Архипастыри: Пантелеимон, Анастасий.

Пантелеимон (Митрюковский Сергей Петрович) епископ Казанский и Марийский с 19 августа 1975 года по 30 ноября 1988 года.

 

После ухода на покой архиепископа Михаила (Воскресенского) 28 июля 1975 года в Казань прибыл временно управляющий епархией епископ Пензенский и Саранский Мелхиседек (Лебедев), который находился здесь до 3 июня. За эти дни он успел послужить во всех городских храмах и произвести хорошее впечатление на верующих. Скорее всего, именно его патриарх Пимен и планировал назначить на Казанскую кафедру.

Но пензенский владыка очень не понравился уполномоченному Совета по делам религий И. Михалеву. В своем письме в Совет он заявил, что выступает категорически против назначения владыки Мелхиседека, которое повлечет конфликт по поводу переноса здания епархиального управления: владыке Мелхиседеку очень не понравилось место и сам дом, он заявлял, что будет требовать от властей компенсации. Кроме того, по мнению владыки Мелхиседека, приходы перечисляли очень мало средств на содержание епархиального управления.

В результате епископом Казанским и Марийским был назначен давний сотрудник предыдущего архиерея, протоиерей Сергий Митрюковский, который был пострижен в монашество с именем Пантелеимон и 19 августа 1975 в кафедральном соборе города Одессы патриархом Пименом был рукоположен во епископа.

Сергей Петрович Митрюковский родился 20 января 1912 года в поселке Воткинского завода Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне город Воткинск в Удмуртии). С 1933 года он служил псаломщиком в сельских храмах Удмуртии, в райцентре Киясово, селах Короленко, Перевозное. В 1944 году уже в Пермской епархии он был рукоположен во диакона к церкви города Кунгура, в 1945 году стал священником в этом же храме, где и прослужил до 1960 года, в 1948-1956 гг. был благочинным. В 1960 году он вернулся в родной Воткинск, служил настоятелем Преображенской церкви, а в 1965 году был переведен в Ижевск, где стал настоятелем кафедральногоТроицкого собора и секретарем епархиального управления. Ижевская и Удмуртская епархия уже с 1960 года не была полноценным административным округом – в ней было епархиальное управление, но не было архиерея, временно управляющим был архиепископ Казанский и Марийский Михаил (Воскресенский), который иногда посещал Ижевск. Таким образом, протоиерей Сергий Митрюковский реально руководил епархией.

В отзыве уполномоченного Совета по делам религий по Удмуртии, который он направил в Казань своему коллеге И. Михалеву, деятельность вновь назначенного Казанского архиерея характеризовалась следующим образом: «…Особенно ревниво следит за моральным обликом священников, нетерпимо относится к их аморальным поступкам и принимал меры к освобождению их от службы, но всячески защищает священников, ревностно ведущих богослужебную деятельность. Всячески выгораживал священников-фанатиков Кармышакова А.А., Колпакова А.А., Остроумова В.Г., Максютина В.Г. и других. Настойчиво добивается замещения вакантных должностей священников, ведет вербовку молодежи на церковную деятельность, на учебу в духовные учебные заведения и организовал обучение в Троицкой церкви, где является настоятелем»[1].

Патриарх ПименУправление владыки Пантелеимона Казанской епархией пришлось на последние годы «застоя» и первые годы «перестройки». 30 августа 1975 года генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев подписал в Хельсинки Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Так называемая «третья корзина» этого акта была посвящена правам человека, в том числе и в религиозной сфере. Таким образом, Советский Союз брал на себя обяза-тельства соблюдать права верующих в соответствии не с Конституцией СССР, где им была посвящена лишь одна фраза: «граждане СССР имеют право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой», а с Заключительным актом, в котором все было прописано очень детально. Правда, акт был ориентирован в первую очередь на защиту религиозных меньшинств, но в СССР православные верующие и были гонимым меньшинст-вом. С этого времени власти действительно стали вести себя осторожнее, мест-ные партийные и советские органы согласно соответствующим циркулярам не вмешивались в деятельность религиозных объединений и по всем вопросам обращались к уполномоченному Совета по делам религий.

Впервые с конца 1940-х гг. стала возможна регистрация новых религиозных общин и даже передача им зданий. Так, в Казани в 1981 году старообрядческому приходу была передана церковь, построенная в 1906 году. Но эти возможности все же были весьма ограниченными, в том числе и для православных. Только 15 юля 1980 года, после нескольких ходатайств за тысячей подписей и трех отказов по надуманным причинам была официально узаконена община в Бугульме, которая полулегально действовала уже с 1940-х гг. В городе, в котором при советской власти были снесены все без исключения храмы, верующие на свои средства купили здание для молельного дома. В 1981 году была зарегистрирована община в селе Боровецкое Тукаевского района, ей была передана Вознесенская церковь. Фактически приход этого пригородного села составили верующие огромного нового города Набережные Челны.

Еще одно изменение к лучшему выражалось в том, что теперь молодым людям легче было поступить в духовные учебные заведения, на очное и заочное обучение. Выпускники семинарий и академий 1970-х – 1980-х гг. и сейчас составляют самую уважаемую часть епархиального духовенства.

