Святыни Казанского края

Казанская икона Божией Матери

Святыни Казанского края: Смоленско-Седмиезерная икона Божией Матери

Смоленско-Седмиезерная икона Божией Матери

 
 

ГРУЗИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, захватив многие святыни Грузинской земли для продажи русским купцам, бывающим в Персии. Среди многих похищенных вещей находилась и Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом. Один персидский торговец предложил ее приказчику ярославского купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы в 1625 году и некоторое время хранил его у себя.

В это время Лыткин во сне увидел эту икону, и получил указание отослать Грузинскую икону в основанный в 1603 году Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии. Об этом откровении Лыткин на некоторое время забыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал приобретенную икону, то купец тотчас вспомнил о видении и, желая исполнить полученное им тогда приказание, немедленно отправился с Грузинским образом в Черногорскую обитель, названную так потому, что была построена на гористой, мрачной с виду, окруженной густыми лесами местности, известной как Черная гора. «Красногорской» обитель стала именоваться позже. В этом монастыре Грузинская икона к середине XVII в. уже почиталась как чудотворная.

В 1650 году будущий патриарх Никон, тогда являвшийся митрополитом Новгородским, исследовал сказания о чудесах от этого образа и установил ему празднование 22 августа (4 сентября по новому стилю).

Митрополит Казанский Лаврентий, бывший до своего назначения в Казань игуменом Важского монастыря, располагавшегося неподалеку от Красногорской обители, направил лучшего иконописца в Красногорскую обитель для снятия точного списка с Грузинской иконы Божией Матери. Этот список был доставлен в Раифскую обитель торжественным крестным ходом, возглавляемым самим митрополитом Лаврентием. Очень скоро Раифский список Грузинской иконы Божией Матери прославился чудотворениями.

Был установлен ежегодный крестный ход (31 июля) с этим образом в Свияжск, где в течение 20 дней икона поочередно находилась в каждой приходской церкви и монастырях.

В советское время икона находилась в храме Ярославских чудотворцев на Арском поле в Казани, но позднее была торжественно возвращена в Раифский монастырь, где и хранится сегодня, собирая в святую обитель множество верующих со всех уголков России.

***

Раифский Богородицкий монастырь.

Адрес: 422520, РТ, Зеленодольский район, п. Раифа. Тел. (84371) 3-47-07

Богослужения совершаются ежедневно. Начало Литургии в 8:00, вечерней службы - в 17:00.


ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

По преданию, Феодоровская икона написана святым евангелистом Лукой. Первоначально она была обретена святым князем Георгием Всеволодовичем в часовне близ Городца (впоследствии — Нижегородской губернии). При нашествии Батыя Городец вместе с другими городами был опустошен и сожжен, жители же его перед тем бежали, а икону не успели взять с собой. Но в 1239 году она сама явилась костромскому князю Василию Георгиевичу в лесу, на сосновом дереве, во время охоты. Оказалось, что икона из Городца скрылась, и жители Костромы видели, как перед явлением князю ее нес по городу человек в богатой воинской одежде, очень похожий на святого великомученика Феодора Стратилата, как изображается он на иконах. Чудесное видение благочестивых граждан Костромы, а также соборный храм во имя великомученика Феодора Стратилата, в котором икона поставлена, дали повод наименовать обретенную князем икону Богоматери Феодоровской.

На месте явления иконы, на берегу реки Запрудни, основан Запрудненский монастырь во имя Нерукотворенного Образа Господня.

В 1239 году икона была принесена во Владимир, в Успенский собор. Затем она стала моленным образом святого благоверного князя Александра Невского и находилась при нем во всех походах. После его смерти в 1262 году младший брат князя Василий вернул чудотворный образ в Кострому.

В 1272 году к Костроме подступили татары, и городу угрожало полное разорение. Выступив против татар, князь взял с собой икону Феодоровскую, и враги, пораженные необыкновенным от святой иконы сиянием, пожигавшим подобно огню полчища их, обратились в бегство.

В Москве в церкви Рождества Богородицы, что "на сенях", в Кремлевском дворце находилась весьма чтимая икона Феодоровская — список с подлинной чудотворной иконы, находящейся в Успенском костромском монастыре, принесенный в Москву из Костромы матерью царя Михаила Феодоровича Марфой Ивановной.

