать, но потом поведала все своей матери. Мать не обратила внимания на слова дочери. Тогда матроне опять приснился сон: Божия Матерь приказывала рассказать о Своем явлении. Мать снова не послушала девочку. Но вслед за этим последовало новое явление, уже грозное. Однажды во время дневного сна Матрона чудесным образом было перенесена на середину двора и здесь явилась ей та же икона Божией Матери. От Ее лика исходили огненные лучи. Матрона услышала голос: «Если ты не поведаешь глаголов моих о том, чтобы достали Мою икону из недр земли, она явится в другом месте. Ты же лишишься жизни».

Матрона упала на землю и долго лежала так. Затем, придя в себя, позвала мать и со слезами просила ее передать о видении архиепископу и воеводам. Та сначала не хотела, но дочь сказала: «Если тебе угодно, чтобы я умерла, то не ходи».

Тогда мать пошла с дочерью к городским воеводам. Они только рассмеялись. Пошли к архиепископу – тот также не внял словам девочки. А она плакала и просила мать. Тогда мать решила сама рыть землю на месте своего сгоревшего дома. Копала долго и безуспешно. Узнав о явлении, многие люди пришли помогать – перекопали весь двор, н икону не нашли. Тогда девочка взяла заступи начала копать в месте, где была печь в сгоревшем доме. И скоро, к великой радости своей, Матрона обнаружила что-то, завернутое в кусок сукна. Сукно развернули – там оказалась икона Божией Матери с Младенцем. Таких икон раньше никто не видел. Она была совершенно новая, будто только что написана, и вся сияла.

Весть об этом облетела весь город. Архиепископ Иеремия, узнав о событии, тотчас поспешил с крестным ходом во главе собора духовенства, сопровождаемый огромным стечением народа. Архиепископ и воеводы с плачем падали перед чудотворным образом и молились Богоматери о прощении своего неверия.

Судьба чудотворной иконы неразрывно связана с Петром Первым и новым градом на невских берегах, - градом, носящим имя святого Апостола Петра.

Повествование об иконе Казанской Божией Матери, о судьбах России неизбежно приводит к великому святителю нашей церкви – епископу Митрофану Воронежскому. Святительство свое он начал в 1663 году. В первом послании к пастырям он писал: «Христос Спаситель, вручая апостольству паству, трижды сказал ему «Паси», как бы внушая, что есть три различных образа пасения: слово учения, молитва при пособии Святых Таин и пример жизни. Действуйте и вы тремя способами: подавайте пример доброй жизни, учите людей своих и молитесь за них, а согрешивших приводите к покаянию».

Это был великий пастырь и истинный патриот Родины. Своим нравственным авторитетом, милосердием, молитвой он способствовал преобразованиям Петра Первого, необходимость которых хорошо понимал. Не многие из пастырей церкви поддерживали Петра – он был очень одинок. Но зато какие святители молились за него – св. Дмитрий Ростовский и св. Митрофан Воронежский! Их святительское Напутствие значило для Петра очень многое. Через этих святителей он получал благословение Божие на многие дела.

Для современников, да и для многих последующих поколений были непонятны энергия и настойчивость императора при постройке Петербурга. Даже сейчас часто встречаются непонимание и странная неприязнь к этому удивительному и прекрасному городу. Но давайте вспомним давние события…

В 1682 году Петр Первый приехал в Воронеж с целью постройки флота для похода на Азов. Святитель Митрофан убеждал народ всемерно помогать Петру, хотя многие считали дело сие совершенно бесполезным. Святитель отдал для постройки флота все имеющиеся у него деньги, сознавая, что они идут на благо России. Петр советовался со святителем, очень любил его и почитал.

Однако знакомство их началось совсем иначе. В 1682 году император построил дворец и послал за святителем Митрофаном, чтобы тот приехали освятил дворец. Святитель ничего не ответил и не приехал. Император разгневался и второй раз послал за Митрофаном. Снова никакого ответа. Петр в третий раз посылает гонца со словами. «Скажите этому черноризцу, что если он немедленно не приедет ко мне, то я прикажу привезти его голову на блюде, как главу Иоанна Предтечи».

Святой Митрофан ответил на это так: «Передайте этому безбожному царю, что моя голова останется цела, а свою голову государь скоро сложит, если не возьмет себе в помощницы заступницу усердную – Матерь Божию. А дворец я приеду освятить только после того, как из него удалят статуи языческих богов».

Когда Петру передали эти слова, он сразу приехал к святителю. Император встал на колени перед ним и просил прощения и святых молитв о себе, стране, народе.

