[1] [2] [3] [4] [5] [6]


1 июля


Боголюбская (Боголюбивая) икона Пресвятой Богородицы
(память 18 июня по старому стилю)

В 1157 году святой благоверный великий князь суздальский Андрей Юрьевич (Георгиевич) Долгорукий, один из первых собирателей и строителей Российской земли, нареченный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород (в окрестностях Киева, раздираемого в то время княжескими междоусобицами и народными волнениями, страдающего от нападений половцев) и направился на свою родину, в Ростово-Суздальскую землю. Там, на русском Севере, его трудами было заложено основание святой Руси — будущего Православного Московского царства.

Святому князю Андрею сопутствовала чудотворная икона Божией Матери, написанная, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, нареченная впоследствии “Владимирской” и ставшая покровительницей всей Российской земли. 18 июня примерно в десяти верстах от Владимира повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места (икос 2). Святой князь Андрей приказал совершить молебное пение в честь Божией Матери перед Ее чудотворной иконой, потом молился уединенно в шатре. Во время усердной молитвы ему явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Ее Рождества. Помолившись явившемуся Сыну Своему о месте сем и о всей Российской земле, Она сделалась невидимой (икос 3, кондак и икос 4).

Вдохновленный явлением Богоматери, святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Божией Матери, изобразив Пречистую Деву такою, как Она явилась ему, и на сем месте богоугодном, полюбившемся Небесной Владычице, построить белокаменную церковь Рождества Богородицы и основать монастырь, названный вместе с возникшим рядом городом Боголюбивым (кондак и икос 5, кондак 6). На иконе Богоматерь изображена стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к явившемуся Ей Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держит хартию с Ее молитвой к Сыну Своему: да благословит Он место сие, Ею избранное. Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших святому князю Андрею в путешествии из Вышгорода в Ростово-Суздальскую землю: Спасителя, Божией Матери (Владимирской Ее иконы), святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Архангелов Михаила и Гавриила (кондак 12).

Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пречистой Богородицы и названа Боголюбивою, или Боголюбскою (кондак 7).

Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, один только Боголюбский образ Божией Матери по воле Божией чудесно сохранился в огне невредимым. Когда в 1395 году на Русь обрушилось стремительное нашествие Тамерлана и никакие земные усилия не могли спасти российские княжества от полного разорения, “Матерь градов русских” Пречистая Богородица явилась в видении грозному завоевателю и приказала ему покинуть Русскую землю (кондак 9). Сохранилась память о том, что в 1432 году великий князь Московский Василии Васильевич Темный (1425-1462) поставил список Боголюбской иконы в Сретенском храме своего дворца, а благочестивый царь Феодор Алексеевич Романов (1676-1682) часто посещал Боголюбивую обитель и в 1680 году приложил к чудотворной иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями (кондак 10).

Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры (икос 10). В 1771 году во Владимире свирепствовала чума, и по просьбе жителей чудотворную икону 22 октября с крестным ходом, в сопровождении множества народа внесли в город и обнесли его кругом, после чего мор совершенно прекратился. С этого времени в память чудесного избавления от чумы было установлено ежегодно совершать крестный ход с Боголюбской иконой во Владимирский Успенский собор 21 мая, после чего в течение 26 дней ее носили по домам, три раза обносили вокруг города, и 16 июня, накануне празднования в ее честь, с крестным ходом икона торжественно возвращалась в Боголюбов монастырь (кондак 11).

Глубокое почитание чудотворной Боголюбской иконы народом российским засвидетельствовано написанием множества копий с нее, воспринявших благодатную силу древнего образа. Прекращением смертоносных эпидемий, особенно чумы и холеры, и исцелениями прославились Угличский в 1654 году, Московский, Тульский, Козловский и Елатемский в 1771 году, Зимаровский и Юрьевский в 1771 и 1848 годах, Усманский в 1831 году, Тарусский в 1848 и 1870 годах и другие списки древней чудотворной иконы.

Акафист >>


Мученики Леонтий, Ипатий и Феодул
(память 18 июня по старому стилю)

Святые мученики Леонтий, Ипатий и Феодул пострадали при императоре Веспасиане (70-79 гг.) в Триполе финикийском (Триполи). Святой Леонтий, родом грек, служил военачальником в римском войске, был умен от природы, знаком с книжной мудростью, целомудрен, милостив к нищим и страннолюбив. Правителю донесли, что Леонтий призывал людей не приносить жертв языческим богам. Правитель послал трибуна Ипатия с отрядом воинов в Триполи, чтобы задержать Леонтия. Ипатий по дороге заболел и находился при смерти. Ему явился Ангел и сказал: «Если хочешь выздороветь, то вместе с твоими воинами воззови трижды к небу: Боже Леонтия, помоги мне». Все так и сделали, и трибун исцелился.

В городе Ипатий и воин Феодул встретили человека, который пригласил их к себе в дом. Это оказался сам Леонтий, который научил их христианской вере, и они оба приняли крещение от него. Позже и сам правитель прибыл в город. Узнав о случившемся, он предал мучениям Леонтия, Ипатия и Феодула. Святых Ипатия и Феодула усекли мечом, а святой Леонтий скончался во время побиения палками. Христиане похоронили мучеников близ Трипольской пристани.


Преподобный Леонтий Печерский
(память 18 июня и 28 августа по старому стилю)

С юных лет подвизался в Киево-Печерском монастыре и, обладая прекрасным голосом, нес послушание канонарха.

Благоугождая Господу всегдашними молитвами и воздержанием, преподобный Леонтий преставился в молодых годах в XIV в. и за самоотверженный подвиг спасения прославлен от Господа даром чудотворений. Мощи его почивают в Дальних пещерах.


Зимаровская-Боголюбская икона Пресвятой Богородицы
(память 18 июня по старому стилю)

Прославилась многочисленными чудесами. Так, во время нашествия татар она была расколота ими на две половины и брошена в кустарник. Там икона сама по себе срослась, но так, что одна половина осталась выше другой. С 1771 г. икона находилась в селе Зимарово Рязанской губернии, откуда и получила название.


