Архипастыри: Священномученик Иоасаф, Афанасий, Ириней, Серафим, Венедикт.

Священномученик Иоасаф (Удалов Иван Иванович) временно управляющий Казанской епархией с 21 марта 1921 годам по 4 января 1922 года и с 21 августа 1922 года по 15 мая 1923 года 

Архиепископ Афанасий (Малинин Александр Антонович) временно управляющий Казанской епархией с декабря 1923 года, архиепископ Казанский и Свияжский с 7 мая 1929 года по 23 марта 1933 года

Архиепископ Ириней (Шульмин Михаил Александрович) временно управляющий Казанской епархией с 23 марта по 11 августа 1933 года. 

Михаил Шульмин – выпускник Казанской духовной семинарииБудущий казанский архипастырь родился 13 января 1893 года в Казани, в семье псаломщика церкви Казанского военного госпиталя. Закончил Казанское духовное училище и в 1914 году – Казанскую духовную семинарию, по второму разряду. В Казанскую духовную академию он поступал не по направлению, а волонтером, но хорошо сдал экзамены и был зачислен на казенный кошт. 2 декабря 1917 года епископом Анатолием (Грисюком) был пострижен в мо-нашество, 18 мая 1918 года рукоположен во иеромонаха. В 1918 году закончил Казанскую духовную академию кан-дидатом богословия (кандидатское сочинение: «Значение палестиноведения для изучения и понимания Библии[1]). Назначен настоятелем Верхотурского монастыря Екатеринбургской епархии и помощником епархиального миссионера. 27 января 1923 года рукоположен в епископа Кушвинского, викария Екатеринбургской епархии, управлял единоверческими приходами. Со 2 ноября 1923 года епископ Мензелинский, викарий Уфимской епархии, с 26 мая 1924 года епископ Малмыжский, викарий Вятской епархии, с 19 февраля 1925 года епископ Елабужский, викарий той же епархии. С января по май 1926 года находился в григорианском расколе. В 1929 году Елабуга вошла в состав Казанской епархии, и владыка Ириней стал викарием казанского архиепископа Афанасия (Малинина), со 2 декабря 1930 года с титулом епископа Мамадышского. С 23 марта по 11 августа 1933 года, то есть со дня перевода владыки Афанасия (Малинина) и до назначения архиепископа Серафима (Александрова) временно управлял Казанской епархией. С 26 апреля 1934 года епископ Пензенский и Саранский, с 8 мая 1935 архиепископ Куйбышевский. 24 ноября 1937 года арестован. Расстрелян в феврале 1938 года.

 

1. НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 924.

 

 

Серафим (Александров Дмитрий Александрович) архиепископ Казанский и Свияжский с 11 августа 1933 года по 25 декабря 1936 года.

 

Дмитрий Александрович Александров родился 19 октября 1867 года в селе Никитине Карсунского уезда Симбирской губернии в семье чиновника. Еще во время обучения в Саратовской духовной семинарии проявил особый интерес к расколу, участвовал в полемике со старообрядцами и в 1889 году, по окончании семинарии, стал помощником Саратовского епархиального миссионера. После вступления в брак в 1890 году был рукоположен во диакона, а в 1891 году – во священника и продолжал служить помощником епархиального миссионера, а с 1894 года – епархиальным миссионером, хотя эта должность предусматривала наличие высшего духовного образования. С введением с апреля 1905 года свободы вероисповедания условия деятельности миссионеров усложнились, теперь в их руках не было административных рычагов. В борьбе со старообрядцами можно было действовать только полемикой. В 1906 году отец Димитрий опубликовал в Самаре небольшую брошюру «К вопросу о Белокриницкой, или Австрийской, иерархии», в которой обосновывал неканоничность старообрядческих архиереев, а в 1907 году выпустил более солидный труд в двух томах – специально подобранный свод цитат из творений Святых Отцов, как тех, которыми широко пользовались старообрядцы, так и тех, которые, по мнению отца Дмитрия, опровергали старообрядческие утверждения[1].

В 1906 году протоиерей Димитрий Александров принимал участие в Предсоборном присутствии, был членом его четвертого отдела.

Его миссионерская деятельность внезапно прервалась в 1909 году. Можно предположить, что отставка отца Дмитрия с должности епар-хиального миссионера была обусловлена разногласиями с епархиальным архиереем, которым был прославлен недавно как новомученик Гермоген (Долганов), известный своей принципиальностью и испортивший отношения со многими особами, намного более влиятельными, чем епархиальный миссионер. В 1909 году отец Димитрий перешел на епархиальную службу, покинул Саратовскую епархию и стал настоятелем Воскресенской церкви в Витебске и членом Полоцкой епархиальной консистории (центром Полоцкой епархии был Витебск), но в 1910 году возвратился к миссионерской деятельности, став Оренбургским епархиальным миссионером.