Святитель Митрофан сказал тогда: «Возьми икону Казанской Божией Матери – и она поможет тебе победить злого врага. Потом ты перенесешь эту икону в новую столицу. Ты хотел освятить дворец здесь – я сделаю это, если ты удалишь из него идолов. Но он тебе не понадобится. Ты будешь жить в других дворцах, на Севере, и воздвигнешь новую столицу, великий город в честь святого Петра. Бог благословляет тебя на это.

Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего. До тех пор, пока икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога».

Все слова святителя сбылись. В 1709 году Петр со всем воинством всю ночь молился перед Полтавской битвой о даровании победы у Казанской Божией Матери, так называемой «Каплуновской». Икона была обретена в 1689 году в селе Каплуновка Харьковской губернии. Эту икону подарил фельдмаршалу Шереметьеву и она сейчас хранится в Париже у наследников графа как великая фамильная реликвия рода Шереметьевых.

Русское воинство разбило врага – более сильного и обученного, более опытного и закаленного. Петр сам участвовал в сражении и поразил множество шведов.

Потом царь построил Петербург и не сомневался, когда перед ним вставали трудности. Он знал, что делал дело, благословенное Богом, он верил словам святителя Митрофана.

Скончался святитель Митрофан в 1703 году в день памяти князя Александра Невского. Петр приехал на похороны, сам нес гроб святителя от собора до усыпальницы. Он сказал тогда: "Не осталось у меня больше такого святого старца. Ему же буди вечная память».

В 1710 году по повелению императора Петра 1 список с казанской иконы был перенесен в из Москвы в Санкт-Петербург и поставлен в центре новой столицы на Петербургской стороне Посадной улице старого гостиного двора в деревянной часовне. В 1721 году перенесен в Троицкий собор Александро-Невской лавры. В 1737 году в день освящения нового храма Рождества Богородицы на Невском проспекте, на месте, где ныне Казанский собор, икона была перенесена в него и украшена золотой ризой с драгоценными камнями императрицей Анной Иоанновной.

В 1800 году архитектору Воронихину было поручено сооружение Казанского собора на Невском проспекте – чтобы поместить в нем прославленную икону. М.И. Кутузов, бывший тогда генерал-губернатором С.-Петербурга, с большим вниманием следил за строительством и много помогал. В 1811 году перед самым началом войны икона была перенесена в Казанский собор.

В 1812 году, после назначения своего главнокомандующим, М.И. Кутузов поехал в Казанский собор и молился у иконы Казанской. Просил благословения у Божией Матери на подвиг, на борьбу с врагами Отчизны. И снова Божия Матерь не оставила чад своих, защитила страну Российскую от нашествия. 22 октября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, русские войска под предводительством Милорадовича и Платона разбили арьергард Даву. Это была первая победа русского оружия в Отечественной войне. Враг потерял 7 тысяч человек. В этот день выпал первый снег и начались сильные морозы, так губительно повлиявшие на французов. С этого дня армия неприятеля стала таять.

Казанский собор в Петербурге стал храмом – памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас алтаря изготовлен из серебра, отбитого донскими казаками у французов. И перед самим собором стоят скульптурные изображения полководцев Кутузова и Барклая де Толли. Не случайно наш великий полководец и воин – М.И. Кутузов, приведший русскую армию к победе , завещал похоронить себя в Казанском соборе, в храме освященном в честь иконы Божией Матери Казанской, которую он так почитал всю жизнь.

В феврале 1917 года, в день накануне отречения императора Николая II от престола и окончания самодержавия в России в Москве была явлена Икона Божией Матери, именуемая «Державной» – чудотворная икона, включенная в число общерусских святынь.

Это было явным знамением того, что Божья Матерь не оставляет Россию и в эти страшные годы крушения государственной власти, веками стоявшей на началах самодержавия. Отныне же Божья Матерь является Державной Правительницей России, имеющей в своих руках судьбу страны и народа.

… Перед самой февральской революцией священнику Марфо-Мариинской обители в Москве о. Митрофану Серебровскому было во сне видение. Первая картина – стоит прекрасный храм и вдруг появляются языки пламени, весь храм в огне, страшное и величественное зрелище. Вторая – преподобный Серафим Саровский стоит коленопреклоненный на камне с молитвенно воздетыми руками. И третья – изображение царской семьи в черной рамке, из краев которой начинают расти побеги, закрывающие все изображение белыми лилиями. О. Митрофан рассказал о своем видении игумении обители, великой княгине Елизавете Феодоровне. Она ответила, что может изъяснить этот сон. Первая картина означает, что за грехи наши, беззакония и оскудение любви церковь и страна будут ввергнуты в тяжкие бедствия. Будут разрушены храмы, монастыри. Начнется страшная братоубийственная война. Но Россия и Церковь не погибнут. По молитвам преподобного Серафима Саровского и других праведников нашей Отчизны Россия будет помилована. Третья картина означает, что в России будет революция и царская семья погибнет во искупление своей вины перед народом и тех беззаконий, что творились при дворе.

