Архив новостей Казанской епархии (2001-2013)

К встрече св.Иконы Казанской. Лекция помощника мэра города Хафизова Д.И.

Дата публикации  Количество просмотров
К встрече св.Иконы Казанской. Лекция помощника мэра города Хафизова Д.И.

Перед собравшимися в помещении православной библиотеки Иоаннопредтеченского монастыря прочитал лекцию Хафизов Дмитрий Иосифович – советник мэра Казани по вопросам культурыф и религии. Лекция была посвящена ожидаемому с нетерпением многими верующими событию – прибытию в Казань святого образа Богородицы – «Казанская». Дмитрий Иосифович принимал участие в экспертизе св.иконы, переданной из Рима. Экспертиза установила, что эта икона была написана не позднее первой половины семнадцатого века. По оценкам католической экспертизы – не позднее второй половины 17 века. Оклад иконы – 18 века.

Лектор подробно рассказал о версиях происхождения иконы, которая ожидается в Казани. Почитаемые иконы делятся на несколько категорий: местночтимая, чтимая, особочтимая и государственная чтимая. Только местночтимых икон Пресвятой Богородицы в Москве около 30. Дмитрий Иосифович пояснил, что, например, найденные местночтимые иконы-первообразы не всегда становились чудотворными, а вот списки-копии – часто напротив – чудотворили по вере прибегающих к молитве перед ними. Из наиболее известных образов «Казанских» особого упоминания достойны четыре: Казанский-монастырский, Московский – Св.Знамя ополчения князя Пожарского, Санкт-Петербургский и Романовская – т.н. «Царская» иконы. Лектор подчеркнул, что, собственно, не важно – написана икона Рублевым или она бумажная. Для верующего скорее важно чудотворная она или нет. Для историка же важна икона, которая была найдена первой. Московский хранил Россию от внутренней смуты, Санкт-Петербургский – от внешних врагов,  образ , хранившийся в Царской семье сохранял царскую династию, Богоизбранную власть в России.  Дмитрий Иосифович подчеркнул, что в наше время практически чудотворят все только новоявленные иконы, вместо исчезнувших – поставленные на места указанные Самой Пречистой – проводники молитвы нашей к Пресвятой Богородице. К счастью, найдено точное место явления иконы – при раскопках найден сам алтарь храма, устроенный на месте явления.

Лектор рассказал об истории «Казанских» икон в России следующее: после признания св. иконы чудотворной в Казани, первая копия была сделана для царя Иоанна Грозного. Это было время после страшного пожара в Москве, когда сгорело и множество храмов с иконами и святынями. Царь Иоанн Грозный собирал по византийскому принципу империю и истребовал по всей России множество святых чудотворных икон в Москву – из Владимира, Нижнего Новгорода, не избежала этой участи и Казань. Документы свидетельствуют, что на месте явлений икон в храмах поставлялись копии. Хотя, достоверного документа о том, что в Москву уехала именно подлинная «Казанская» нет, но предполагается, что это было именно так. Возможно, именно она стала потом Романовской иконой –«Царской». Чудотворения продолжались. В 1610-1611гг в России началась смута. Священномученик патриарх Ермоген написал несколько писем-грамот в города явлений св. икон с призывом к ополчению против экспансии поляков-католиков. Грамоты оказались практически завещаниями мученика-патриарха и, выполняя волю патриарха, из Казани вышло ополчение со св. иконой Казанской. С приходом в Москву ополчения со св.иконой был связан ряд нерядовых событий. Далее, в Ярославле князь Пожарский после встречи св.образа «Казанского» заказывает копию, богато украшает её, отсылает в Казань. В втором ополчении Минина-Пожарского остается сама икона. В Казань приходит уже вторая копия, чудотворения, помощь от Пресвятой Богородицы через Её св. икону «Казанскую» на месте явления всем с верой прибегающим с молитвой к Богородице продолжаются по благодати Пречистой и Божией Благодати. Св.икона, оставшаяся с ополчением приходит в Москву, освобождает её и становится уже государственной реликвией. Сначала она находилась в приходском храме князя Пожарского, затем её ставят в Казанском соборе в Москве – т.н. икона Пожарского.

