Митрополит Матфей

В истории митрополит Матфей известен со 2 июля 1606 г., когда он был назначен игуменом Кирилло-Белозерского монастыря. Он управлял названным монастырем в тревожное, смутное время (1606-1615 гг.), проявив при этом незаурядные администраторские способности и мудрую распорядительность. К его почину относится и организация защиты монастыря от натиска литовцев и поляков. Своими патриотическими действиями игумен Матфей завоевал большое доверие со стороны духовной и светской власти.

В 1613 г. его пригласили в Москву для избрания нового царя, где он был видным деятелем на состоявшемся 21 февраля 1613 г. Великом земском соборе.

Патриотическая и общественная деятельность игум. Матфея выдвинула его из ряда других духовных лиц, он был избран кандидатом на Казанскую митрополию.

7 февраля 1615 г. состоялась хиротония Матфея во епископа Казанского и Свияжского с возведением в сан митрополита.

В Казанском крае было в то время очень неспокойно. Отголоски смутного времени прокатывались по всему Поволжью. Поэтому на Казанскую кафедру требовался архипастырь деятельный и твердый. Этими качествами и отличался преосвященный Матфей.

Деятельность митрополита Матфея в Казанской епархии была обширна и разнообразна. В первую очередь ему пришлось усмирять взбунтовавшихся иноверцев, часто приходилось разбирать спорные дела казанских воевод, мирить их между собой. С ним советовались по всем житейским вопросам, он мог ответить и как организовать оборону города, и какое оружие применить, и где его достать. Митрополит Матфей пользовался доверием царя и патриарха, которые прислушивались к мнению Казанского архипастыря, как человека объективного в своих суждениях.

Митрополит Матфей, являясь мужем государственным, в сане иерарха, по прибытии в Казань, проявил себя как церковный деятель и радетель о своей разноплеменной пастве и как печальник о разных нуждах своей епархии. Он стремился укрепить православие в епархии. С этой целью осуществил перенесение почитаемых в Казани мощей св. Гурия из Спасо-Преображенского монастыря в кафедральный Благовещенский собор (20 июня 1630 г.).

Большое значение в деле укрепления православия в крае имела миссионерская деятельность митрополита Матфея. Однако напряженная обстановка среди новокрещеных, сложившаяся в период смутного времени, не давала возможности широко развернуть миссионерское дело. Поэтому святитель Матфей стремился, в первую очередь, удержать в православии тех, кто принял уже крещение раньше, защищая их от некрещеных соплеменников.

Большое внимание уделял митрополит Матфей строительству монастырей в крае, справедливо считая их опорой православия. При нем возникла знаменитая Седмиозерная пустынь в 18 км от Казани. Этой обители преосвященный Матфей уделял много внимания. Почти одновременно с Седмиозерной была устроена по благословению владыки и другая славная Казанская пустынь - Раифская. К первым годам его управления Казанской епархией относят устройство Троицкой Ураевской пустыни.

В 1625 г. возникла четвертая православная обитель при митрополите Матфее - Спасо-Юнгинский монастырь. Через три года в нем было построено две церкви - одна в честь Нерукотворенного Образа Спасителя, другая - в честь Казанской иконы Божией Матери. Много внимания уделял благоустройству архиерейского дома.

Святитель Матфей плодотворно управлял Казанской епархией в течение 31 года - дольше всех своих предшественников и преемников и скончался 13 января 1646 г. Погребен в кафедральном соборе, у северной стены.