ДРУГИЕ ЕРЕСИ И СЕКТЫ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НА РУСИ

На своем историческом пути Православная Русь не избежала еретических течений, иногда возникавших внутри страны, а чаще приходивших с Запада. Одной из первых ворвалась на Русь из Болгарии секта "богомилов", по имени монаха Богомила (X век). Она учила, что Бог породил двух сынов: Ситанаила и Логоса, что Христос и есть Логос, родившийся от Девы Марии из Ее уха. Эта секта отвергла таинства, требовала аскетической жизни и т.д. К XIII веку эта секта распространилась по всей южной Европе и Испании. Несмотря на гонения, секта сохранила в России свое тайное учение до XVIII века, когда превратилась в секты хлыстов и скопцов.

Другим тайным обществом была секта "жидовствующих". Эта секта появилась в XV веке, сначала в Новгороде, а потом в Москве. Она — смесь еврейства с рационализмом. Секта жидовствующих отвергла божественную природу Иисуса Христа, иконы и обряды. Основал секту еврей Схария, который в 1470 году прибыл в Новгород в свите князя Александра Олельковича, как его лейб-медик. Проповедь Схарии увлекала многих людей, высоко стоящих в государстве. Так, одним из руководителей тайного союза стал дьяк посольского приказа Федор Курицын (министр иностранных дел того времени), а в тайный союз попали и некоторые родственники великого князя. Но в 1504 г. секта была поставлена вне закона, и последователи сосланы в заточение. Все же из остающихся корней этой секты возникла секта "субботников".

"Субботники" — возникли в XVIII веке, празднуют субботу и придерживаются Ветхого Завета. Некоторые даже совершали обрезание по иудейскому обычаю. Были сосланы императором Николаем 1 на Кавказ.

Старообрядцы, или староверы — это общее название религиозных групп, отделившихся от Русской церкви в XVII веке. Начался раскол из-за несогласия некоторых духовных лиц с исправлением ошибок в богослужебных книгах и изменением обрядов, начатых патриархом Никоном около 1655 г. Это несогласие вскоре выросло в открытый раскол, увлекший за собой большое количество приверженцев старины. Сначала старообрядческое движение ставило своей целью следовать древним русским обрядам и обычаям. Здесь не было ереси, но лишь неповиновение церковной власти. Восставая против "новшеств", старообрядцы стали восставать и против государственной жизни. Они стали выселяться в малообжитые пространства Севера, Поволжья, Сибири, а также — в Польшу, Пруссию, Румынию, Турцию и Китай.

Со временем старообрядцы разбились на множество "толков" (групп). Некоторые из них продолжают настаивать на употреблении старинных книг и икон, отличаются суровыми нравственными правилами в жизни, а от православного населения отличаются церковными обрядами и неподчинением духовной иерархии. Старообрядцы разделяются на две большие группы: поповцев и безпоповцев, — в зависимости от того, принимали ли они священников, переходивших из православия в раскол, или нет. Обе эти группы распались на множество толков, названия которых произошли от имен их основателей. Некоторые старообрядческие ветви, отказавшись от священников, выродились в сектантские общества. В конце 18 столетия, когда страсти по поводу исправления богослужебных книг несколько утихли, некоторые старообрядческие ветви начали искать сближения с Русской церковью. Синод Русской Церкви в 1783 г. разрешил своим епископам назначать священников для дружественных старообрядческих приходов. Старообрядцы, признавшие Русскую церковь, стали называться "согласниками". Несколько лет спустя новые группы старообрядцев в Иргизе, Казани, Петрограде и Москве вошли в союз с Русской церковью и начали принимать ее священников. Эти группы были названы "единоверческими". На епископском собрании в городе Казани в 1885 году было определено, что "Православие и единоверие — одна Церковь". Некоторые старообрядческие приходы в США соединились с Русской Зарубежной церковью в 1970 годах.

Вот особенности некоторых из бывших в России сект:

"Духоборы" — секта квакерского происхождения появилась в начале 18 века в Харьковской губернии. Благодаря малограмотности духоборов учение их трудно сформулировать. Они не верят в Божество Христа, признают переселение души, небо и ад понимают иносказательно, отвергают церковную иерархию и обряды; отвергают присягу и исполнение воинской повинности.