Икона Пресвятой Богородицы «Боголюбская» Московская
(память 18 июня по старому стилю)

Была написана в 1157 году и находилась раньше в Москве на Соляной площади, над Варварскими воротами Китай-города. Чудотворный образ прославился исцелениями во время свирепствовавшей чумы в 1771 году. С этого времени икона стала особо чтиться верующим народом, и ежегодно 18 июня перед чудотворным образом совершались молебны. В канун праздника на три дня икона спускалась со стены и переносилась в особый шатер, куда стекались многочисленные верующие для молитвенного поклонения образу Божией Матери. По истечении трех дней икону опять поднимали над воротами, где она оставалась до 18 июня следующего года.

Особенностью иконы является изображение на ней, кроме Спасителя и Божией Матери, предстоящих святых угодников Божиих: святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских, блаженных Василия и Максима, преподобной Параскевы, святителя Василия Великого, апостола Петра, Алексия, человека Божия, апостола Симеона, сродника Господня, мученицы Параскевы и преподобномученицы Евдокии.


 
2 июля
 

(память 19 и 30 июня (12 апостолов) по старому стилю)

Апостол Иуда, называемый также Левием, из числа Двенадцати учеников Христовых, был сыном Иосифа Обручника от его первой жены. Сыновья Иосифа, в том числе и Иуда, не верили вначале, что Иисус есть Христос, Мессия — Сын Божий. Когда Иосиф Обручник, вернувшись из Египта, хотел отдать часть своего наследства Иисусу, рожденному от Девы Марии, сыновья его воспротивились этому, и только старший из них, Иаков, принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей наследства. Позднее Иуда поверил во Христа как ожидаемого Мессию и был принят Им в число Двенадцати ближайших учеников.

Помня свой грех, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Господним и поэтому в своем соборном послании называет себя братом Иакова (Иак. 1, 1). По вознесении Господа Иисуса Христа апостол Иуда проповедовал Евангелие сначала в странах Аравии, Сирии и Месопотамии. Также апостол благовествовал и в Персии, где написал соборное послание. Св. Иуда был распят и пронзен стрелами в Армении, в г. Арате, около 80 года.


(память 5 апреля, 19 июня по старому стилю)

Патриарх Иов (в миру Иоанн) родился в 30-е годы ХVI в. в семье посадских людей города Старицы Тверской губернии. Отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его на воспитание. В этой обители он принял монашество с наречением имени Иов. Около 1569 года обитель посетил царь Иоанн Грозный, инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита. В 1571-1572 годах он настоятель Симонова Успенского монастыря в Москве, в 1575-1580 годах — Новоспасского. В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году — митрополитом Московским.

23 января 1589 г. при участии патриарха Константинопольского Иеремии состоялось наречение, а 26 января — торжественное поставление митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси.

Патриарх Иов ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол. «Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом», — отмечает его жизнеописатель.

Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. Патриарх Иов, будучи уже старым и больным, составил обличительные грамоты, в которых Лжедимитрий назван своим настоящим именем беглого монаха Григория Отрепьева, обманщика и самозванца. Эти грамоты отрезвили многих, но Лжедимитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещая ввести в России унию. В январе 1605 года патриарх Иов предал анафеме Лжедимитрия и поддерживающих его изменников. 13 апреля 1605 года скоропостижно скончался царь Борис Годунов. В Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов отказался присягнуть Лжедимитрию и был низложен. Слуги Лжедимитрия ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить патриарха. Святитель молился в это время перед Владимирской иконой Божией Матери. Сторонники самозванца сорвали с патриарха архиерейское облачение и не дали окончить Литургию. Он претерпел множество поношений и был сослан в Старицкий Успенский монастырь. В конце дней своих он благословил на патриаршество митрополита Казанского Ермогена. Через два года, 19 июня 1607 года, патриарх Иов скончался и был погребен в Успенском Старицком монастыре. В 1652 г. мощи святителя перенесены в Москву в Успенский собор.

Прославлен святитель в 1989 г.


(память 19 июня по старому стилю)

В миру — Василий. Он был одним из богатейших людей Великого Новгорода и, владея Заволочьем, очень любил этот край. Он завел здесь хлебопашество, а до этого чудь добывала пропитание только охотой и ловлею рыбы и вымирала от болезней. Святой много тратил средств для просвещения народа, построил «Пинежский городок», поставленный над рекой Пинежкой, которая впадала в реку Вагу в 16 верстах ниже Шенкурска.

По заповеди Спасителя начальствовал он честно и ненавидел неправду, питал сирот, одевал нагих, лечил больных и упокоивал странников. На берегу Ваги построил много храмов, а в 1444 г. основал иноческую обитель в честь евангелиста Иоанна Богослова и много средств употребил на ее благоукрашение.

Любя молитву и ища спасения, он оставил и суету, и богатство, и детей, и жену и поступил в созданную им Богословскую обитель. Монашество принял с именем Варлаам. Всецело предался иноческим подвигам молитвы и поста и в 1462 г. в глубокой старости отошел ко Господу. По смерти он являлся инокам своей обители и увещевал давать щедрую милостыню и все раздавать бедным во время голода. При гробе преподобного Варлаама много больных и слепых получили исцеление.


(память 19 июня по старому стилю)

Жил во II веке при императоре Траяне в городе Аполлонии во Фракии. Он оставил воинскую службу и, приняв св. крещение, стал жить, угождая Богу. За исповедование православной веры после многочисленных мучений, во время которых многие язычники уверовали во Христа, был усечен мечом.


(память 19 июня по старому стилю)

Родился в Египте в половине IV века. Еще в детстве, лишившись отца, он своей матерью был посвящен Богу и в отрочестве, служа клириком церковным, показал себя благочестивым и ревностным исполнителем своих обязанностей.

В зрелом возрасте принял иночество в одном египетском скиту, где долго подвизался, наставляемый святым Памвой (IV в.; память 18/31 июля). Под его опытным руководством преподобный Паисий прошел суровую школу подвижничества, жил в совершенном уединении, три года не видя лица человеческого, изучал Священное Писание, постился, молился и преуспевал во всякой добродетели. По смерти своего учителя преподобный Паисий, уже укрепившийся в подвигах, удалился в глубину пустыни, где иссек себе пещеру, и там в безмолвии служил Господу.

