Храмы Пестречинского благочиния

Храм Воздвижения Креста Господня, село Кулаево

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция сайта
Храм Воздвижения Креста Господня, село Кулаево
 Церковь действует
 Год постройки: 1735—1762
 Архитектурный стиль: Барокко
 Адрес: Республика Татарстан, Пестречинский район, с. Кулаево
 Телефон: 
 Духовенство: иерей Александр Карпухин

История храма

В клировой ведомости по Спасской церкви села Кулаева Казанского уезда Казанской губернии за 1815 год значится, что каменное здание церкви было построено в 1735 году. По данным клировой ведомости за 1909 год значится, что церковь была построена в 1762 году помещиком бригадиром (воинское звание, соответсвующее генерал-майору) Иваном Федоровичем Люткиным. Из храмозданной грамоты епископа Гавриила видно, что построение этого храма было разрешено господину Люткину 31 августа 1761 года, а по надписям на крестах видно, что главный храм освящен 23 октября 1763 года. Смоленский — 28 июля 1767 года, а о последнем — неизвестно. Престолов в церкви было три. В главной холодной церкви находился престол во имя Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, в холодном приделе с правой стороны — во имя Смоленской иконы Божьей Матери; в теплом приделе с левой стороны — во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского.

В 1825 году помещиком села был Иван Яковлевич Неслов. Спасское-Кулаево было одним из самых крупных сел Казанского уезда. До уничтожения крепостного права село состояло из нескольких слобод. Крестьяне, жившие рядом с храмом, являлись старообрядцами. Церковь находилась на горе посередине села. С отменой крепостного права большая часть крестьян (до 200 семей) переселилась в Казань. С их уходом церковь осталась в конце села. В 1867 году помещичью усадьбу и землю, находящуюся при ней, купил потомственный почетный гражданин казанский купец первой гильдии Измаил Искакович Апаков. Он приобрел землю вместе с мельницей и питейным домом от прежней владелицы Варвары Николаевны Пыхачёвой, которой имение досталось от матери коллежской советницы Анны Ивановны и брата Александра Николаевича Стрелковых в 1844 году. До прибытия Апакова население было русскоязычное, с его приездом на территории села снова стали расселяться татары в дачах (лесных караулках). В 1882 году был ряд пожаров, истребивших большую часть села (172 двора). Погорельцы при школе селились в Колкомерку Лаишевского уезда.

В соответствии с указом его императорского величества, данному 20 ноября 1845 года о распространении нормальных штатов на Казанскую епархию, церковь была причислена к четвертому классу, при ней находился священник, дьякон, дьячок, пономарь и просфира. Причту принадлежали церковные дома, устроенные на церковной усадьбе. Состав причта в течении 19-20 веков менялся. По сведениям клировой ведомости о Спасской церкви за 1815 года, по штату было положено иметь одного священника, одного дьякона, одного дьячка, одного пономаря. В 1877 году при содействии приходского священника А. Бокова была открыта земская школа. Часовен было две: первая — небольшая каменная часовня была сооружена одновременно со Спасской церковью и находилась при ограде у Святых ворот; внутри была уставлена иконами, на двери висел ящик для доброхотных пожертвований. Другая каменная часовня была устроена в 90-е годы 19 века одним из крестьян деревни Больших Дюртилей (сведений о дате освящения часовни не обнаружено). Приходские деревни — Ивановское, Никольское, Большие Дюртили, Малые Дюртили. Усадьба почетного гражданина Апакова состояла из девяти домов, водяной мельницы, пасеки.

В приходе Спасской церкви действовали учебные заведения: земская школа в селе Кулаево, открытая в 1891 году. При самой Спасской церкви существовала библиотека, ежегодно пополнявшаяся выписываемыми за счет церкви журналами и книгами. В Спасской церкви имелись археологические древности — кресло, сделанное из беспробного серебра и именовавшееся «креслом Петра Великого», и изображение сидящего в оковах Спасителя в терновом венце, вырезанное из дерева (сейчас находится в селе Кабаны).

В 1888 году все имение купил богатый помещик Осип Яковлевич Молотков. В 1890 году Молотковым был построен двухэтажный особняк с балконом в 300 метрах от берега реки Меша. Приезжал Молотков в Кулаево редко, дела вел управляющий Александр Гаврилович Криневский. Умер помещик в 1915 году в Сорочьих горах. Отпевали в Спасской церкви. После него помещиком стал его сын Яков Осипович, который нередко приезжал на машине в село (это было в диковину) и ребятам, бегущим за машиной, бросал конфеты и медяки. Узнав, что власть перешла к Советам, управляющий и прислуга бежали, захватив то, что смоги увезти.

Состояние храма на 1909 году было прочным, с такой же колокольней. Вокруг церкви существовала каменная ограда с железной решеткой. Престолов в церкви было три. В главной холодной церкви находился престол во имя происхождения Честных древ Честного и Животворящего Креста Господня, в холодном приделе с правой стороны — во имя Смоленской Божией Матери; в теплом приделе с левой стороны — во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского. В главной церкви иконостас был пятиярусный, в боковых храмах — двухъярусный. Икон, особенно чтимых не имелось, за исключением копий с икон Божией Матери «Скоропослушница» и святого великомученика Пантелеймона с Афона.

В послеоктябрьский период церковь открывали пять раз. В последний раз закрыли в 1939 году. В этом же году сбросили 8 колоколов, одни из них 125-ти пудовый. На колоколах были выбиты фамилии мастеров, вес, год отлития и наименование церкви. С 1940-1958 годов в здании церкви были классы. Все фрески и росписи были уничтожены.

C 1998 года богослужения возобновлены, сначала в доме священника, где был смонтирован небольшой иконостас, затем, после посильного ремонта придела Смоленской иконы Богородицы, в храме.

Окончательно здание церкви было передано верующим в 2001 году. В настоящее время в храме продолжаются восстановительные работы.

Архитектурное описание

Спасская церковь — памятник культовой архитектуры русского барокко. Храм симметрично-осевого построения, четверик двусветный, восьмерик небольшой, под сомкнутым восьмигранным сводом. Боковые приделы наплывают закругленными объемами алтарей на небольшую трапезную, примыкая, охватывают нижний ярус трехъярусной, восьмигранной в плане колокольни под высоким шатром. Ярус звона колокольни — с арочными проемами в гранях и активно выраженными архивольтами. На шатре — небольшие проемы-резонаторы. Полукруглая в плане аспида покрыта высокой конхой. Нижние проемы храма арочные, верхние — с лучковым завершением, лучковые проемы в гранях восьмерика чередуются с нишами аналогичной формы. Все окна обрамлены опоясанными полуколонками с завершением в виде «петушьих гребешков» различной формы. Церковь выделяется высоким шатровым купольным завершениями объемов. Особенность композиции — в смещении приделов к западу и размещении колокольни ближе к храму. В оформлении церкви использованы: опоясывающие лопатки, городковые карнизы, ширинки.

Теги:
Кулаево
храмы Воздвижения Креста Господня
иерей Александр Карпухин
восстанавливающиеся храмы

Все публикации