Проповедь в день памяти Владимирской иконы Божией Матери.

В одном из тех песнопений, которые воспевает Святая Церковь, обращаясь к Господу Спасителю, поет Ему: "Матерь Свою нам заступницу даровал еси." Господь бесконечно милосерд; но однако же святитель Феофан Затворник, когда-то писал в своих вдохновенных творениях: "Какой у нас Господь милостивый и щедрый, долготерпеливый и многомилостивый! И однако же мы все-таки доводим Его своими грехами, до того, что Он бывает вынужден браться за жезл карающий." ... Но однако же Господь неистощим в средствах и способах Своего милования, и Он даровал нам Заступницу Усердную - теплую Заступницу мира холодного. Ту, Которая Своим покровом покрывает нас грешных, и, покрывая нас, молится к Сыну Своему о всем роде христианском.

Человек грешный и немощный не способен видеть святые существа духовного мира. Преподобный Серафим говорит, что даже на ангела грешнику невозможно взглянуть, настолько Ангел светоносен и славен. Тем более, неприступной является для грешного человека слава Преблагословенной Девы Марии - Владычицы мира. Только такие ее избранники, как преподобный Сергий, преп. Серафим и им подобные могут лицом к лицу созерцать Царицу Небесную "в Славе Ее." Но Она, зная немощь человеческую, зная, что человек хочет видеть пред собою образ достойно поклоняемой святыни, даровала нам, русским людям, много Своих чудотворных икон. И вся русская земля постоянно славила то ту, то другую чудотворную икону Божией Матери, чрез которую являемы были ее милости. Здесь сейчас вы видите прославляемую ныне Икону Владимирской Божией Матери.

Все чудеса, явленные Пресвятой Богородицей - это проявления ее любви, ее благоснисхождения к человеческой немощи. Но человек, прославляя св. Иконы Божией Матери и св. Божиих угодников и поклоняясь пред ними, должен помнить, что и он сам создан по образу и по подобию Божию. Св. Отцы учат нас различать образ и подобие. Образ Божий в самом, так сказать, конструктивном существе человека. Он создан именно по образу Божию. И св. Отцы говорят, что даже тогда, когда грешник будет осужден на адские муки и будет мучиться в аду за свою нераскаянность и неверность Богу, то образ Божий он будет в себе сохранять. Но что касается подобия Божия, то оно, как говорят св. Отцы, состоит в нравственном совершенстве человека. "Будьте милосердны, как Отец Ваш небесный милосерд есть; будьте совершенны, как Отец Ваш небесный совершен есть," заповедал нам Его Возлюбленный Сын, этим указавший нам чудесный, беспредельно высокий и прекрасный идеал, никогда недостигаемый, но всегда влекущий к себе очищающуюся человеческую душу. И вот именно в нравственном совершенстве и есть подобие Божие. Многие св. угодники Божии потому и именуются "Преподобными," что они раскрыли в своей душе подобие Божие. А вы знаете, быть может, как сказано во св. Псалтири, что может сделать с собой человек. Оставаясь образом Божиим он однако же не только может потерять подобие Божие, но - как сказано у св. Псалмопевца "человек в чести сый" - почтенный Богом, не уразумел этого и уподобился несмысленным скотам. . . Кому подобен, например, несчастный человек, лежащий в пьяном виде в грязи под забором? Действительно, человек может дойти до того, что уподобляется несмысленным скотам! Поэтому, если образ Божий в нас есть всегда, то создавать в себе подобие Божие, - уподобляться Богу - наша жизненная задача.

Вот смотрите - пред вами образ Владимирской Иконы Божией Матери. Когда-то этот образ был совсем темным, и ничего нельзя было на нем рассмотреть. На руках у покойной матушки игуменьи Руфины образ чудесно просветлел и засиял. Этим поразительным чудом Господь приводит нас к тому, чтобы мы вспомнили о том, что и в нас - образ Божий, и мы должны стремиться к тому, чтобы подобие Божие сияло бы в нас, и чтобы человек уподоблялся бы не скотам несмысленным, а Господу Богу своему. Который создал его по Своему образу и подобию, и ждет, что он не станет на путь неверности Богу и отступления от Него, и это подобие не утеряет, а будет идти путем доброй христианской жизни и угождения Богу. Этим путем шли угодники Божии, которых мы именуем как сказано выше, преподобными, за то, что они обновили и раскрыли в себе подобие Божие и достигли высшего духовного совершенства, какое достижимо для человека в его земной временной жизни. Аминь.