Архив новостей Казанской епархии (2001-2013)

Велийкий пост. Торжество Православия

Дата публикации  Количество просмотров

Празднование Торжество Православия совершается Православной Церковью в Первую Неделю Великого Поста в память восстановления Православного Почитания святых икон в 842 году, после жестокого гонения, воздвигнутого еретиками-иконоборцами в VIII и IX веках. Синаксарь (особое поучительное церковное чтение) в Неделю Православия начинается словами:
Нелепотно изметаемы иконы:
Радуйся лепотно поклоняемы видя

По окончании литургии совершается молебен, на котором молятся об обращении заблудших.

Причина установления сего чина

 Догмат Иконопочитания, по случаю торжества которого и установлено празднование не есть что-то маловажное в Православном Христианстве, сами иконы - не есть только предметы богослужебного обихода или украшение храма, но свидетельство того, что Сын Божий действительно воплотился, а потому может быть изображен, что совершенное Им наше Спасение было действительно, а не призрачно, что действительно, а не призрачно Он воплотился от "пречистых кровей" Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, которая также изобразима, что действительно, а не призрачно вселился Дух Святой в святых людей Божиих, изображаемых на иконах в своем преображенном, соединенном с Богом образе. Поэтому Церковь поет в стихире "на Хвалитех" в этот праздничный день: "плоти изображение Твое возставляюще, Господи, любезно лобызаем, великое таинство смотрения Твоего изъясняюще: не мнением (т.е. не призрачно) бо, яко же глаголют богоборнии дети Манентовы (манихеи), нам явился еси, Человеколюбчи, но истиною и естеством плоти".
Иконоборчество и было не просто отрицанием священных изображений, но утверждением, что Бог неизобразим. Это мнение начало возникать посреди нетвердых в вере христиан под влиянием манихеев, мусульман и иудеев, категорически отрицавших любые изображения (первые считали, что материя - сама по себе зло, вторые и третьи - что всякие изображения - идолопоклонство). Под влияние еретиков попал император Лев Исавр, который сперва ревностно взялся обращать в Православие (употребляя даже силу) еретиков и иудеев, но видя, что они выставляют причиной своего сопротивления нежелание почитать иконы и сам усомнился в истинности иконопочитания, обнародовав в 727 году указ, в котором говорил, что иконы почитать не должно. Это вызвало сильное волнение в народе и протесты Св. Патриарха Константинопольского Германа, который увещевал императора, а в письмах к епископам (среди которых нашлись еретики-иконоборцы) разъяснял: "по воплощении Сына Божия для нашего спасения, мы изображаем Его человечетво для утверждения нашей веры, что Он воплотился подлинно, а не один вид плоти принял; - мы изображаем также Божию Матерь, и всех святых, как служителей Божиих, в память их святых подвигов и угождения Богу... Не должно соблазняться тем, что иконам святых воздается честь возжением пред ними света и каждением. Это суть знаки их духовного озарения и вдохновения от Св. Духа".

Император, увидев сопротивление, поспешил объявить, что он не против икон вообще, но только против суеверия и под предлогом убережения икон от надругательства наиболее почитаемые в народе иконы приказал поставить на возвышенные места. Волнение продолжалось и вскоре на императора поднялся бунт, жители Греции и Кикладских островов отправили к Константинополю флот, чтобы свергнуть Льва, но он выиграл битву и счел победу знаком благоволения Божия к его нововведениям. Не добившись от Патриарха, отказавшегося вносить изменения в веру без созвания Вселенского Собора, поддержки Лев в 730 году своим указом запретил писать иконы и воздавать им поклонение, а все священные изображения в храмах и частных домах - уничтожить. Исповедник-патриарх и православные епископы были заточены, а на патриарший престол и епископские кафедры возвели еретиков.