"Молокане" — не признают таинств и обрядов Православной Церкви, отвергают почитание святых и признают богослужения только в виде чтения Священного Писания и пения псалмов. Запрещают увеселения, пьянство, курение, сквернословие. Раньше молокане жили на Кавказе, потом эвакуировались в США.

"Скопцы" — полагают спасение в физическом подавлении плоти посредством оскопления. Секта в России появилась в 18 веке. Скопцы почему-то считают своим родоначальником апостола Матфея.

"Хлысты" — составляют общины, "корабли", во главе которых стоят "пророки, христы, богородицы и пророчицы". Они отвергают священство, Церковь и таинства. Верят в Христа "изобретенного", т.е. допускают возможность сделаться каждому человеку, путем аскетизма, "христом". Их богослужения, или "радения", состоят в чтении и объяснении Священного Писания, с пением, прыжками, беганьем и кружением, доводящим их до бесчувственного состояния и бреда* что принимается ими за пророческое вдохновение. Хлыстовская секта является изуверской и опасной сектой.

"Пятикнижники" — они считают, что Бог в строгом смысле един. Пятикнижие Моисея — это столповые книги. Иисус Христос — не Бог. Церковь — это только сообщество верующих. Все внешнее в ней есть человеческое измышление и подлежит отвержению. Храм это кумирница, иконы — идолы, иерархия — лжеучители, идольские жрецы. Никаких таинств. Причастие — это простой хлеб и вино. Покаяние — самообман. Иконы и кресты надо сокрушить, как идолов, посты и монашество отбросить. Все люди с их разной верой — одинаковые у Бога. Не должно быть ни властей, ни войн.

Униты на Руси

В 1386 г. состоялась "личная уния Литвы и Польши", когда литовский князь Ягайло повенчался с польской королевой Ядвигой. Началось "ополячивание" и "окатоличивание" литовской и литовско-русской знати. До середины 16-го века этот вопрос стоял не остро. Но в 1569 г. оба эти государства соединились в "Речь Посполитую", где поляки получили перевес. Киев и Волынь были переданы Польше. В 1596 г. польским королям удалось пополнить епископат Киевской Православной Церкви угодными им епископами. Тогда состоялась "Брестская уния", официально передававшая малороссийское население в унию, т.е. соединение с Католической церковью на таких условиях: христиане греческого вероисповедания присоединялись к Римской церкви, подчинившись главенству папы, но сохраняя свой внутренний церковный строй и порядок Богослужений.

Православные не могли согласиться с решением недостойной части своего епископата и началась борьба за веру и свою народность. В этой борьбе важную роль играло днепровское казачество и запорожцы. С началом польских попыток подчинить казаков польским помещикам и с началом гонений на Православную Церковь начались и казацкие восстания. Они сопровождались страшными жестокостями.

В 1648 г. поднятое гетманом Богданом Хмельницким огромное восстание против Польши было поддержано всей массой православного населения Юго-Западной Руси. Война оказалась нелегкой, и гетман предложил казакам отдаться под власть Московского царя. Общая Рада (народное собрание) в городе Переславле в начале 1654 г. единодушно заявила: "Волим под царя Московского православного". Царь Алексей Михайлович "принял Малую Русь под свою высокую руку", дав ей полное самоуправление и свое казацкое войско.

Позже, с подчинением Польши Россией (разделы Польши — первый в 1773 г., второй в 1793 г. и третий в 1795 г.) большая часть униатского населения снова вернулась в лоно Православной Церкви. Для привлечения православных людей в католичество после революции в России Католическая церковь создала "восточный обряд". Богослужения проводятся по православному обряду, но учение — католическое. После Второй мировой войны некоторые русские эмигранты были сманены в "восточный обряд". Они, не вникая в суть учения "восточного обряда", хитро заманивались в католичество богослужениями, вполне похожими на свои, православные. В настоящее время "восточный обряд" издает на русском языке много религиозных книг и подготавливает в Риме, а ныне и на Украине, кадры духовенства для обращения народа в католичество.