В 1913 году Дмитрий Александрович овдовел, постригся и 14 января в Оренбурге архиепископом Мефодием был рукоположен в епископа Кустанайского, второго викария Оренбургской епархии. Само по себе рукоположение во епископа человека без высшего духовного (иногда высшего светского) образования было в XIX – начале XX вв. большой редкостью, а если такие случаи и бывали, то рукополагались особо заслуженные настоятели монастырей. Отец Серафим же не имел даже звания архимандрита, ему было 46 лет, в таком возрасте далеко не все монашествующие с академическим образованием становились архиереями. В 1916 году он стал епископом Челябинским, первым викарием Оренбургской епархии. С марта 1917 г. по ноябрь того же года временно управлял Екатеринбургской епархией, вместо уволенного Временным правительством епископа Серафима (Голубятникова), отказавшегося признать Февральскую революцию.

Епископ Серафим (Голубятников)На Поместном соборе 1917 года епископ Серафим был секретарем Соборного епископского совещания, а 19 марта 1918 года стал уже епар-хиальным архиереем – епископом По-лоцким и Витебским. Территория Ви-тебской губернии была оккупирована немцами и, в соответствии с только что подписанным Брестским миром, хотя и не отторгалась от России, но оставалась под оккупацией до конца войны. Таким образом, назначение владыки Серафима не могло состояться без соглашения как с большевистским правительством, так и с правительством Германии. Впрочем, по другим данным, в Витебск он так и не выехал, 22 апреля был назначен епископом Старицким, викарием Тверской епархии, с сентября того же года управлял епархией, а в начале 1919 года официально стал епархиальным епископом Тверским и Кашинским. В 1920 году епископ Серафим был назначен членом Синода, с этого времени он управлял епархией номинально, находился, в основном в Москве, при патриархе Тихоне в 1922 году был возведен в сан архиепископа. Еще в 1921 году по поручению Патриарха он занимался переговорами с обновленцами, причем, не переходя в обновленчество, старался примирить обновленцев с Патриархом. В эти годы он, как и многие архиереи, не раз подвергался репрессиям. Первый раз владыка был арестован Тверской ГубЧК в 1920 году, но через несколько дней отпущен. 4 апреля 1922 года в Москве он был арестован за «сопротивление изъятию церковных ценностей» и помещен во внутреннюю тюрьму ГПУ, а с июня 1922 года по февраль 1923 года находился в Бутырской тюрьме. После освобождения проживал в Москве без права выезда в Тверскую епархию. Очевидно, во время последнего ареста его склоняли к переходу в обновленчество, но после ареста патриарха Тихона, когда на сторону обновленцев перешли многие архиереи, владыка Серафим остался верен Патриарху и 24 марта 1924 года стал митрополитом с прежним титулом – Тверской и Кашинский. Уже после смерти патриарха Тихона, 21 декабря 1925 года, он был арестован в Твери, но вскоре отпущен. Вновь арестован в апреле 1926 года, 4 мая освобожден под подписку о невыезде и в ноябре 1926 года отправлен в ссылку в Свердловск, откуда был освобожден в мае 1927 года.

Пик влияния владыки Серафима (Александрова) в Церкви приходится на 1927-1928 гг., время после смерти патриарха Тихона, когда в сложной обстановке ожесточенной борьбы заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Кирилла и Петра владыка Серафим занял сторону Сергия и с 18 мая 1927 года был постоянным членом временного Синода.

При этом он имел не лучшую репутацию не только у противников, но и у сторонников патриарха Сергия. Как писал митрополит Петр (Полянский), его народная молва прозвала даже «Лубянским митрополитом»: имелись в виду частые контакты архиепископа Серафима с ОГПУ. Надо сказать, что это не было клеветой. В беседах с архиереями владыка Серафим сам намекал на свои связи и «непотопляемость».

15 июля 1928 года владыка Серафим был назначен митрополитом Саратовским, а 11 августа 1933 года – митрополитом Казанским и Свияжским.