В Сызранском Вознесенском монастыре известна была явленная Феодоровская икона Богоматери. Эта святая икона явилась в 1713 году пастухам при верховье источника, находящегося ниже пригорода Кашпира Сызранского уезда, Симбирской губернии. Икона с крестным ходом сначала перенесена была в Кашпир, а потом, по желанию жителей Сызрани, в их город, в монастырский храм.

Кроме того, известны и другие свято чтимые списки с чудотворной Феодоровской иконы Богоматери, из которых особенно известны в следующих местах: в Нижнем Новгороде в церкви святого митрополита Алексия; в Феодоровском монастыре Балахнинского уезда, Нижегородской губернии; в Моршанске, Тамбовской губернии, в церкви во имя Феодоровской иконы Богоматери; в Ярославле в храме во имя Феодоровской иконы Богоматери, созданном во 2-й половине XVII века, а также во многих других местах.

В Москве, кроме списка в Рождественской придворной церкви, находился еще и другой, очень древний и точный, список с Костромской иконы Богоматери — в храме, посвященном Ее имени на Малой Алексеевской улице (что в Рогожской), выстроенном по усердию прихожан в 1748 году.

Чтимая чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы есть и в Казани. Местом ее пребывания является Никольский кафедральный собор, куда она была перенесена после закрытия Феодоровского женского монастыря (г. Казань) в годы безбожной советской власти. Изначально же она была поставлена в Троицкой Церкви Гермогеном, святителем Казанским. Этот чудотворный список особенно почитается верующими. Поклониться святыне сюда стекаются не только жители столицы Республики, но и верующие из других регионов страны.

***

Никольский кафедральный собор.

Адрес: Казань, ул. Баумана, 5. Тел.: (843) 292-57-51, 292-36-36.

Богослужения совершаются ежедневно. Начало Литургии в 8:00, вечерней службы - в 17:00.

Добраться до храма можно на автобусных маршрутах 6, 37, 15, 35 и 35а; остановки "Баумана", "Чернышевского" или "Стадион".


АХТЫРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Чудесное явление Ахтырской иконы Божией Матери произошло 2 июля 1739 года, о чем свидетельствует надпись под изображением Богородицы, разделенная двуглавым орлом. Такая самобытная иконография говорит о признании чудотворного образа "государями всероссийскими" и одновременно - это знак Торжества Православия.

В первой половине XVIII века в Ахтырке была ветхая деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, служителем которой был благочестивый и добродетельный священник Василий Данилов (в службе он называется иереем Даниилом) "муж благоговейный, простой и кроткой жизни". Ему было суждено обрести чудотворную икону и стать первым свидетелем Ее явления. В летописях сообщается о том, что, выйдя во двор своего дома, густо поросшего дикой ромашкой, и пару раз ударив новой косой, священник увидел стоящую в траве икону, от которой исходило необыкновенное сияние, "... и сотворив на себя крестное знамение начал читать пришедший ему на память кондак празднеству Рождества Богородицы". Потом он с благоговением принял икону и, никому ничего не сказав, отнес ее к себе в дом. Здесь она стояла 3 года. Было замечено, что на человека, находившего в одиночестве в комнате, где стояла икона, нападал непонятный страх, и он невольно выбегал из комнаты.

В октябре 1742 года, через три года со дня принесения иконы в дом, в праздник Покрова, священник вошел в комнату, где была икона, и был поражен необычайным светом от иконы. Это стало часто повторяться, но священник благоговейно молился и никому об этом не говорил. Однажды в легком сне священник увидел Богоматерь и услышал ее повеление очистить от пыли и омыть чистою водою обретенную им икону. Священник, пробудившись ото сна, тотчас же исполнил это и собрал воду в сосуде, чтобы поутру отнести в реку. Вскоре, снова заснув, он увидел второй необыкновенный сон. Снилось ему, будто он идет к реке, чтобы вылить в нее воду, оставшуюся после омовения иконы. А навстречу ему идет в образе Прекрасной Девы Сама Богоматерь и говорит: "Куда несешь ты воду? Вернись с нею домой и храни ее, она будет страждущих исцелять от лихорадки". У священника же была дочь, давно болевшая лихорадкою. Проснувшись, он дал ей пить этой воды, и дочь сразу выздоровела. С этого времени о. Даниил, по велению Богородицы, явившейся ему во сне, перестал скрывать этот чудотворный образ.