Лев приказал снять образ Спасителя с креста, стоявшего со времен равноапостольного Константина над воротами императорского дворца и предать его огню. Возмущенные кощунством совершавших это дело воинов несколько женщин опрокинули лестницу, на которой стоял кощунник и он погиб. Это послужило искрой, возжегшей новые народные беспорядки в защиту икон. Лев утопил возмущение в крови и начал лютые казни и пытки православных по всей Империи - одни претерпели мученичество, другие - скрылись в пустынях. Целая часть Империи - Италия, оставшаяся под водительством благочестивых римских пап верной Православию, отложилась от власти Льва. За рубежами Империи православные епископы произнесли на иконоборцев анафему - так поступил папа Григорий вместе с западными епископами, патриарх Иерусалимский с восточными. Преподобный Иоанн Дамаскин написал три вдохновенных защитительых слова о святых иконах, обличая еретика-императора и даже за границами Империи не уберегся от гнева того, лишившись по навету иконоборцев руки, но быв чудесно исцелен Пресвятой Богородицей.

Сын Льва Исавра Константин Копроним (Гноеименный) встречая по прежнему сильное неподчинение, усилил гонение на иконопочитателей, с особенной ненавистью обрушившись на святых иноков, которых он ненавидел, а образ их одеяния называл "одеждою тьмы". Константин даже взял с народа специальную клятву не поклоняться иконам, а сами иконы и св. мощи приказал бросать в огонь, море или в болота. Вместо святых икон на стенах храмов начертаны были деревья, птицы, животные, ак что храмы изнутри уподобились местам увеселений. В 754 Копроним созвал "вселенский собор", на котором были провозглашены иконоборческие лжедогматы, а на защитников св. Икон была наложена анафема. Всех епископв, не признавших лжесобора, император велел изгнать, константинопольские монастыри уничтожить, а их здания разрушить или обратить в казармы.

При преемнике Копронима Льве IV гонение начало ослабевать, а православные стали усиливаться, найдя тайную покровительницу в императрице Ирине. Когда св. Ирина, лишившись мужа, сама стала императрицей, она исполнила свое благочестивое желание восстановить поклонение святым иконам. Патриарх Павел, поставленный иконоборцами, раскаялся в своем заблуждении, отказался от патриаршества и начал усиленно убеждать всех собрать Собор и восстановить почитание икон, а избранный на его место благочестивый государственный муж св. Тарасий не раньше принял патриаршество, как получил уверение в том, что Собор состоится. Иконоборцы попытались сорвать созвание Собора, но в сентябре 787 года Седьмой Вселенский Собор все же открылся и присутствовавшие на нем 367 отцов основательно изследовали православное учение, отвергли иконоборческий лжесобор и, специальным "Определением" утвердив иконопочитание, произнесли "вечную память" благочестивым защитника икон.

В Церкви воцарился на четверть века мир, нарушенный императором Львом Армянином (813-820). Лев решил, что в правление иконоборцев Империи сопутствовала удача во внешних делах, а по восстановлении иконопочитания начались беды, а посему он воздвиг новое гонение на иконы. Убеждения Св. Патриарха Никифора и преподобного Феодора Студита не подействовали на него и началось новое истребление икон. Св. Никифор произнес иконоборцам анафему, а преп. Феодор, для укрепления православных, в день вербного воскресенья с иноками своей обители совершил крестный ход, подняв иконы и с пением "Пречистому твоему образу поклоняемся, Благий". Патриарх Никифор, преп. Феодор и многие защитники икон были изгнаныи скончались в ссылке.

Император Феофил (829-841) продолжал гнать иконы, и начал запрещать не только поклонение, но и изготовление и хранение их, особенно насмехаясь над иноками. Только тайное заступничество супруги его, благочестивой Феодоры, облегчало страдания православных. При нем, как бы в доказательство того, что иконоборцы льстят себя, думая, что их дела угодны Богу, на Империю обрушились многие несчастья и неудачи, а сам Феофил тяжело заболел и жестоко мучился. Супруга его молилась об облегчении его болезни и возложила на него образ Богоматери. Потом Феофил и сам взял одну из икон и облобызал ее. После чего он почувствовал облегчение и вскоре скончался.