Великие подвижнические труды преподобного Паисия стали привлекать к нему многочисленных последователей из монахов и мирян, и вокруг пещеры возникла иноческая лавра, насельники которой жили под его руководством. Главной иноческой добродетелью преподобный Паисий считал безусловное подчинение личной воли отеческой воле опытных в подвижничестве старцев, которые поучали и руководили новоначальных иноков в трудных аскетических упражнениях. Одних из возлюбивших иноческую жизнь преподобный учил проводить время в молитве и чтении Св. Писания, других заставлял совместно петь и возгревать в себе братскую любовь и единомыслие, иным велел заниматься ремеслами, чтобы они вместе с физическим трудом упражнялись и в добродетели, добывая пропитание не только для себя, но и для бедных. Когда иноческая община была вполне благоустроена, преподобный, стремясь к уединению, удалился в пустыню, прославленную подвигами св. Аммона (IV в.; память 4/17 октября).

Но и здесь великие подвиги и многие чудеса собрали вокруг келлии преподобного Паисия ревнителей благочестия, и возникла новая лавра, которой руководил один из его учеников по его уставу.

За свои великие подвиги преподобный Паисий был удостоен от Господа созерцания небесных тайн. Скончался он в глубокой старости, мощи его, прославленные чудесами, были потом перенесены в Писидию (в Малой Азии).


(память 19 июня по старому стилю)

Подвизался в VI веке в пещере в окрестностях села Сехуста (32 км от Иерусалима) и проводил дни в посте и молитве. Нестяжательный подвижник не имел у себя никакого имущества, кроме иконы Богоматери, перед которой всегда поддерживал зажженную лампаду. Святой старец часто посещал святые места Иерусалима, Синайскую гору, ходил молиться к местам погребения святых мучеников и подвижников. Уходя, преподобный оставлял перед образом Царицы Небесной зажженную лампаду и просил, чтобы Она управила путь его и Сама благоволила в его отсутствие поддерживать лампаду неугасимой. И всегда, возвращаясь с богомолья через несколько месяцев, святой отшельник находил лампаду горящей и полной елея.

Однажды, когда преподобный оказался на узкой тропе между двумя терновыми изгородями и встретился на ней со львом, то царь зверей, встав на задние лапы и припав к изгороди, уступил ему дорогу. Прожив в постнических подвигах и трудах много лет, мирно отошел ко Господу.


(память 19 июня по старому стилю)

Родился в 1722 г. в Банско (Болгария). Один брат его, Лаврентий, был игуменом Хилендарского монастыря, а другой был известен как щедрый благотворитель православных храмов и монастырей, а сам преподобный Паисий проходил послушание в Рыльском монастыре.

В 1745 г., в возрасте 23 лет, св. Паисий перешел к брату в Хилендарскую обитель на Афоне, где принял монашеский постриг. На Святой Горе подвижник был удостоен и священного сана. В 1762 г. преподобный Паисий написал «Историю славяно-болгарскую» — книгу, укрепившую христианскую веру и пробудившую национальное самосознание порабощенного болгарского народа. Среди тьмы иноземного гнета преподобный снова возжег светильник Православия, зажженный некогда святыми равноапостольными Кириллом († 869 г.) и Мефодием († 885 г.), учителями Словенскими (память 11/24 мая). Время и место блаженной кончины преподобного до сих пор неизвестно.

26 июня 1962 г. Священный Синод Болгарской Православной Церкви, воздавая должное заслугам святого Паисия перед Церковью и родиной, постановил чтить Паисия Хилендарского и Болгарского в лике преподобных и определил совершать празднование памяти его 19 июня/2 июля, «когда, по всеправославному месяцеслову, празднуется память преподобного Паисия Великого».


 
3 июля
 

(память 20 июня по старому стилю)

С юных лет отличался любовью к Богу и церкви, был сначала пресвитером, а потом уже достиг и епископского сана, как человек высокого ума и святой жизни. В своих посланиях и сочинениях он стремился руководить своей паствой в деле достижения ею Царствия Небесного и, охраняя ее от тревоживших в то время Христову Церковь ложных учений и наветов, строго обличал «Оригенову прелесть», за что не мало претерпел бед и огорчений. За распространение христианства он был обезглавлен в 312 г. в Восточной Халкиде.


(память 20 июня по старому стилю)

Сын благоверного князя Андрея Боголюбского († 1174 г.; память 4/17 июля). Родился во Владимире в 1155 г. Под влиянием примера и наставлений благочестивых родителей, он вырос глубоко верующим и с 12-летнего возраста проводил уединенную духовную жизнь. Страх Божий располагал мыслями, чувствами, поступками и желаниями его; молитва низводила на него благодать небесную, тушившую страсти юности.

Святой князь особенно любил чтение святых книг, почитал священнослужителей и был милостив ко всем. Несмотря на юный возраст, он избрал для себя подвиг поста и молитвенного бдения. Жизнь князя Глеба продолжалась недолго: чистый, непорочный князь блаженно почил 20 июня 1175 г. в 19-летнем возрасте. У мощей святого, которых не коснулось тление, неоднократно совершались чудеса. Мощи святого князя Глеба сохраняются ныне в Успенском кафедральной соборе г. Владимира как великая святыня, а сам князь считается покровителем города.


(память 20 июня, 4 октября и 5 декабря по старому стилю)

Гурий Руготин, святой, первый архиепископ Казанский, родом из дворян бывшего городка Радонежа, в мире именовался Григорием. В молодых летах вступил Григорий в услужение к князю Ивану Пенькову. Князь так был так им доволен, что поручил ему управление всем домом. Но эта доверенность продолжалась недолго. Прочие служители князя из зависти к Григорию возвели на него клевету, что он находится в преступной связи с княгинею. Раздраженный ложным наговором князь приказал посадить Григория в темницу, нарочно устроенную в глубоко вырытой яме. Там томился невинный страдалец два года, ибо по прошествии двух лет дверь узника свободно отворилась. Признавая спасение свое за Промысл Божий, он отрекся мира и направил путь свой в обитель преподобного Иосифа Волоколамского. Там облекся он в одежду инока, приняв имя Гурия, и вскоре поставлен был (1522 г.) игуменом обители; потом переведен в Селижаров монастырь, а 3 февраля 1555 г. хиротонисан во архиепископа новой Казанской епархии. Гурий устроил там два училищные монастыря, для обучения детей христиан и язычников; кроме того, под особым своим надзором соорудил каменный кафедральный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Радея о пастве своей, святитель Гурий умножил ее, обратив многих магометан в христианскую веру. Он преставился 4 декабря 1563 г., приняв за два дня до кончины схиму. Мощи его, обретенные 4 октября 1595 г., почивают в Казанском Благовещенском соборе. Они переложены в 1817 г. в новую серебряную раку.