В годы управления владыкой Серафимом в Казанской епархии происходило немало трагических событий. В 1935 году была закрыта Богоявленская церковь, с начала 1920-х гг. являвшаяся кафедральным собором. Теперь эту роль играла небольшая деревянная церковь Серафима Саровского, построенная в 1917 году. В 1936 году закрылась и Макарьевская церковь. В городе продолжали действовать Петропавловский собор, Смоленско-Седмиезерная церковь в Козьей слободе, в 1934 году удалось отобрать у обновленцев храм Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище.

20 ноября 1936 года митрополит Серафим был арестован в архиерейской квартире на улице Кирпичнозаводской, в доме №6. 27 февраля 1937 года постановлением Особого совещания НКВД он был приговорен к трем годам ссылки в Северный Казахстан, его поселили в городе Кустанае, но там он вскоре вновь был арестован. 26 ноября 1937 года постановлением Тройки УНКВД по Северо-Казахстанской области митрополит Серафим (Александров ) был приговорен к высшей мере наказания и 2 декабря расстрелян в Кустанае.

 

1. Ни в одной из библиотек России не сохранился первый том этого сборника, а второй том есть только в Научной библиотеке имени Н.И.Лобачевского Казанского университета.

 

 

Венедикт (Плотников Виктор Васильелич) архиепископ Казанский и Свияжский с 20 декабря 1936 года по 11 августа 1937 года.

 

Исаакиевский собор. Начало XX-го столетия.Виктор Плотников родился 25 октября 1872 года в селе Лижма Петрозаводского уезда Олонецкой губернии в семье священника. В 1893 году он закончил Олонецкую духовную семинарию (в Петрозаводске), стал псаломщиком кафедрального собора, вскоре вступил в брак и 15 августа 1894 года был рукоположен во священника с назначением в Воскресенский собор города Вытегра той же Олонецкой губернии. В 1898 году он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую успешно закончил в 1902 году. После окончания академии отец Виктор был назначен настоятелем храма и законоучителем Санкт-Петербургского Павловского женского института (среднее учебное заведение), одновременно преподавал Закон Божий и в других учебных заведениях города. 6 мая 1915 года он был возведен в сан протоиерея. В начале 1918 года, после знаменитого советского декрета «об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», преподавание Закона Божия было прекращено и все храмы в учебных заведениях закрыты. Протоиерей Виктор Плотников стал ключарем кафедрального Исаакиевского собора, а в январе 1919 года – настоятелем Никольского морского собора в Кронштадте.

В начале 1920 года он овдовел, в начале августа того же года был пострижен в монахи, а 28 августа в Исаакиевском соборе митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Вениамином (Казанским) был рукоположен во епископа Кронштадтского, викария Петроградской епархии. Он стал помощником и ближайшим сотрудником митрополита Вениамина. Вместе с митрополитом он был арестован 29 мая 1922 г. и 10 июня вместе еще с 86 священнослужителями и мирянами оказался обвиняемым по делу об уклонении от изъятия церковных ценностей и об «использовании религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской власти». 5 июля был оглашен приговор, владыка Венедикт оказался среди десяти приговоренных к расстрелу. 26 июля Постановлением ВЦИК шестеро из них, в том числе владыка Венедикт, были помилованы.

Митрополит Вениамин, архимандрит Сергий (Шеин), профессора И.М. Ковшаров, Ю.П. Новицкий 12 августа были расстреляны, а епископу Венедикту расстрел был заменен десятью годами лишения свободы. Возмущение, прокатившееся по странам Европы после расстрела католического епископа Богушевича и угрозы жизни патриарха Тихона, заставило власти пойти на уступки. 27 июня 1923 года Патриарх был освобожден, а 30 ноября 1923 года вышел на свободу епископ Венедикт (Плотников).

Г.Е. ЗиновьевВ феврале 1924 года указом патриарха Тихона он был назначен временно управляющим Петроградской епархией с прежним титулом епископа Кронштадтского. Назначение было не из легких. В «колыбели революции» местные власти, которые тогда еще возглавлял Г.Е. Зиновьев, особенно рьяно поддерживали обновленцев. Предшественник владыки  Вениамина, епископ Мануил (Леме-шевский), был арестован. Но владыку Венедикта не сломило тюремное заключение, и он жестко боролся не только против обновленцев, но и против примиренческих тенденций среди «тихоновского» духовенства.