Подчеркнутая «лояльность» к религиозным организациям  выражалась и в том, что епископа Пантелеимона вместе с имам-хатибом мечети Марджани иногда приглашали на торжественные собрания, в основном Советского Фонда Мира, львиную долю доходов которого составляли деньги, добровольно-принудительно отобранные у верующих, вручали грамоты и выслушивали приветственные речи религиозных деятелей, тексты которых заранее были утвержденыв партийных и государственных органах.

Икона “Всех святых в земле Казанской просиявших”В 1980 году владыке Пантелеимону удалось полулегально восстановить почитание казанских святых – он, просто не спросив разрешения у уполномоченного, поместил в Никольском соборе икону «Собор Казанских святых».

В 1985 году началась «перестройка», в конце 1987 года – «гласность», но перелом в отношениях  власти с религиозными организациями начался далеко не сразу. Еще в первой половине 1988 года в центральных газетах публиковались статьи «научных атеистов», в которых творческую интеллигенцию обвиняли в «заигрывании с Боженькой». Но знаменательный юбилей – 1000-летие крещения Руси – ускорил процесс. Во второй половине 1988 года были зарегистрированы православные общины в Елабуге (передана Покровская церковь), Куйбышеве (ныне Болгар; разрешено было разобрать деревянную церковь в селе Порфирьевка и перевезти в город), селе Большое Афанасово Нижнекамского района (передана сельская церковь, фактически приход составили жители города Нижнекамска, на окраине которого расположено село).

30 ноября 1988 года епископ Пантелеимон (Митрюковский) был уволен на покой по прошению. Он поселился в родном городе Воткинске, где и скончался 28 января 1993 года, и похоронен у ограды Преобра-женского храма.

 

1. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 753. Л. 44.

 

 

Анастасий (Меткин Александр Михайлович) епископ Казанский и Марийский с 10 декабря 1988 года, Казанский и Татарстанский с 20 февраля 1993 года, архиепископ с 26 февраля 1996 года.

 

Александр Михайлович Меткин родился 27 августа 1944 года в деревне Столбово около города Кимры Калининской (ныне Тверской) области в религиозной крестьянской семье. Он вырос в религиозной семье. Его мать Дарья Яковлевна пела в хоре Успенской церкви города Кимры, Александр с раннего детства часто бывал в храме, с 8 лет участвовал в богослужениях. После окончания средней школы он пытался поступить в Московскую духовную семинарию, но в это время начались новые «хрущевские» гонения на церковь и зачисление в духовную школу или отказ зависели не столько от результатов экзаменов, сколько от воли кураторов, приставленных к духовным школам от Отдела агитации и пропаганды ЦК КПСС, КГБ и Совета по делам религий.

В результате Александра не приняли в семинарию, он был фактически принудительно зачислен в строительное училище, потом работал на стройке и на машиностроительном заводе в Кимрах.

В 1967 году приехал в Казань, и архиепископ Михаил (Воскресенский) назначил его псаломщиком в Никольский кафедральный собор, 6 мая 1968 года рукоположил во диакона (целибатом), а 7 февраля 1972 года – во священника.

В 1975 году иерей Александр заочно закончил Московскую духовную семинарию. 5 сентября 1976 года епископ Казанский и Марийский Пантелеимон (Митрюковский) постриг его в монашество с именем Анастасия, во имя преподобномученика Анастасия, игумена Печерского, вскоре он был возведен в сан игумена и назначен настоятелем Никольского собора и секретарем епархиального управления.

В 1983 году заочно закончил Московскую духовную академию, в 1985 году возведен в сан архимандрита. В июне 1988 года архимандрит Анастасий участвовал в юбилейном Поместном соборе. Указом Патриарха Московского и Всея Руси Пимена 30 ноября 1988 года епископ Казанский и Марийский Пантелеимон по прошению был уволен на покой, а на его место назначен архимандрит Анастасий. Хиротония состоялась 11 декабря 1988 года в Москве, ее совершали митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабадан), ныне экзарх Киевский и всея Украины, епископы Владимирский и Суздальский Валентин (Мищук), ныне архиепископ Оренбургский и Бузулукский, Орловский и Брянский Паисий (Самчук), ныне Архиепископ Орловский и Ливенский, Калининский и Кашинский Виктор (Олейник), ныне архиепископ Тверской и Кашинский.

В конце 1988 года, когда епископ Анастасий начал управлять Казанской епархией, начались серьезные перемены в отношении государства к религиозным организациям. К этому времени в епархии действовали всего 27 храмов и молельных домов, в том числе 16 на территории Татарстана. Уже в 1989 году были возвращены около 20 храмов, в том числе Петропавловский собор в Казани, ряд сельских церквей. В 1990 году епископ Анастасий принял участие в Поместном соборе, избравшем нового Патриарха Алексия II.