Гурием началась епархия в Казани. По указу царя Иоанна Василиевича, митрополит Макарий соборно учредил 1555 г. архиепископство в Казани, третьей степени. После архиепископов были там с 1589 г. митрополиты, а после них с 1832 г. епископы и архиепископы. Сперва епархиальные архиереи именовались Казанскими и Астраханскими; потом, с 1602 г., Казанскими и Свияжскими, а с 1799 г. Казанскими и Симбирскими. В 1799 г. учреждена викарная епархия Казанская; епископам оной велено писаться Свияжскими; но в 1802 г. Казанские викарии отменены.

Акафист >>


(память 20 января и 20 июня по старому стилю)

Святые Инна, Пинна и Римма, славян Малой Скифии, были учениками апостола Андрея. Своей проповедью о Христе они многих язычников из варваров обратили к истинной вере и крестили. Князь варваров, разгневанный на них за это, принуждал их оставить веру Христову и поклониться идолам. Когда же они остались непоколебимыми в вере Христовой, он приказал вбить в лед реки сваи и привязать к ним мучеников. Измученные страшной стужей и напором льда, святые предали души свои Господу. Полагают, что местом их мучений была река Дунай. Время их страданий относят к I веку.

(Первоначально мужские имена Инна, Пинна и Римма в России теперь считаются женскими).

Тропарь мученикам Инне, Пинне и Римме

Мученицы Твои, Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе Бога нашего: имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси души наша.


(память 20 июня по старому стилю)

Пострадал за Христа вместе со св. мучениками Димитрианом и Афанасием при императоре Максимиане, в 306 г. Св. мученик Аристоклий, родом киприянин из г. Томаса, во время гонения на христиан подвизался в пустыне. По внушению Божию он пришел в г. Саламин Кипрский для того, чтобы воспринять мученический венец за Христа. С той же целью прибыли туда вместе со св. Аристоклием встретившиеся с ним на пути св. мученики Димитриан и Афанасий. Придя в город, они во всеуслышание исповедали себя христианами, за что были усечены мечом.


(память 20 июня по старому стилю)

Родом из Александрии, названный родителями Евтропием, святой с детства подвизался с отцом своим в одной обители. В 25-летнем возрасте, по принятии пострига, святой получил новое имя — Левкий и принял сан священства и игуменства.

За свою святую жизнь он удостоился от Господа дара чудотворения. Так, однажды, он изгнал беса из некоего ефиоплянина. Тогда бес удалился в Египет, где принял образ огромного змея и лишил жизни многих людей. Св. Левкий, провидя это диавольское коварство, отправился в тот город и, воскресив всех умерщвленных бесом, крестил их. Видя это чудо, уверовали во Христа до трех тысяч мужей, не считая жен и детей.

Поставленный во епископа города Врунтисиополя (ныне Бриндзи), прославился многими чудесами и обращением ко Христу множества язычников.

Прибыв во Врунтисиополь, святой, для уверования людей в истинности Бога, им проповедуемого, по просьбе язычников испросил на землю дождь, которого не было уже два года. После этого чуда уверовал во Христа весь город, и крестилось 27 тысяч человек.

Святитель Левкий мирно скончался в V в.


(память 20 июня по старому стилю)

Святитель Мина, епископ Полоцкий, долгое время подвизался в Киево-Печерском монастыре. 13 декабря 1105 года он был хиротонисан во епископа Полоцкого. Имя святителя Мины вошло в службу Киево-Печерским святым отцам, так как до возведения в сан епископа он нес послушание в этой обители. Упоминание о нем содержится в Киево-Печерском Патерике. Святитель Мина известен как один из первых русских архипастырей, продолживших благодатное распространение веры Христовой после Крещения нашей земли.

Преставился ко Господу в 1116 г.


(память 20 июня по старому стилю)

Икона Божией Матери названа Косинскою по месту своего пребывания в бывшем селе Косине, Московского уезда (сейчас это район Косино г. Москвы). Еще называют ее Моденскою, так как, по преданию, она была вывезена графом Борисом Петровичем Шереметьевым из итальянского города Модены во время его путешествия по Европе.

Пресвятой Богородице угодно было прославить эту икону многими благодатными знамения-ми и чудесными исцелениями. Укажем на самые примечательные из них.

Одна девица, страдала долгое время сильною болью в ноге и не могла ходить. Она часто молилась Богоматери, умоляя Ее даровать ей исцеление. И вот в сонном видении ей явилась Богородица и дала повеление молиться пред Косинскою иконою и выкупаться в Косинском Белом озере. Болящая все это исполнила и получила совершенное здравие.

Одна крестьянская чета долгое время не имела детей. Супруги дали обет отравиться в Косино для поклонения чудотворной Моденской иконе Богоматери и привели его в исполнение. Богоматерь услышала молитву их: в следующем году они были обрадованы рождением у них ребенка.

Малолетний сын одного мещанина в Сергиевском Посаде страдал от золотухи, которая покрыла всю его голову и лицо. Мать болящего ребенка дала обет сходить в село Косино на поклонение чудотворному образу Богоматери. Едва только она дала обещание, как больному сразу стало лучше. Она все-таки исполнила свои обет и, прибыв в Косино, отслужила молебен пред Моденской иконой Богоматери, а затем выкупала младенца в озере. В скором времени мальчик совершенно выздоровел.

В 1848 году в соседних с Косиным селениях и фабриках свирепствовала холера. Несколько раз жители этих селений брали чудотворную Моденскую икону к себе для совершения общественного молебствия. По заступлению Богоматери холера утихала и вскоре совершенно прекратилась.

Акафист >>


 
4 июля
 

(память 21 июня по старому стилю)

Родом из города Аназарва Киликийского, был сыном сенатора-язычника. Мать Иулиана исповедовала христианство. После смерти мужа она переселилась в город Тарс, где крестила сына и воспитала в христианском благочестии.

В царствование императора Диоклетиана (284-305 гг.) восемнадцатилетним юношей в течение целого года претерпевал мучения за Христа в разных городах Киликии. Мать св. Иулиана следовала за сыном и молилась, чтобы Господь еще более укрепил его в вере и подвиге. В городе Эгее под предлогом убедить сына принести жертву идолам она просила правителя разрешить ей посещать темницу. Три дня она провела в темнице с сыном, умоляя его быть твердым до конца.