Все это сбылось. В то же время произошло восстановление Патриаршества на Руси, в свое время предсказанное преподобным Серафимом Саровским. Этим восстановлением, как и явлением иконы «Державной», было показано Промыслом Божиим, что и в самое жестокое и трудное время Матерь Божия не оставляет нас, что она Заступница Усердная, Предстоятельница наша пред Престолом Божиим.

Где же явилась Державная икона? В Москве, в Коломенском, в храме в честь Казанской Божией Матери, где был и поныне есть чтимый список с этой иконы. И сейчас на месте явления иконы бьет источник святой воды, а неподалеку от него – источник св. великомученика Георгия.

1941 год… Началась страшная, невиданная война, в которой враг имел единственную цель – уничтожить Святую Русь, стереть с лица земли не только наш народ, но даже воспоминание о России.

Особо тяжелой была для нас зима 1942-го года. Немцы рвались к Москве. В блокадном кольце находился Ленинград. Очень немного истинных друзей осталось тогда у нашей страны. Но они были, и с тревогой и сочувствием молились за нас и помогали нам.

В начале войны патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием ко христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Промыслом Божиим для изъявления воли Господней и определения судьбы русского народа был избран Илия Салиб – митрополит гор Ливанских (Антиохийский патриархат). Он почитал Россию, ее святыни и помнил, что значит она для мира.

После обращения Александра III Илия Салиб горячо, всем сердцем молился о спасении страны Российской перед иконой Казанской Божией Матери. Владыка спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего – ни стола, ни стула, - лишь каменный пол и стены. Он затворился там на три дня не вкушал воды и пития и не спал, а только молился – на коленях перед иконой Матери Божией с лампадой. Илия Салиб просил Заступницу открыть, чем можно помочь России. Каждое утро владыке приносили сводку с фронта о числе убитых и о том, где враг. И вот через трое суток бдения потолок келии растворился и воссиял столп огненный, в котором явилась Сама Матерь Божия. «Сын Мой, встань, не плачь, молитва твоя услышана», - троекратно произнесла Пресвятая Дева. Матерь Божия объявила, что он избран как истинный молитвенник и друг России, чтобы донести волю Божию до страны и народа российского: «Успеха в войне не будет, доколе не отворят все закрытые по стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии; не выпустят из тюрем и не возвратят с фронтов священство – для богослужения.

Сейчас готовится к сдаче врагу Ленинград. Город Святого Петра не сдавать. Доколе мое изображение находится в нем – ни один враг не пройдет. Пусть вынесут чудотворную икону Казанскую и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую землю. Это избранный город.

Необходимо отслужить молебны перед иконой Казанской Божией Матери под Москвой, под Сталинградом… Икона с войсками должна идти до границ России. По окончании войны митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена».

Владыка Илия связался с представителями Русской Православной Церкви и советским правительством и передал им Господне определение. И теперь хранятся в архивах письма и телеграммы митрополита Илии в Москву. Сталин вызвал в те дни к себе митрополита Ленинградского Алексия, митрополита Сергия и обещал исполнить все, что передал Илия Салиб, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение.

Все произошло так, как и было предсказано. В осажденном Ленинграде не было сил, чтобы удерживать врага. Страшный голод ежедневно уносил тысячи людей. Тогда вынесли из Владимирского собора, что напротив Тучкова моста, Казанскую икону Божией Матери и пошли с крестным ходом. И произошло удивительное. Гитлер изменил свои планы, хотя не представляло большого труда войти в измученный, голодный город, но благоприятный момент был упущен, и произошел перелом событий.

Враг был отброшен. Город выстоял ценою жизни и удивительного героизма тех, кто его защищал и кто молился за него. Снова подтвердилось пророчество святителя Митрофана: город святого Петра избран самой Богородицей и пока в нем находится Казанская Ее икона, и есть молящиеся, враг не сможет войти в город. Вот почему ленинградцы так почитают икону Казанской Божией Матери. Она во все времена от основания града была Заступницей его.

После Ленинграда Казанская икона Божией Матери начала свое шествие по России…

Были открыты Духовные семинарии, академии, возобновлена Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра и многие монастыри. Было разрешено перенести мощи святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси в Богоявленский собор, где стояла икона Казанской Божией Матери, бывшая с ополчением в 1612 году. Наступило время возрождения веры в нашей стране.

