История Преображения Господня

Преображение Господне 6 / 19 августа Праздник Преображения Господня - 19 августа (нов. ст.) имеет один день предпразднства (18 августа) и семь дней попразднства (с 20 по 27 августа). Отдание праздника совершается 27 августа. В православном календаре этот праздник называется «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа». История праздника Задолго до Своих крестных страданий и смерти Христос подготавливал к ним учеников Своих , чтобы они верно восприняли и поняли грядущее. Апостолы должны были уверовать, что их Учитель не еврейский пророк, а воплотившийся для спасения рода человеческого Сын Божий. Правда, апостолы уже не раз исповедовали Его Сыном Божиим, но и они жили общееврейской надеждой, что ожидаемый Мессия будет земным царем Израилевым. Наблюдая Его чудеса, огромное влияние Его на народ, они не сомневались, особенно после насыщения пяти тысяч человек, что Христос провозгласит Себя царем Израиля; менее всего они думали тогда об избавлении людей от греха, проклятия и смерти, о даровании жизни нетленной, вечной. Поэтому необходимо было, говорит преподобный Ефрем Сирин, чтобы "Господь явил им Царство Славы Своей прежде поругания Своего и честь прежде бесчестия, чтобы, когда будет взят и распят, они знали, что распят не по немощи, а добровольно для спасения мира". И явилась апостолам Слава Господня. С тремя ближайшими учениками - Петром, Иаковом и Иоанном - Христос восшел на высокую и прекрасную гору Фавор, чтобы помолиться. Христос молился на самой вершине горы, чуть ниже - апостолы. Молясь, апостолы отягчены были сном и не видели начала Преображения Господня. Их пробудило сияние славы, - необычайный свет, исходящий от Господа. Они увидели лицо Христа просветившимся, как солнце, и одежды Его белыми, как свет, как искрящийся на солнце снег. "Дух молитвы, - говорит митрополит Филарет, - сливаясь с Духом Божиим, исполнил светом душу Иисусову. Преизбыток сего света, не сдерживаясь в душе, пролиялся на тело, одежду и просиял в лице". И узрели апостолы рядом со Христом Моисея и Илию, явившихся в сиянии славы небесной. Ветхозаветные мужи беседовали со Христом об исходе Его во Иерусалим для совершения искупительного подвига. Озаренные необычайным, напоившим сердца светом, апостолы испытывали неизъяснимое блаженство, как если бы они пребывали не на земле, а на небе. И когда мужи-небожители стали разлучаться со Христом, святой апостол Петр взмолился ко Господу: Наставниче, добро есть нам здесь быть; и сотворим сени три: едину Тебе, едину Моисею и едину Илии (Лк. 9, 33). Но Христу надлежало еще испытать уничижение и бесславие поношения и заушения, пережить муки Голгофы, умереть, воскреснуть, вознестись и только тогда войти во славу небесную, даровать райское блаженство возлюбившим Господа. Начаток будущего блаженства Христос и явил апостолам Своим Преображением, свидетельствовавшим о Нем, как о Сыне Божием. Свидетельство о Христе, как Сыне Божием, апостолы услышали и от Самого Отца Небесного. Евангелист Матфей так говорит об этом: Еще когда он (Петр) говорил (молил Христа о сенях), се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17, 5). И осенившее апостолов облако, и голос Отца Небесного были так внезапны, что апостолы испугались, пали ниц и лежали до тех пор, пока Христос, подойдя к ним, не коснулся их, сказав: "востаните и не бойтесь" . Они приподняли головы, но никого уже не увидели, кроме Спасителя, сказавшего им: "никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых". Таково евангельское повествование о преображение Господа на горе Фавор. Само же начало праздника Преображения Господня относится к раннехристианским временам. Несомненные свидетельства о нем идут от V в.(слово на этот праздник патр. Прокла). Существование праздника в этом веке несомненно указывает на его более древнюю христианскую традицию. О всеобщем праздновании Преображения Господня в VIII в. и последующих веках на Востоке единогласно свидетельствуют все Богослужебные памятники, дошедшие до нас от того времени. В VIII в. Св. Иоанн Дамаскин и Козьма Маюмский составили многие песнопения на этот праздник, которыми Православная Церковь прославляет событие и в настоящее время. Исходя из евангельской хронологии Преображение Господне было в феврале, незадолго до крестных страданий Спасителя(Мф. 16, 21), а не в августе. Празднование Св. церковью Преображения Господня В августе установлено в следствии того , что празднование в феврале приходилось бы на дни Св. Четыредесятницы (Великого Поста) - что было бы не совместно с великопостным служением и печальным временем поста и покаяния, изображающим собою настоящую (сегодняшнюю) многобедственную жизнь, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собою будущий век. Девятнадцатого же августа именно, а не в другое какое либо время празднуется Преображение Господне потому, что 27 сентября установлено празднование Воздвижения Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых; а так как Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то был сделан обратный сорокодневный отсчет от праздника Воздвижения Креста Господня, установив тем самым день празднования Преображения 19 августа.