Св. Иулиан вновь предстал перед правителем, все также бесстрашно и мужественно обличая языческое многобожие. Разгневанный правитель приказал зашить его в мешок и потопить в море. Матери святого за то, что она сопровождала сына, отрубили ступни ног. От нанесенных ран она скончалась.


(память 4 января, 21 июня, 30 октября и 10 ноября по старому стилю)

Ученик апостола Павла, писавший его Послание к Римлянам (Рим. 16, 22), второй епископ Иконии, где и претерпел мученическую смерть.


(память 21 июня по старому стилю)

Святые, родные братья, были уроженцами Мирмидонии с отрова Эгина. За добродетельную жизнь св. Иулий был посвящен в священный сан, а его брат — в сан диакона. Движимые ревностью к распространению христианской веры, святые братья получили разрешение на постройку церквей и отправились на проповедь в глухие места Востока и Запада Римской империи, где еще существовали идольские капища и совершались жертвоприношения кумирам.

Пройдя несколько стран, они обратили в христианство многих язычников, убеждая их не только словом, но и многочисленными чудесами. Святые братья построили много храмов. Население считало своей обязанностью помогать им в этом святом деле. Однажды какие-то люди проезжали мимо строившейся церкви. Опасаясь, что их начнут уговаривать принять участие в работе, они пошли на обман. Один из них притворился мертвым, а другие отговаривались тем, что везут хоронить мертвеца. Св. Иулий, удостоенный от Бога дара прозорливости и чудотворения, спросил: «Не лжете ли вы, чада?» Проезжие стояли на своем. Тогда преподобный Иулиан сказал им: «Так пусть же будет вам по слову вашему». Отъехав на некоторое расстояние, они увидели, что мнимый мертвец действительно умер. Никто больше не смел лгать святым братьям.

Провидя скорую кончину, св. Иулий отправился на поиски места для постройки сотой по счету церкви, которую он считал последней. Дойдя до озера Мукорос, он увидел на середине его красивый остров. Из-за громадного количества плодившихся на нем змей никто не мог там поселиться. Преподобный Иулий решил построить на этом острове церковь. Помолившись, он, как на лодке, приплыл к острову на своей мантии и водрузил на нем крест. Именем Божиим святой подвижник приказал всем змеям собраться к нему и повелел уйти с острова, предоставив его для дома Божия и рабов Христовых. Все ядовитые гады уползли в озеро и, переплыв его, обосновались на горе Камункин.

Святой Иулий заложил на острове церковь в честь святых Двенадцати апостолов. Он предсказал скорую кончину святому Иулиану. С честью похоронив брата, св. Иулий возвратился на остров, где вскоре преставился и был погребен в созданной им церкви Двенадцати апостолов. От его гроба многие больные получали исцеления. Блаженная кончина святых братьев последовала в первой половине V в.


(память 21 июня по старому стилю)

Будучи грузинским царем, способствовал принятию христианства многими горскими племенами. Во время нашествия арабов на Грузию, в 744 г., за отказ принять мусульманство после жестоких пыток был усечен мечом.


(память 21 июня по старому стилю)

Родился в 1587 г. и был воспитан в строгом благочестии. После смерти своего отца Георгия Х (1600-1603 гг.), отравленного персидским шахом Аббасом I, вступил на карталинский престол, а в 1609 г., при нашествии на Грузию турецких войск, одержал над ними блестящую победу.

Лукавый и коварный шах Аббас I, встревоженный этой победой грузин и ненавидящий их за Православие, подчинил себе царство Карталинское и Кахетинское и хитростью зазвал Луарсаба в Персию, где стал принуждать его принять мусульманство. Благочестивый царь Луарсаб без колебания отверг домогательство шаха. За отказ изменить своей вере он был заточен в Ширазскую крепость, где провел 7 лет, перенося унижения и частые избиения. 21 июня 1622 г. принял мученическую смерть вместе с двумя верными слугами.


(память 21 января и 21 июня по старому стилю)

В миру Михаил, родился в 1470 г., происходил из древнего и знатного византийского рода, отличающего благочестием и преданностью православной вере. С 10 лет Михаил проходил обучение классическим наукам у Иоанна Мосхоса на острове Корфу (Керкира). С 1492 г. он продолжил образование в Италии (которая после падения Константинополя стала средоточием греческой образованности), где занимался изучением древних языков, церковной и философской литературы, слышал и о великих богомудрых старцах, подвизавшихся в святогорских обителях. И уже в 1505 г. святой принял постриг с именем Максим в честь Максима Исповедника († 662 г.) в Благовещенском Афонском Ватопедском монастыре.

В марте 1515 г. великий князь Московский Василий III отправил на Афон послов с просьбой прислать ему искусного переводчика книг старца Савву. Но так как Савва был стар годами и слаб здоровьем, то святогорские старцы Афона решили вместо него послать в далекую северную страну Московию для выполнения церковного послушания Максима, который также был «искусен Божественному Писанию и годен к толкованию и переводу всяких книг». 4 марта 1518 г. преподобный Максим вместе со своими спутниками прибыл в Москву. Василий III принял гостей с великой честью и назначил местом пребывания их кремлевский Чудов монастырь. Первый труд — перевод Толковой Псалтири, сделанный при помощи русских толмачей и писцов, заслужил торжественное одобрение духовенства и «сугубую мзду» князя, но домой по окончании труда, несмотря на просьбы Максима, отпустили только его спутников.

Преподобный Максим Грек продолжил работу над переводами, сделал опись книгам богатой великокняжеской библиотеки, исправил богослужебные книги: Триодь, Часослов, праздничную Минею, Апостол. Переводческие труды убедили преподобного Максима в важности хорошего знания грамматики и греческой, и славянской. Он признавал подчинение философии богословию и указывал вредные «внешние» светские науки и философские теории, которые ищут наслаждения и покоя в земной жизни, например, философия Эпикура, тогда как надо искать богообщения, «Царствия Божия и правды Его» (Мф. 6, 33). Созерцание Божества, как учил св. Максим, возможно лишь при чистоте сердца, очищении ума и души. Святой учил о вездесущии Божием, о свободе в мире духовном, то есть, человек волен стать подобным Ангелу или демону. Преподобный Максим Грек способствовал просвещению, писал против астрологии и суеверий.