При вступившем на престол сыне Феофила Михаиле опекуншей была св. Феодора, повторившая подвиг святой Ирины. Она возвратила изгнанников, освободила узников, возвела на патриарший престол твердого защитника иконопочитания св. Мефодия и при ней в 842 г. состоялся Поместный Собор в Константинополе, подтвердивший Седьмой Вселенский Собор. Императрица предстала пред собором с изображением Божией Матери и лобызая его провозгласила: "кто не поклоняется и не почитает изображений Господа, Богородицы и святых, тот да будет анафема!" А потом прибавила: " Только прошу вас, благочестивые мужи, о том, чтобы в свои молитвах вы предстательствовали пред милосердным Богом о супруге моем - Феофиле, дабы Господь простил согрешения его". По прошению императрицы многие святые мужи всю первую седмицу Четыредесятницы совершали моление о царе Феофиле, а в воскресенье первой седмицы с великим торжеством совершили крестный ход с царицей и ее сыном, со множеством епископов, священников и народа и торжественно произнесли благословения на почитающих св. иконы и проклятия на их презретелей и гонителей.

С тех пор и совершается Церковью Чин Торжества Православия, которым Церковь утверждает не только почитание святых икон, но и вообще Торжество Православной Веры над ересью и нечестием.

Чин анафематствования:

«Помолимся Господу... чтобы милостью Святого Духа обратил всех отступивших он нас к познанию истины и причислил к избранному Своему стаду, чтобы мысли помраченных неверием просветил светом Своего Боговедения, а верных Своих укрепил и сохранил непоколебимыми в православной вере. Анафему (отлучение) произносит на себя сам тот, кто отступает от православия во все течения и секты, в учении которых присутствуют следующие положения:

Отрицающим бытие Божие и утверждающим, что мир самобытен, что нет Божия промысла и что в мире господствует случай, - анафема.

Говорящим, что Бог не Дух, а плоть, что Он не есть праведен, милосерд, премудр, всеведущ, и подобные хулы произносящим - анафема.

Дерзающим говорить, что Сын Божий, а также Дух Святый не единосущны и не равночестны Отцу, и исповедующим, что Отец, Сын и Святой Дух не есть Един Бог, - анафема.

Безумно говорящим, что для нашего спасения и очищения грехов не нужно было пришествие в мир Сына Божия во плоти и Его вольное страдание, смерть и воскресение, - анафема.

Не принимающим благодати искупления, взвещенного Евангелием, как единственного нашего к оправданию пред Богом средства, - анафема.

Дерзающим говорить, что Пречистая Дева Мария не была до рождества, в рождестве и по рождестве Дева, - анафема.

Не верующим, что Дух Святый умудрил Апостолов и Пророков и чрез них возвестил нам истинный путь к вечному спасению и утвердил сие чудесами и теперь в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет на всякую истину, - анафема.

Отвергающим бессмертие души, конец мира, суд Божий, воздаяние вечное за добродетели на небе, а за грехи осуждение - анафема. Отвергающим все таинства церковные - анафема.

Отвергающим соборы святых Отцов и их предания, согласные с Божественным откровением, и Православною Церковью с благоговением сохраняемые - анафема.

Помышляющим, что Православные Государи возводятся на престол не по особенному о них Божию благоволению и что при помазании дарования Святого Духа к прохождению великого царского служения на них не изливаются, и вследствие сего дерзающих на бунт и измену - анафема.

Ругающих и хулящих святые иконы, которые Святая Церковь в воспоминание дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения во взирающих на них благочестия и подражания принимает, и называющим иконы идолами - анафема».

(Возглас диакона на ектении (в переводе,«Тверские епархиальные ведомости», 1912, № 7 ))

В таком виде этот чин состоял до революции 1917 года. В течение многих десятилетий чин анафематствования был запрещен - все-таки страшно было новым безбожным властям. В недавнее время чин стал восстанавливаться.

Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 г.

Прислушаемся к его словам и будем твердо держаться заповеданного нам сокровища - православной веры: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди».