Отзывы Казанской епархии на документы Присутствия

Отзыв на Проект документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века»

Дата публикации  Количество просмотров

 

Отзыв на проект документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века» от Казанской епархии.


Справка к проекту документа Межсоборного присутствия «О дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного разделения XVII века».

Первоначальный проект данного документа был подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, а затем был доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является Патриарх.

Руководствуясь стремлением к преодолению пагубных последствий церковного разделения XVII века и учитывая итоги изучения обстоятельств его возникновения, Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года принял деяние «Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их». Собор постановил признать «яко не бывшими» клятвенные запреты, ранее наложенные Соборами 1656 и 1666-1667 годов, утвердил равночестность старых и новых церковных обрядов и засвидетельствовал, что «спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения».

Закономерным продолжением этого соборного деяния явилось исполненное христианской любви «Обращение ко всем держащимся старых обрядов православноверующим христианам, не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом», принятое Поместным Собором Русской Православной Церкви 1988 года, а также постановление Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2004 года «О взаимоотношениях со старообрядчеством и о старообрядных приходах Русской Православной Церкви».

Архиерейский Собор, призывая все еще находящихся в разделении братьев возвратиться к общению и желая способствовать развитию процесса воссоединения, признает необходимость уточнения норм, действующих в случаях присоединения старообрядцев к Церкви.

В связи с этим, Архиерейский Собор постановляет:

1. Учитывая встречающиеся расхождения в современной пастырской практике, подтвердить определение Святейшего Синода за № 1116 от 25 мая 1888 года, согласно которому крещенные в любом из старообрядческих согласий воссоединяются с Русской Православной Церковью посредством совершения Таинства Миропомазания.

  К п.1:

 По нашему разумению,Миропомазание должно  в обязательном порядке совершаться над членами беспоповских согласий, желающих присоединиться к РПЦ. И, как было справедливо замечено участниками Интернет-обсуждения проблемы, «не следует смешивать Таинство Миропомазания с актом воссоединения»…

2. Поручить Синодальной богослужебной комиссии совместно с Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством отредактировать чины воссоединения с Церковью последователей старообрядческих согласий с учетом постановления Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года и последующих соборных актов. Тексты чинопоследований (по новому и по старому обряду) представить на утверждение Священному Синоду.

   К п.2.: Необходимо разграничить вопрос индивидуального присоединения приверженца старой обрядности к РПЦ и вопрос присоединения целой группы верующих. Представляется,что тексты Чинопоследований должны отличаться.

3. Напомнить, что, согласно суждению святителя Филарета, митрополита Московского, подкрепленному многолетней практикой единоверческих приходов, старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью, разрешается поминать в молитвах своих родственников, умерших вне общения с нею.

К п.3.: Совершенно справедливое и подтвержденное практикой постановление. Необходимо только указать, распространяется ли это разрешение на всех без исключения старообрядцев, умерших вне общения с Церковью, либо только на представителей старообрядческих сообществ, имеющих иерархию. Также необходимо выяснить, какое именно поминовение усопших вне Церкви разрешается совершать – келейное, на панихидах в дни особого поминовения всех усопших, либо речь идет о полноценной Литургической молитве.  И как быть, если, старообрядцы, воссоединившиеся с РПЦ будут просить молитв о своих живых сродниках, пребывающих в старообрядчестве?

4. Признать состоящими в монашестве старообрядцев, принесших монашеские обеты до присоединения их к Русской Православной Церкви.

К п.4:

   Здесь никаких сомнений быть не может – монашествующие, принесшие обеты до воссоединения с РПЦ (и исполняющие данные обеты) должны безоговорочно признаваться состоящими в монашестве. Необходимо только коснуться вопроса о возможности зачисления таких монашествующих в число насельников (насельниц) обителей РПЦ. В этой связи целесообразно, на наш взгляд, обозначить круг обителей, готовых к принятию насельников из числа вышедших из старообрядчества.

5. Подтвердить, что в соответствии с общим смыслом определения Святейшего Синода от 25 апреля 1729 года, при присоединении к Русской Православной Церкви семейных пар, вступивших в брак в старообрядческих согласиях, совершение над ними последования венчания не является обязательным.

6. Отметить необходимость обеспечения на приходах Русской Православной Церкви возможности совершения Таинства Крещения по Апостольскому преданию — троекратным полным погружением.

К п.6:

   На сегодняшний день это один из самых существенных и болезненных вопросов… Отношение представителей старообрядчества к обливательному Крещению – весьма болезненное. Далеко не все храмы РПЦ готовы предоставить возможность совершать Таинство Крещения над взрослым полным погружением. Но со временем необходимо поставить вопрос об обязательном введении погружательного Крещения во всех без исключения храмах РПЦ с учетом того опыта, который накоплен в епархиях РПЦ за последние годы.

7. Рекомендовать епархиальным и викарным архиереям тех епархий Русской Православной Церкви, где имеются старообрядные (единоверческие) приходы, активнее участвовать в богослужебной жизни таковых.

К п.7:

   Целесообразно коснуться вопроса об управлении старообрядными приходами. Очень здравой (но может быть, не вполне своевременной)представляется мысль о введении института викарных старообрядных (единоверческих) епископов, подчиненных напрямую Патриарху.