Общение с образованными русскими вельможами познакомило ученого инока с русской церковной, государственной и общественной жизнью. В вопросе о монастырских вотчинах он явился деятельным сторонником «нестяжателей» — последователей преподобного Нила Сорского († 1508 г.), что повлекло за собой вражду с влиятельными в церковной иерархии и при дворе лицами.

Положение преподобного Максима усугубилось при возведении на первосвятительский престол митрополита Даниила, ученика преподобного Иосифа Волоцкого († 1515 г.), еще более оно стало уязвимым, когда преподобный вызвал к себе нерасположение и со стороны великого князя Василия III, которого не одобрил за намерение развестись с женой. Воспользовавшись гневом государя на преподобного, недоброжелатели стали обвинять инока в политической неблагонадежности, и через несколько месяцев, в апреле 1525 г., в царских палатах был созван собор для суда над преподобным Максимом Греком. По приговору собора преподобный был сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь, где его заточили в темницу.

Шесть лет провел страдалец в сырой, тесной, смрадной и угарной келлии. Здесь он терпел мучения от дыма, холода и голода и был «от великия тесноты темничныя вельми скорбен очами и ногами», а по временам, приходил в омертвение. Но Господь не оставил страдальца без утешений: явившийся Ангел Божий сказал ему: «Терпи, старец, этими временными страданиями ты избавишься от вечных мучений». Исполнившись духовной радости от этого видения, узник воспел Святому Духу Утешителю канон, который нашли потом написанным на стенах его темничной келлии.

В 1531 г. преподобного Максима опять потребовали на соборный суд. С новым обвинением против него выступил сам митрополит Даниил. На этот раз он начал с политических обвинений, потом выдвинуто было и совершенно нелепое обвинение в колдовстве, за которыми последовали новые обвинения в хульных выражениях, обнаруженных в сделанных им 10 лет назад переводах. На допросе преподобный страдалец вел себя смиренно, кланялся в ноги судьям, просил о прощении, признавал себя виновным в «неких малых описях», происшедших не от ереси или лукавства, а случайно. Но унижение Максима не смягчило его судей, собор отлучил Максима Грека от причащения Святых Таин и в оковах отправил в заточение в Тверской Отрочь монастырь. Здесь преподобный Максим Грек провел более 20 лет. Тверской епископ Акакий был человек добрый и к преподобному Максиму относился милостиво и сострадательно. Об освобождении его и отпущении на родину тщетно просили и святогорская братия, и патриархи Антиохийский и Константинопольский от имени целого собора, и патриарх Иерусалимский. Безуспешны были также просьбы самого преподобного Максима Грека, обращенные к Иоанну IV.

В 1547 г. преподобный Максим написал послание новому митрополиту Макарию, в котором жаловался на то, что его оболгали не за ересь, а за невольные ошибки, допущенные по незнанию языка, он претерпел оковы, дым, голод, холод и, самое тяжкое, лишение причастия. Митрополит Макарий отвечал ему не сам, а через своего протосинкела (должностное лицо при митрополите и в его доме) монаха Алексея «Узы твои целуем, как одного из святых, пособить тебе не можем», ибо «жив связавший его» — митрополит Даниил. Когда преподобному было предложено испросить себе причащение под предлогом смертной болезни, то для святого инока этот лукавый совет был неприемлем. Великий страдалец уже не просил о дозволении вернуться на Афон и даже о возвращении в Москву: «Я о возвращении в Москву и житии там не прошу, а только хлопочу о причастии, которое просто всем дается; ни суда ни собора не прощу, а только милости и человеколюбия». Наконец, отлучение от Святых Тайн было снято с преподобного, но свободу ему не вернули.

Митрополит Макарий высоко ценил сочинения ученого грека. И когда готовился Стоглавый Собор, то к суждениям ученого богослова прислушивались и митрополит с иерархией, и царь, и лица при дворе Влияние писаний преподобного Максима сказалось на деяниях и постановлениях Стоглавого Собора. С ходатайством об облегчении участи преподобного узника выступил тогда новопоставленный игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий. И это ходатайство возымело успех. Произойти это могло лишь в 1551 г., когда в течение полугода Артемий был игуменом Троицкой обители.

В 1553 г. царь Иоанн IV, отправляясь по обету в Кириллов монастырь на богомолье, посетил преподобного Максима Грека, который в беседе с царем посоветовал ему заменить обет богомолья более богоугодным делом — заботой о семьях павших под Казанью воинов. Царь смиренно выслушал совет преподобного, но последовать ему не захотел. Тогда святой через князей и царского духовника велел ему передать: «Если не послушаешься меня, советующего тебе по Бозе, забудешь кровь мучеников и избитых погаными за христианство, презришь слезы сирот и вдовиц и поедешь с упрямством, то знай, что сын твой умрет по дороге». Несмотря на столь грозное предостережение, царь продолжил свое неблагословенное богомолье, и пророчество святого сбылось. Царевич Димитрий скончался в возрасте 8 месяцев. В 1554 г. преподобного приглашали на Собор по делу о ереси Башкина, но он отказался, боясь, что и его примешают к этому делу. 21 января 1556 г. преподобный Максим скончался в обители Живоначальной Троицы, проведя 38 лет в подвижнических трудах и страданиях на благо Русской Церкви и Вселенского Православия. Умирая, преподобный страдалец трижды осенил себя крестным знамением.

В 1591 г. по благословению патриарха Иова мощи преподобного были освидетельствованы: «И открыша, и пойде от мощей его благоухание, и цело и невредимо тело его, и ризы бяше и мантия, и вся на нем покрывало не истле, и на персех руце его, и десная рука согбена крестом».

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 6-8 нюня 1988 г. преподобный Максим Грек был канонизован для общецерковного прославления на основании святости жизни и чудотворений от него и его святых мощей, а также на основании его широкой почитаемости православным народом как жителя иноческого жития, святого чудотворца. В июле 1996 г. мощи преподобного Максима Грека были обретены у Духовского храма Троице-Сергиевой Лавры.


(память 21 июня по старому стилю)

Преподобномученик Георгий, архимандрит (в миру Лавров Герасим Дмитриевич) родился 28 февраля 1868 (1867?) года в Елецком узде Орловской губернии в благочестивой, состоятельной крестьянской семье. Герасим закончил всего три класса школы. Однажды, когда ему было 12 лет, он с родителями приехал на Богомолье в Оптину пустынь и подошёл под благословение к старцу Амвросию. Старец обнял его за голову, благословил и сказал, что ему следует оставаться здесь. Но только с 1898 года, после кончины отца, Герасим стал послушником Введенской Оптиной пустыни, где в 1899 году был пострижен с именем Георгий, и в 1902 году рукоположен в иеромонаха. Известно о его разногласиях в вопросах управления скитом со скитоначальником старцем Варсонофием (Плиханковым), что вызвало в Оптиной разделение в среде монахов — событие доселе там неслыханное.