В Казанской епархии Ахтырская икона прославилась чудесами в селе Алексеевское. Издавна здесь находился колодец, который до 1816 года не имел никакого почитания и использовался по прямому назначению в быту жителей села. В самый же 1816 год в нем омыли Ахтырскую икону Божией Матери, как свидетельствует об этом житель села Алексеевского Степан Григорьевич Богомолов в «Летописи Воскресенской церкви села Алексеевского» (1893 года). Икона после омовения прославилась чудесами, колодец стали почитать местные жители, а в дальнейшем сюда сали стекаться паломники, чтобы совершить омовение в источнике и получить исцеление. На этом месте также позднее была построена часовня в память о событиях, связанных с именем Пречистой Божией Матери и ее иконой Ахтырской.

"И вот с тех пор икона Ахтырской иконы находится в нашей церкви. А на самом ручье, на котором Бакирова вымыла взятую у Тишичкина икону, вскоре поставили часовню и вырыли колодец". Так закончил свой рассказ об Ахтырской иконе Божией Матери 90-летний старец Богомолов. Сведений о сохранности иконы не сохранилось. Но есть старинная икона в селе. Верующие поклоняются ей, веруя в то, что это и есть Ахтырская икона Божией Матери, которая почти 200 лет назад после омовения прославилась чудесами.

***

Часовня в честь Ахтырской иконы Божией Матери.

Адрес: Алексеевский район, р.п. Алексеевское. Тел.: (241) 2-11-50 (приход святителя Алексия).


СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Икона "Смоленская" — "Одигитрия" по преданию написана евангелистом Лукой. В переводе она называется Путеводительницею, потому что Пресвятая Богородица явилась в Константинополе двум слепым и повелела им идти в Свой храм, где даровала им исцеление. Из Иерусалима икона была перенесена в Константинополь в 1046 году. Греческий император Константин Мономах, выдавая свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода, благословил ее иконою "Одигитрия".

В XII столетии сын Всеволода и Анны Владимир Мономах перенес эту икону в Смоленск. С того времени она стала называться Смоленскою. В 1237 году Батый, по молитвам защитников города перед святой иконой, был прогнан от стен Смоленска.

В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии.

В 1812 году, в нашествие Наполеона, чудотворная Смоленская икона постоянно находилась в рядах нашего войска. Накануне Бородинской битвы она была пронесена среди войск и защитила Россию от страшного врага.

В Казанской епархии Смоленская икона Божией Матери была обретена на месте Смоленско-Богородицкой церкви села Аркатово Пестречинского райна, где по преданию было болото. Пастухи нашли икону Божией Матери, плавающую ликом вниз, и отнесли ее к Аркатову - богатому купцу, владельцу села. Он велел поставить ее в часовню при въезде в деревню. Три раза уходила икона в воду, и тогда понял Аркатов, что должен построить в этом месте храм или монастырь. И храм был воздвигнут за очень короткое время - 1746-1747 гг. К сожалению, икона была утеряна, но с нее успели снять список, прославившийся своими чудотворениями. Ныне он находится в Смоленско-Богородицкой церкви.

***

Храм Смоленской иконы Божией Матери.

Адрес: Пестречинский район, с. Аркатово. Тел.: 8-917-282-64-52.

Богослужения совершаются ежедневно. Начало Литургии в 8:00, вечерней службы - в 17:00.

 


МОЩИ СВЯТИТЕЛЯ ГУРИЯ, АРХИЕПИСКОПА КАЗАНСКОГО И СВИЯЖСКОГО

Мощи святителя Гурия КазанскогоСвятитель Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин) был первым архиепископом учрежденной в 1555 году Казанской епархии. Он принял постриг с именем Гурий в Иосифо-Волоколамском монастыре, известном своим строгим уставом. В 1543 г. он был избран братией игуменом этой обители и управлял ею почти 9 лет, а затем оставил игуменство и жил два года простым монахом. Перед епископством святой Гурий один год управлял Троицким Селижаровым монастырем в Тверской епархии. На Казанскую кафедру он был избран по жребию. Поддерживаемый святым Варсонофием (+ 1576, память 11 апреля), святитель Гурий много содействовал миссионерской деятельности. За восемь лет его святительства было устроено четыре монастыря, выстроен Благовещенский кафедральный собор и более десяти городских церквей. Незадолго до смерти (+ 5 декабря 1563 года) святитель принял от святого Варсонофия великую схиму и был погребен в Спасо-Преображенском монастыре. 4 октября 1595 года были обретены нетленные мощи святителей Гурия и Варсонофия. Митрополит Казанский святитель Ермоген (будущий Патриарх Московский и всея Руси, + 1613; память 12 мая) присутствовал при их обретении и описал это событие в житии святителей. 20 июня 1630 года мощи святителя Гурия были перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в Благовещенский кафедральный собор.