Петропавловский собор1990-е гг. были временем возрождения церковной жизни в России. Казанская епархия, разумеется, не была исключением. Отношение светских властей Республики Татарстан к Русской Православной Церкви всегда было достаточно лояльным. При этом при решении конкретных вопросов о воз-вращении храмов и монастырей возникало множество проблем, приходилось добиваться согласия не только республиканских органов власти, но и учреждений, в ведении которых находились церкви. В этих условиях владыка Анастасий должен был быть и дипломатом и настойчивым администратором. В результате, раньше или позже, были возвращены все храмы в городах Татарстана: Никольский в Юдино (бывший храм села Крас-ная Горка) (1990 г.), Борисоглебская церковь в с. Борисоглебское (1990 г.), Софийская церковь бывшего Богородицкого монастыря (1993 г.), Варваринская церковь, освобожденная кафедрой компрессоростроения Технологического университета (1994 г.), Тихвинская церковь в селе Вознесенское (1994 г.), Тихвинская церковь около Колхозного рынка (1995 г.), Богоявленская церковь (бывший спортивный зал Казанского университета) (1996 г.), Евдокиинская церковь (1996 г.), Пятницкая церковь (1997 г.), Козмодемьянская церковь в Набережных Челнах, Никольский собор в Чистополе, Покровская церковь и Спасский собор в Елабуге и др.

 В 1990 году был возрожден Раифский монастырь, позже были восстановлены и другие обители, к 2007 году в Казанской епархии действовали 6 мужских монастырей и 2 женских[1].

В 1990 году патриах Алексий II принял решение о выделении из Казанской епархии территории Республики Марий Эл и создании новой, Йошкар-Олинской и Марийской епархии. Патриарх прибыл в Йошкар-Олу. 25 июля 1993 года во епископа Йошкар-Олинского и Марийского был рукоположен архимандрит Иоанн (Тимофеев), который с 1990 года был секретарем Казанского епархиального управления. В хиротониии принял участие и архиепископ Анастасий. Теперь в составе Казанской епархии осталась только Республика Татарстан. 26 февраля 1996 года владыка Анастасий был возведен в сан архиепископа.

Семинарский храм св. прав. Иоанна Кронштадтского Пришло время массового строительства новых храмов. В Казани появились церкви св. прав. Иоанна Кронштадского (1996 г.), иконы Божией Матери «Умиление» (1997 г.), иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1999 г.), Рождества Христова (2003 г.), прп. Серафима Саровского (2006 г.). Возрождение церковной жизни продолжается.

 В 2005 году были освящены храм Казанской иконы Божией Матери (г. Казань , п. Мирный), церкви Святой Троицы (г. Казань, п. Отары), Александра Невского(с. Александровская Слобода Заинского района), Богоявленская (с. Каипы Лаишевского района), Покровская (с. Кузнечиха Спасского района),  Казанской иконы Божией Матери(с. Кокушкино Пестречинского района), Троицкая (с. Малый Толкиш Чистопольского района), Казанской иконы Божией Матери(р.ц. Рыбная Слобода), Вознесения Господня (с. Сунчелеево Аксубаевского района), Рождества Христова (с. Ямаши Альметьевского района).

В 2006 году в Казанской епархии стали действующими еще 15 храмов: Архистратига Михаила (Казань, п. Ометьево), святителя Николая Чудотворца (г. Зеленодольск), прп. Серафима Саровского (г. Бугульма), Архистратига Михаила (с. Круглое Поле Тукаевского района), святителя Николая Чудотворца (с. Верхний Акташ Альметьевского района), Троицкий (с. Протопопово, Буинского района), святителя Николая Чудотворца (с.Кряш-Серда Петречинского района), иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (с. Куралово Верхнеуслонского района), иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (с. Егидерево Верхнеуслонского района), св. апостола Андрея Первозванного (с.Борок Нижнекамского района), Казанской иконы Божией матери (с. Федотово Заинского района), Казанской иконы Божией Матери (с. Бураково Спасского района), Петропавловский (с. Старые Челны Нурлатского района), Казанской иконы Божией Матери (с. Сухарево Нижнекамского района).

К концу 2006 года в Казанской епархии служили 307 священников и 57 диаконов, действовало 190 приходов.

21 июля 2006 г.Важнейшим событием в жизни епархии стали визиты патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Впервые Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Казань в начале сентября 1997 года. Патриарх Алексий торжественно открыл Казанское духовное училище. Оно через год было преобразовано в Казанскую духовную семинарию, которая в 2007 году отметит свое десятилетие. Ректором семинарии с самого начала является архиепископ Анастасий.

Второй визит Патриарха был связан с празд-нованием тысячелетия Казани. 21 июля 2006 года патриарх Алексий II принял участие в торжественном открытии отреставрированного Благовещенского собора в Кремле, Крестном ходе к месту обретения Казанской иконы Божией Матери и передал Казанской епархии чудотворную Казанскую икону Божией Матери.

 

1. Иоанно-Предтеченский и Кизический Введенский монастыри в Казани, Свияжский Успенский , Раифский, Седмиезерный монастыри, Макарьевская пустынь (мужские), Успенский-Зилантов и Казанско-Богородицкий в Елабуге (женские).