Дмитрий Иосифович подчеркнул, что Казанская икона имеет уникальную особенность – помощь Пречистой обнаруживается вне зависимости от конфессиональной принадлежности и всегда адресная, личная. Икона, приезжающая в Казань может считаться новоявленной Казанской, т.к. историю конкретно этого образа можно проследить только с 50-х гг, хотя сам лик очевидно древний – «черный», судя по окладу очень почитавшийся столетиями, по оценкам специалистов. До революции на территории России было около 120 чудотворных и чтимых образов, самых особочтимых  – около 25. Комиссия досконально проверила по всем описаниям возможную принадлежность. Единственной версией, которая подробно проверялась версия «дивеевская» - некоторые предполагали, что речь идет о иконе «Казанской», которая принадлежала первой матушке дивеевской. Комиссия установила, что дивеевская икона как не соответствует описанию, так и исторически не может быть именно ею, что и записала в заключении. Таким образом, имеется три предположения о происхождении прибывающей св. иконы: новоявленная, с неопределенным прошлым – по неисповедимым путям Господним, второе – та самая Казанская, либо – Романовская икона. В пользу второй версии говорится о том, что следствие после происшедшего в Казани святотатства – кражи св. иконы так и не нашло достоверных доказательств, что икона была сожжена. А поиски св. иконы Казанской продолжались

Дмитрий Иосифович рассказал о планах городской администрации устроения в городе паломнического центра около места явления св. иконы Богородицы. Собственно, предполагается, что создание такого центра будет происходить как бы само собой, т.к. это место является хронологически вторым в мире общепризнанным явления Божией Матери после Гватемалы (примерно за 27 лет до казанского) во время конкистадорских миссионеров у андийских индейцев. Соответственно, даже в советское время ( не только в царское ) происходило много неафишируемых тогда паломничеств. Ведь это место известно во всем мире. Явление было в смутное время – время ереси жидовствующих, время упадка православия в сторону ересей и превалирования ислама, гражданской войны, проблем в Свияжске, собственно, явилось мощным укрепляющим православие фактором. Третье и четвертое общепризнанные христианским миром явления Пресвятой Богородицы – Лурд и Фатима. Лектор подчеркнул, что всегда эти явления были детям – девочкам семи лет, из неблагополучных, беднейших семей, им не верили, всегда эти явления были грозными. Сопровождалось все это явлениями природы…

Дмитрий Иосифович, как член «штаба» встречи его святейшества патриарха Алексия II со святой иконой Богородицы Казанской, рассказал о том, как будет происходить всё празднество. В храмах епархии прихожанам раздавались приглашения на торжественное открытие – освящение святейшим патриархом Благовещенского собора. По «синим» приглашениям можно будет попасть на территорию Казанского кремля, по «белым» - в Благовещенский собор. Прибыть необходимо до 8:15. Большая часть верующих сможет наблюдать ход событий в кремле и соборе по большим мониторам на Ярмарочной площади. Возможно, что еще один монитор будет установлен около собора. Организованно пройдут утренние службы в приходских храмах города. После службы члены общин смогут приехать от храмов во главе с настоятелями, священниками храмов на заказных автобусах. В городе будет 5 точек сбора для проезда автобусами  по 10 автобусов на каждый район (либо бесплатно, либо, если заказанных не хватит, то примерно по 5 рублей). Рейса будет два – на службу к 9 (8) часам, 21 июля. Второй рейс будет на Крестный ход, к 12 часам. После освящения Благовещенского собора и Литургии ожидается, что его святейшество Алексий II выступит с заявлением.

Маршрут Крестного хода, который должен начаться в 12:00 – по ул. Кремлевской, далее – не по Миславского, а следующим перекрестком - по более дальнему маршруту, т.к. ожидается более 20 тысяч человек. По Карла Маркса и далее – на Большую Красную к Крестовоздвиженскому. После Крестного хода автобусы, запаркованные на прилегающей территории, также будут развозить прихожан организованно по районам в приходы. После Крестного хода со св.иконой , по дороге в Успенский Зилантов монастырь, где соберутся архиепископы и епископы, святейший патриарх посетит храм на воде – храм Спаса Нерукотворного. В этот же день святейший патриарх покинет Казань. 22 июля в НКЦ «Казань» откроется конференция, на которой будет особая секция «Казанская», в которой будет участвовать около 150 человек.

Учащиеся взрослой группы воскресной школы были очень благодарны за бесценные сведения, подробную лекцию и ответы на вопросы Дмитрию Иосифовичу Хафизову.


 

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Казанская”

Тропарь, глас 4

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающих. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы: ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающым.


 

Материал подготовила  Li-Мария .