С 1915-го по 1918-й годы отец Георгий был настоятелем Георгиевского монастыря в город Мещовск Калужской губернии.

После закрытия монастыря в декабре 1918 года, батюшка был обвинён в «тайном заговоре» и «хранении оружия». Из Мещовской тюрьмы батюшку вместе с группой арестованных повезли в тюрьму Калуги, где их должны были расстрелять. Перед этим отцу Георгию было чудесное видение, после которого он утешил всех арестованных, сказав, что они останутся живы. И, действительно, их вагон почему-то прицепили к другому поезду, идущему в Москву. По прибытии в Москву арестованных поместили в Таганскую тюрьму Москвы. Пока производилось дознание, в 1919 году вышла амнистия и расстрел был заменён пятью годами заключения.

До 1921 года батюшка находился в одиночной камере. В тюрьме он перенёс операции. Тюремный доктор Жижиленко (будущий тайный епископ Максим) обучил его медицинским навыкам и старец был поставлен на должность санитара, благодаря чему имел доступ к самым разным людям, в том числе и в камеры смертников. Батюшка исповедовал и причащал желающих, старался всех утешить и ободрить. Иногда он со слезами уговаривал умирающих исповедаться, если видел, что человек уходит из этой жизни озлобленным.

В Таганской тюрьме он получил благословение на старчество от митрополита Кирилла (Смирнова). Из тюрьмы отец Георгий был взят «на поруки» будущим священномучеником Владыкой Феодором (Поздеевским), который предоставил ему возможность проживания и служения в возглавляемом им Свято-Даниловом монастыре. Там батюшка принимал множество людей в келье при входе в Покровскую церковь. Хотя он был малообразованным, к нему шла интеллигенция, молодёжь. «Золотце, золотой мой, деточка» — так он обращался к людям. Старец имел дар различать душевные и духовные болезни. У него часто бывал Тверской архиепископ Фаддей (Успенский, память 18 декабря).

Во время разногласий, возникших из-за декларации митрополита Сергия, отец Георгий убеждал братию не вносить новых разделений в Церковь и остался на стороне Заместителя Патриаршего Местоблюстителя.

В мае 1928 года батюшку арестовали во второй раз. Он был обвинён в том, что «играл роль старца в черносотенном монастыре, вёл антисоветскую пропаганду среди обслуживаемого контингента».

Батюшку приговорили к трём годам ссылки в посёлок Кара-Тюбе Уральской области (ныне Казахстан). Там он жил в тяжёлых условиях, но утешался совершением Литургии в своей хижинке. В ссылке батюшка заболел раком гортани.

После освобождения старец поселился в Нижнем Новгороде. С трудом удалось духовным чадам найти для него комнатку. 21 июня (4 июля н. ст.) 1932 года после причащения Святых Таин отец Георгий скончался и был погребён на местном Бугровском кладбище.

В октябре 2000 года были обретены святые мощи старца, которые перевезли в Свято-Данилов монастырь в Москве.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.


 
5 июля
 

(память 22 июня по старому стилю)

Епископ. Жил и подвизался в IV веке и был твердым поборником Православия: боролся против арианской ереси. Св. Евсевий скончался от раны, нанесенной ему в голову одной женщиной арианкой, в городе Долихине в 379-380 гг.


(память 22 июня по старому стилю)

Вместе со своим слугой, св. мучеником Зиной, за обличение идолопоклонников претерпел мучения, после которых святые мученики были усечены мечом. Пострадали за Христа в царствование Максимиана Геркула в 304 г.


(память 22 июня по старому стилю)

Пострадал за веру во Христа, после жестоких мучений был потоплен в море.


(память 22 июня по старому стилю)

Пострадала за Христа неизвестно где и когда. Была сожжена вместе во своим сыном Сатурнином.


 
6 июля
 

(память 23 июня по старому стилю)

Родилась и получила воспитание в древнем Риме. С малых лет она отдала себя на служение Богу и украсила свою душу девственной чистотой, обручилась со Христом, за Которого в царствование Валериана дерзновенно и мужественно пострадала († 253-260 г.). Тело ее было избито палками так сильно, что были перебиты кости, после чего ее обнажили и заключили в оковы. Но Ангел Господень невидимою рукою разрешил святую от уз и подкрепил ее. После чего она, поправ нечестие, в муках предала дух свой в руки Божии.


(память 20 октября и 23 июня по старому стилю)

Родился в 1532 г. в селе Верколе Двинского края, в благочестивой крестьянской семье. Воспитанный в страхе Божием и христианском благочестии, св. Артемий еще и в детстве отличался кротостью, послушанием и трудолюбием. В возрасте 12 лет, работая в поле, он был убит молнией. Суеверные односельчане оставили тело блаженного Артемия, как умершего от внезапной смерти, неотпетым и положили его лесу, поверх земли, прикрыв хворостом и берестой.

Так пролежало оно, всеми забытое, 32 года. Но в 1577 г. мощи св. Артемия были чудесно обретены нетленными и прославились многими чудесами и исцелениями болезней. Так, во время распространившейся в Двинском краю злокачественной лихорадки веркольский селянин Калинник, взяв с гроба св. Артемия бересту, привесил ее к кресту на груди умиравшего сына, и тот получил исцеление.

Впоследствии были написаны иконы праведного Артемия. От досок, на которых их писали, оставались стружки. От них больные также получали исцеления от своих недугов. На месте обретения мощей св. отрока был основан монастырь, где и положили его святые мощи.


(память 6 ноября, 23 июня, 25 сентября по старому стилю)

Происходил из древнего благочестивого рода, с детства был обучен чтению Божественного Писания, и воспитан в страхе Божием. В 25 лет он поступил в Волоколамский монастырь, где принял постриг от игумена Гурия, впоследствии св. архиепископа Казанского († 1563 г., память 5/18 декабря). В монастыре святой занимался изучением Священного Писания и книгописанием.