20 июня 1925 года в послании к мирянам Ленинградской епархии владыка Венедикт от своего имени и от имени еще троих викарных архиереев писал: «Разве не дерзость, что… лица, именующие себя священниками, ... вторгаются к вам и желают управлять вами... Разве не дерзость и обман, что эти ….лица, будучи представителями тех, кои попрали всякие каноны и предания церковные, желая кого-то обольстить, говорят фальшивые речи о соборности и призывают к собору? По беззаконному, нечестивому и богомерзкому собору 1923 года, низложившему св. Патриарха, мы знаем, на какие соборы зовут они.... Пусть обновленцы сами подумают, кто они такие. А выдавать похвальные аттестации Епархиальному Управлению за его работу по разорению Святой Церкви – это же глумиться над Христом и его Церковью, а призывать вас к этому – значит глумиться над вами.

Простите их, не ведят бо, что творят. К делам же их не касайтесь и ни в какое общение с ними не входите...

Пусть каждый позаботится о себе и своем спасении, а нас сохранит и спасет Господь, благословение Которого да будет нерушимо со всеми вами во веки. Аминь».

Вполне естественным был новый арест владыки Венедикта 16 декабря 1925 года. 29 апреля 1926 года он был осужден к трем годам ссылки, которую отбывал в Нарыме. В апреле 1929 года был освобожден, жил в Иркутске. В ожесточенной борьбе, развернувшейся после смерти патриарха Тихона, владыка Венедикт не участвовал, признал митрополита Сергия и его декларацию. В 1931 году он был назначен управляющим Вологодской епархией с прежним титулом епископа Кронштадтского. 4 апреля 1933 года был возведен в сан архиепископа, с 16 апреля стал называться архиепископом Вологодским и Великоустюжским.

18 октября 1933 года архиепископ Венедикт был переведен на Новгородскую кафедру, где пробыл менее трех лет, 5 сентября 1936 года был уволен на покой, а 20 декабря 1936 года был назначен архиепископом Казанским и Свияжским.

Между тем тучи над ним сгущались. В Казани ему пришлось прослужить не больше двух месяцев. 28 февраля в квартире на улице Кирпичнозаводской архиепископ Венедикт был арестован и этапирован в Ленинград, где был привлечен к делу об организации «Союза русского народа».

Вот что писала по этому поводу в 1937 году «Ленинградская правда»: «В начале 1937 г. была разоблачена контрреволюционная организация церковников, которая состояла из попов, монахов, членов церковных «двадцаток» и бывших кулаков и торговцев. Эта банда в продолжение нескольких лет вела подрывную работу в ряде районов Ленинградской области (речь шла о территории Новгородской епархии, в 1930-е гг. Новгород входил в Ленинградскую область). Руководителем этой организации являлся архиепископ Венедикт Плотников, бывший член «союза русского народа», ученик и последователь Иоанна Кронш-тадтского – организатора этого «союза».

Плотников за 20 лет существования советской власти ни на один день не прекращал активной борьбы против Советского государства. В 1922 году он вместе с митрополитом Вениамином Казанским организовал антисоветские выступления церковников. На протяжении последующих лет он создавал под видом религиозных братств контрреволюционные группы.

В 1932 году Плотников создал в одном из городов контрреволюционную организацию, которую вошли известные в дореволюционной России попы-черносотенцы. Он поставил перед своими единомышленниками задачу создать антисоветские группы в деревне, оказывать влияние на колхозников и единоличников, возбуждать среди них недовольство против советской власти, чтобы содействовать ожидавшейся ими интервенции со стороны фашистских стран против Советского Союза.

Для осуществления своих планов Плотников привлекал «своих людей» к исполнению религиозных обрядов в Церкви.

…Поп К. в апреле 1934 г. встретился с Плотниковым, был вовлечен им в руководящее ядро контрреволюционной организации и направлен в одну церковь на «работу».

Левашовская пустошьПо приезде в назначенное место К. создал антисоветскую группу в своем приходе. В 1936 г. К. встретился с бывшим городовым и кулаком И., бежавшим из ссылки и ставшим «странником божьим», которого он направил в два района Ленинградской области. Снабженный евангелием и удостоверением о том, что он направляется в соответствующие приходы в поисках места сторожа или псаломщика, вооруженный ненавистью к советской власти, И. становится организатором контрреволюционных поповских групп. Местные попы охотно оказывали ему услуги, шли ему навстречу.

Этот фашистский агент давал участникам контрреволюционных групп указания о вредительской работе в колхозах, о совершении тер-рористических актов про-тив местных работников».

Приговором Тройки НКВД по Ленинградской области 11 августа 1937 года архиепископ Венедикт (Плотников) был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 16 августа 1937 года, расстрелянный архиерей, как и тысячи других казненных, был похоронен на Левашовской пустоши.