В октябре 1947 года Сталин пригласил митрополита Илию в Россию. Он побоялся не исполнить обещания, ибо все пророчества, переданные владыкой, сбылись. Перед приездом гостя Сталин вызвал владыку Алексия, ставшего тогда уже патриархом и спросил: «Чем может отблагодарить митрополита Илию Русская Церковь?» Святейший предложил подарить владыке Илии список с Иконы Казанской Божией Матери, крест и панагию. Самые искусные ювелиры сработали эти дары и украсили их драгоценными камнями, добытыми во всех областях страны, таким образом, вся держава приняла участие в изготовлении этих подарков.

Митрополит Илия прибыл в Москву. Встречали его торжественно. Как он был растроган! «Всю войну день и ночь я молился о спасении вашей страны, - сказал владыка. – Я счастлив, что мне довелось стать свидетелем возрождения веры на святой Русской земле и увидеть, что Господь и Божия Матерь не оставили вашу страну, а наоборот, почтили ее особым благоволением. С великой благодарностью принимаю эти дары от всей земли русской как память о любимых мною стране и народе. Желаю вам, дорогие мои, и надеюсь, что по словам великого русского святого преподобного Серафима Саровского, вы посреди лета запоете «Христос Воскресе!» Вот радость-то будет по всей земле великая».

Тогда же правительство наградило митрополита Илию Сталинской премией за помощь России во время войны. От премии владыка отказался, сказав, что монаху деньги не положены. Напротив, он сам передал нашей стране крупную сумму денег – на детей, которые остались без отца и без матери.

Из Москвы митрополит Илия поехал в Ленинград. Ниже приводится воспоминание одного из очевидцев встречи владыки в Ленинграде: «Перед самым приездом митрополита Илии в Ленинград мне явился во сне незнакомый священник и сказал: «Через три дня ты узнаешь, как была спасена Россия. Не забудь об этом и поведай другим». И вот по делам службы я оказался рано утром на Московском вокзале. Вдруг вижу – множество сотрудников милиции, солдаты, почетный караул. Никого туда не пускают. Все говорят, наверное, Сталин приехал. Подхожу к оцеплению, вижу – идет Косыгин (его как ленинградца отправили сопровождать владыку), с ним митрополит Григорий Ленинградский и митрополит Илия Салиб. Утром 10 ноября митрополит Илия служил литургию в Никольском соборе.

На следующий день я пришел к знакомому, а он говорит: «Поехали во Владимирский собор. Там сегодня будет великое событие. Весь город об этом говорит».

- Зачем так рано, ведь три часа до службы?» – спрашиваю я. – Да иначе не попадем, столько народу там сейчас собралось». Пошли мы во Владимирский собор. Творилось что-то необыкновенное тогда в городе: все улицы заполнены народом. Около 200 тысяч человек стояли у Тучкова моста. Весь транспорт остановился. Еле пробрались к собору, а внутрь не попасть – солдаты из оцепления никого не пропускают. Вдруг из боковой двери выходит наш знакомый староста: «Пошли, я вас дожидался!» Он-то и провел нас в храм. И мы оказались близко от алтаря. Слева от солеи было отгорожено место, где находились члены правительства. И вот появились митрополит Илия, митрополит Григорий, епископ Симеон – ректор Духовной семинарии и Академии, священство. Отслужили малую вечерню, после чего состоялось возложение дара владыки – золотого венца, украшенного драгоценными камнями, на казанскую икону Божией Матери. Митрополит Илия произнес проповедь, в которой рассказал, как явилась к нему Божия Матерь и что она ему поведала. «Я молился за ваш прекрасный город и так благодарен Господу: Он удостоил меня побывать здесь.

Я увидел настоящую веру и понял, что Матерь Божия не оставила чад Своих. Мне преподнесли дары. Крест, украшенный камнями со всех концов земли Российской, я положу на престол кафедрального собора и попрошу, чтобы и после моей кончины этот крест оставался на престоле. Икона Божией Матери займет особое место в алтаре и всегда будет напоминать мне во время богослужения о России. Простите, что не могу обнять и благословить каждого из вас. Посылаю благословение Господне на всех и всегда буду молиться о вас». Конечно, говорил он через переводчика, но почти все в храме плакали. Это было незабываемо. Какое счастье тому, кто мог быть в этот день во Владимирском соборе. Какая радость на всю жизнь! Это был такой духовный подъем. Могучая общая молитва. У людей сердца бились в унисон, и все чувствовали себя братьями и самыми дорогими друг другу. И вот все запели тропарь: «Заступнице усердная…». Невозможно передать, какое чувство овладело всеми нами во время пения. Казалось, что пел весь храм, и весь народ поднялся на воздух. Когда вышли из храма, запели стоящие на площади, на соседних улицах, у стадиона: десятки тысяч петербуржцев – все пели! Тут и плакали, и молились истинно Спасительнице России.

протоиерей Василий Швец