С сентября 1918 по май 1919 гг., в связи с тем, что Кремль был объявлен военным городком, из собора были вынесены наиболее почитаемые иконы и святыни, в том числе гробница с мощами архиепископа Гурия. Сам собор был опечатан и закрыт. Где мощи находились до 1934 года – неизвестно. Но в 1934 году гробница с мощами оказалась в храме Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище. Ее незаконно присвоило обновленческое епархиальное управление, во владении которых бывший приписной храм Благовещенского собора находился почти десять лет. 19 июля 2005 года, после многолетних реставрационно-восстановительных работ, собор был торжественно освящен архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием, а 21 июля 2005 года, в дни празднования 450-летия Казанской епархии, состоялось открытие храма. Юбилейные торжества, во время которых в собор была перенесена часть мощей святителя Гурия Казанского и Свияжского, возглавил Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Среди других святынь Благовещенского собора - одна из наиболее известных - древняя келья архиепископа Гурия, обнаруженная в 1841 году при перестройке Борисоглебского придела. На восточной стене кельи находилась древняя фреска XVI века - образ Нерукотворного Спаса. В 1906 году была отстроена часовня над этой кельей. В советское время часовня использовалась как подсобное помещение для дворника. Однако сама келья при реконструкции 90-х годов была обнаружена заложенной кирпичом, в результате чего древняя фреска не пострадала и сохранилась до настоящего времени.

 

***

Храм Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.

Адрес: Казань, ул. Ершова, 25. Тел.: (843) 264-65-13, 238-16-58.

Богослужения совершаются ежедневно. Начало Литургии в 8:00, вечерней службы - в 16:00.

Добраться до храма можно на автобусных маршрутах 89, 52, 28, 8 и 35; остановки "Абжалилова" или "ЦПКиО им. Горьково".

Благовещенский кафедральный собор.

Адрес: Казань, Кремль, а/я 25. Тел.: (843) 567-80-31, 567-80-79.

Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни. Начало Литургии в 8:00, вечерней службы - в 16:00.

Добраться до храма можно на автобусных маршрутах 89, 52, 28, 22, 6, 37, 15, 35 и 35а; остановки "Баумана", "Кремлевская, "КАИ" или "Стадион".


МОЩИ СВЯТИТЕЛЯ ГЕРМАНА, АРХИЕПИСКОПА КАЗАНСКОГО И СВИЯЖСКОГО

Рака с мощами святителя ГерманаСвятитель Герман происходил из древнего благочестивого рода, с детства был обучен чтению Божественного Писания, и воспитан в страхе Божием. В 25 лет он поступил в Волоколамский монастырь, где принял постриг от игумена Гурия, впоследствии св. архиепископа Казанского († 1563 г., память 5/18 декабря).В 1555 г. после покорения Казани царем Иоанном Грозным, Герману суждено было начать миссионерскую деятельность для язычников, населявших правый сберег Волги. Он был назначен настоятелем обители Успения Пресвятой Богородицы в Свияжске, которая под его мудрым руководством сделалась сосредоточием христианской проповеди, веры и благочестия в магометанской стране. Святитель Герман ревностно занимался строительством православных храмов, просвещением язычников в христианской вере. Им было собрано 150 книг. По смерти святителя Гурия святитель Герман достойно был призван на архиерейскую кафедру.

В 1566 году святитель Герман был вызван Иоанном Грозным в Москву, где ему была предложена московская митрополичья кафедра. Однако архиепископ Герман встал на сторону опального митрополита Филиппа и начал обличать опричнину, за что был удален, а вскоре — 6 ноября 1567 года, по одним сведениям, был убит (усечен мечем), по другим — скончался во время эпидемии чумы. В 1595 году при митрополите Казанском Гермогене (будущем патриархе Всероссийском) были обретены мощи канонизированного тогда же архиепископа Германа. Мощи были перенесены в Свияжск, где стали главной святыней.

В 1756 году по императорскому указу Екатерины II икона с частицей мощей святителя Германа была перенесена из Свияжска в Успенский монастырь и поставлена в теплой Введенской церкви.

в 1923 году мощи святителя Германа были вскрыты, как и многие мощи русских святых в этот период, с целью антирелигиозной пропаганды. По преданию, сразу после вскрытия мощей на острове начался смерч, заставивший присутствовавших в ужасе разбежаться.

В настоящее время мощи святителя Германа, архиепископа Казанского находятся в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре г. Казани, а также в храме преподобного Сергия Радонежского Иоанно-Предтеченского подворья Свияжского Успенского монастыря.

 

***

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь.

Адрес: Казань, ул. Баумана, 2. Тел.: (843) 292-62-86.

Богослужения совершаются ежедневно. Начало Литургии в 8:00, вечерней службы - в 16:00.

Добраться до монастыря можно на автобусных маршрутах 89, 52, 28, 22, 6, 37, 15, 35 и 35а; остановки "Баумана", "Кремлевская, "КАИ" или "Стадион".

Храм Сергия Радонежского Иоанно-Предтеченского подворья Свияжского Успенского монастыря.

Адрес: Зеленодольский район, о.Свияжск. Тел.: (84371) 3-89-50.

Богослужения совершаются ежедневно. Начало Литургии в 8:00, вечерней службы - в 17:00.


 
МОЩИ ПРЕПОДОБНОГО ГАВРИИЛА СЕДМИЕЗЕРНОГО

Преподобный старец Гавриил (Зырянов) (1844-1915) происходил из крестьян Пермской губернии. В течение 10 лет он являлся послушником в знаменитой Оптиной пустыни, являлся духовным чадом преп. Амвросия Оптинского. В Москве он принял постриг с именем Тихон, затем, по указанию оптинских старцев, покинул Москву и направился в Раифу, а после - в Седмиозерную пустынь, в которой жил в 1883 по 1908 гг. В 1894 году принял схиму, в 1900 году по настоянию правящего архиерея был назначен наместником пустыни. Усердием старца Гавриила был отстроен в 1898-1899 гг. новый двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского для неусыпного чтения Псалтири по усопшим. В конце XIX - начале XX вв. преподобный Гавриил был одним из авторитетнейших русских старцев. В 1908-1915 гг. он проживал на покое в Спасо-Елеазаровом монастыре под Псковом, в 1915 году вернулся в Казань, но до Седмиозерной пустыни не доехал, скончавшись на квартире своего духовного сына в Казанской Духовной Академии. Тогда же старец был погребен в Седмиозерной пустыни в отстроенном им храме Препоподобного Евфимия Великого. В 1997 году схиархимандрит Гавриил был канонизирован.

В Казанском крае почитание св. старца Гавриила не оскудевало и в годы гонений на Русскую Православную Церковь. Иеросхимонах Серафим (один из последних оставшихся в живых насельников Седмиозерной пустыни) спас часть мощей преподобного старца, когда безбожники, разорявшие в 40-е годы храм св. Евфимия Великого, осквернили и погребение схиархимандрита Гавриила. Спасенные мощи, как драгоценную святыню, иеросхимонах Серафим тайно хранил, а позже, предчувствуя приближение своей кончины, передал Казанскому архиерею вместе с другой спасенной святыней - чудотворной Седмиозерной иконой Божией Матери Смоленской. Мощи старца Гавриила были положены в ковчежец и поставлены в Крестовом храме Архиерейского дома.

Народ очень почитал старца Гавриила, в рукописях распространяя его жизнеописание и проповеди. Как к великим святыням, приходили православные христиане поклониться месту разоренного храма и оскверненной могиле старца. Многие не знали, что мощи старца были спасены, но в народе жило твердое упование на то, что Господь не допустит нечестия и еще прославит старца и пустынь. Промыслительным образом сохранился в монастыре только один храм - тот, в котором почивали честные останки преподобного старца Гавриила. Сюда приезжают паломники из многих городов России, из ближнего и дальнего зарубежья.

В настоящее время одна часть святых мощей преподобного старца хранится в Седмиозерной Богородицкой пустыни, а другая в храме св. прав. Иоанна Кронштадтского г. Казани при Казанской Духовой Семинарии.

***

Седмиезерная Богородицкая пустынь.

Адрес: Высокогорский район п. Седмиозерка. Тел.: (843) 266-84-00.

Богослужения совершаются ежедневно. Начало Литургии в 8:00, вечерней службы - в 16:00.

Храм святого праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской Духовной Семинарии.

Адрес: Казань, ул. Челюскина, 31а. Тел.: (843) 571-14-90.

Богослужения совершаются ежедневно. Начало Литургии в 8:00, вечерней службы - в 17:00.

Добраться до храма можно на автобусных маршрутах 6, 37, 43, 89, 52 и 53; остановки "Побежимова", "Ленинградская", "Рынок Авиастроительного р-на" или "Соцгород".


СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ

В Казанской епархии за всю историю было немало святых источников. Все они богаты своей неповторимой историей, чудесами и исцелениями. Некоторые из них и по ныне существуют, привлекая к себе множество верующих.

Один их них находится в селе Масловка Алексеевского благочиния. В 1867 году крестьянином Андреем Матвеевым здесь была построена часовня в честь свт. Николая Чудотворца. Ежегодно 9 (22) мая совершался крестный ход из храма в часовню, где происходило освящение воды и молебен Николаю Чудотворцу. Весной 2004 года был найден родник, упомянутый в исторической справке. Летом того же года силами верующих, при поддержке администрации, родник был облагорожен, устроена небольшая деревянная часовня и установлен поклонный крест.

Есть и еще один источник в этом благочинии, в селе Билярск. Освящен он в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник". Но известен он был еще задолго до революции. Даже татары-магометане, как свидетельствует описание конца XIX века, во множестве стекавшиеся из разных мест в начале весны и во все лето до поздней осени, каждую среду, находили воду целебной и считали святой. Над святым ключом была устроена с незапамятных времен деревянная часовня, вмещавшая в себе три резервуара для воды. В ней, по окончании общего молебна о дожде, по чину церковному освящалась родниковая вода, и затем, по желанию верующих, пелись по традиции молебны Спасителю, архистратигу Божию Михаилу, а также, преимущественно, Божией Матери перед иконой ее «Живоносный Источник».

Большую известность имеет источник в селе Аркатово Пестречинского благочиния в честь Смоленской иконы Божией Матери. Находится он недалеко от храма в честь этой же иконы Богородицы. Сюда ежегодно стекаются верующие, чтобы, помолившись и окунувшись в святые воды, получить исцеление, как телесное, так и духовное. На этот же источник уже много лет ежегодно совершают паломническую поездку воспитанники Казанской Духовной Семинарии.

Стоит упомянуть о двух святых источниках недалеко от Седмиозерной пустыни, где, как известно, хранилось и хранится множество святынь Казанской епархии. Паломники, посещающие монастырь, после поклонения мощам преподобного Гавриила Седмиезерного и Седмиезерной иконе Божией Матери, обязательно посещают источники, чтобы, очистив свою душу и испросив у Покровительницы монастыря милости, очистить и свое тело об болезней и немощей.

Недалеко от города Елабуги, центра Елабужского благочиния, в сосновом бору, находится святой источник, освященный в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. Издавна он пользовался большим почитанием у верующих, в том числе и у знаменитых купцов Стахеевых, которые поддерживали его и ежегодно совершали на этом месте молебны святому. Но в советское время источник был поддерживаем лишь некоторыми верующими и до недавнего времени находился в запустении. В конце XX века молебны возобновились, источник был очищен. А несколько лет назад  он был облагорожен при содействии администрации города Елабуги и верующих.

***

Источник святителя Николая Чудотворца.

Адрес: Алексеевский район, с. Масловка.

Источник в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник".

Адрес: Алексеевский район, с. Билярск. Тел.: (84341) 4-32-20 (храм Архангела Михаила).

Источник в честь Смоленской иконы Божией Матери.

Адрес: Пестречинский район, с. Аркатово. Тел.: 8-917-282-64-52 (храм Смоленской иконы Божией Матери).

Источники Седмиезерной Богородицкой пустыни.

Адрес: Высокогорский район, п. Седмиозерка. Тел.: (843) 266-84-00 (Седмиезерная пустынь).

Источник святого великомученика и целителя Пантелеимона.

Адрес: Елабужский район, Национальный парк "Нижняя Кама" (Малый Бор). Тел.: (85557) 7-58-55 (Покровский собор).

Добраться до источника можно на автобусных маршрутах Елабуга - Набережные Челны, а также 114 и 118; необходимо запросить остановку у Малого Бора и пройти по указателям.