В 1555 г. после покорения Казани царем Иоанном Грозным, Герману суждено было начать миссионерскую деятельность для язычников, населявших правый сберег Волги. Он был назначен настоятелем обители Успения Пресвятой Богородицы в Свияжске, которая под его мудрым руководством сделалась сосредоточием христианской проповеди, веры и благочестия в магометанской стране. Святитель Герман ревностно занимался строительством православных храмов, просвещением язычников в христианской вере. Им было собрано 150 книг. По смерти святителя Гурия святитель Герман достойно был призван на архиерейскую кафедру.

Когда царь Иоанн Грозный повелел назначить его на Московскую митрополичью кафедру, святитель Герман отказался и, верный своему пастырскому долгу, не устрашился вразумить царя, призывая к покаянию, обличая его. За это он около двух лет пробыл в заключении в Москве. Он один поднял искренний голос за святителя Филиппа, когда царь требовал его осуждения, хотя и сам святитель Герман был в опале. В 1567 г. 6 ноября он умер, полагают, что опричники были его убийцами. Погребен в церкви святителя Николая. Через 27 лет были обретены его святые мощи и перенесены в Свияжский монастырь.


(память 23 июня по старому стилю)

Пострадал за Христа при императоре Максимиане в г. Анкире в начале IV века. Будучи языческим жрецом, уверовал во Христа, принял святое крещение и был поставлен во пресвитеры. Во время гонения на христиан Евстохий был подвержен страшным истязаниям, а потом усечен мечом.


(память 23 июня по старому стилю)

Вместе с другими мучениками Провием, Гаием и Урваном он пострадал за Христа в г. Анкире в начале IV в. во время гонения при императоре Максимиане (286-310 гг.) После жестоких мучений все они были обезглавлены.


(память 21 мая и 23 июня по старому стилю)

Это икона Владимирская, которая явилась 23 июня 1588 г. в 12 верстах от Вологды. Названа Заоникиевской по месту своего пребывания – в Заоникиевской пустыни.


 
7 июля
 

(память 7 января, 24 февраля, 25 мая, 24 июня, 29 августа, 23 сентября и 12 октября по старому стилю)

Пророк Иоанн Креститель — после Девы Марии самый чтимый святой. В честь его установлены следующие праздники: 6 октября — зачатие, 7 июля — рождество, 11 сентября — усекновение главы, 20 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта — первое и второе обретение его главы, 7 июня — третье обретение его главы, 25 октября — праздник перене-сения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: “Сей есть Сын Мой возлюбленный... ”.

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: “Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира”. Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка — его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Xалкедон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в Петебурге в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем Дворце.

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: “Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя”. Иоанн Креститель прославляется Церковью, как “ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас”.

Акафист >>


(память 17 января и 24 июня по старому стилю)

Преподобный Антоний Дымский родился в Hовгоpоде около 1157 года. В Хутынском монастыре он принял пострижение и в той же обители, по кончине преподобного Ваpлаама в 1192 году, стал игуменом.

Спустя некоторое время он тайно удалился из монастыря и поселился на берегу Дымного (или Дымского) озера, в 15 верстах от города Тихвина, преподобный обрек себя на тяжелые подвиги. Для большего изнурения своей плоти он постоянно носил на голове железную шляпу. Постепенно вокруг него собралась братия.

С общего согласия и испросивши благословения архиепископа Hовгоpодского Исайи они поставили церковь во имя Антония Великого с приделом Покрова Богоматери. Преподобный Антоний прожил в монастыре до конца жизни и преставился 24 июня 1224 года. Он был погребен в созданной им церкви.

Мощи преподобного Антония обретены нетленными в 1330 году, но в 1409 году по случаю нашествия татар рака с мощами была опущена в землю. Память преподобного Антония чтится 17 января, вероятно в день обретения мощей.


(память 24 июня по старому стилю)

Дети благочестивых родителей, живших в 60 верстах от Новгорода. Святой Иаков в трехлетнем возрасте, а святой Иоанн — в пятилетнем были умерщвлены злодеями. Мученическая кончина их последовала около 1566-1569 гг. Между 1682-1689 гг. были обретены их нетленные мощи.


(память 24 июня по старому стилю)

Пострадал вместе с родными братьями Орентием, Фарнакием, Фирмосом, Фирмином, Кириаком и Лонгином. Все семеро были римскими воинами. В царствование императора Максимиана (284-305 гг.) на греков напали скифы. Св. Орентий единоборствовал со скифским вождем Марофом и силой Христовой одолел его. За отказ по этому случаю принести жертву идолам и за исповедевание себя христианином он был сослан вместе с братьями на Кавказ.

На пути к месту ссылки святые мученики скончались в разных местах. Первым умер св. Ерос 22 июня в Паремволе За ним мученически скончался святой Орентий: его бросили в море, привязав камень на шею, но Архангел Господень Рафаил вынес его из воды на сушу в Ризе (на южном берегу Черного моря), где святой мученик и скончался. Св. Фарнакий умер 3 июля в Кордиле, а святые Фирмос и Фирмин — 7 июля в Аспаре (на восточном берегу Черного моря). Св. Лонгин скончался на корабле 28 июля. Разразившейся бурей корабль был вынесен на берег в Питинде (Пицунде), где тело святого мученика и было погребено.


 
8 июля
 

(память 25 июня по старому стилю)

С детства подвизалась в монастыре г. Сиваполя (Ассирия) под руководством тетки своей, игуменьи Вриены. Отличаясь необыкновенной телесной красотой, св. Феврония еще более украшалась всеми добродетелями, постоянно подвизаясь в молитве, чтении Св. Писания и строгом посте.

Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане она была взята на мучения. Святую подвергали жестоким побоям, терзали острыми орудиями, палили огнем, выбили все зубы, отрубили руки и ноги, но она с твердостью перенесла все эти истязания, после которых была усечена мечом († ок. 304 г.). Ее мучителя Селина не замедлил постигнуть гнев Божий: он упал, разбив голову о мраморную колонну, и умер. Племянник Седина Лисимах и комит Прим, присутствовавшие при истязаниях святой мученицы тогда же отреклись от идолопоклонства и, приняв святое крещение, окончили жизнь свою в иноческом чине. Около 363 г. мощи святой преподобномученицы Февронии были перенесены в Константинополь.


(память 25 июня по старому стилю)

Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночество Евфросиния, Муромские чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчело-вода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Акафист >>


[1] [2] [3] [4] [5] [6]

Последние добавления