Христианство и мир

Протоиерей Олег Махнев – «Великий пост. Воздержание в плотском и возрождение в духовном!»

Дата публикации  Количество просмотров
Протоиерей Олег Махнев – «Великий пост. Воздержание в плотском и возрождение в духовном!»

Великий пост – самый строгий и продолжительный из всех постов установленных нашей Матерью Церковью. Он состоит из 40 дней Святой Четыредесятницы, двух праздничных дней, Лазаревой субботы и Вербного воскресения, а также Страстной седмицы. Всего 48 дней.

Четыредесятница установлена в честь сорокадневного поста Иисуса Христа, который предшествовал Его спасительной миссии. Страстная седмица – в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения нашего Господа. Страстей Господних.

Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого поста, богослужения в этот период отличаются особенной продолжительностью, напевы становятся всё тише и тише. Даже как будто природа вся замирает и чувствует строгость события.

До революции в пост не только воздерживались в пище, но и от всех развлечений, даже закрывались все театры, увеселительные учреждения.

В Греции и сегодня первый день поста – выходной, чтобы дать людям возможность отвлечься от своих рутинных дел и сосредоточиться о вечном.

Вообще посты существовали со времён Ветхого Завета, а если брать глубже, то первая заповедь данная Богом человеку, - это именно заповедь о посте. Адам и Ева не удержавшись вкусили плод, нарушив заповедь, не раскаялись, за что и были изгнаны из Рая.

Христиане же начали поститься с самого основания Церкви, следуя в этом примеру Самого Господа и апостолов. Одни из ранних церковных писателей отмечали, что апостолы установили первый сорокадневный пост в подражание пророку Моисею и Спасителю, которые постились сорок дней в пустыне.

Евангелист Матфей приводит слова Иисуса Христа: «Род сей изгоняется молитвой и постом» (гл. 17; 21), это же повествует и евангелист Марк (9; 29).

Описываются и другие эпизоды из жизни Господа с упоминанием о посте, например на вопрос книжников: «Почему Иоанновы ученики постятся а Его не постятся», Он ответил: « Придут времена когда у них отнимется Жених и будут поститься».

В книге: «Деяния апостолов» и других книгах Нового Завета есть достаточно много повествований о том, как апостолы постились.

Существуют благочестивые предания о том, что Великий пост окончательно оформился, когда вошло в обычай крестить новообращенных на Пасху и готовить их к принятию Таинства продолжительным постом. Из чувства братства и любви вместе с ними в этом посте стали принимать участие и все верующие.

Уже в 4-м веке Великий пост существовал в Церкви повсеместно, с небольшими отличиями по продолжительности, и по нашим современным меркам, относительно пищи достаточно строгий. Разрешалось употреблять только хлеб, сухие овощи и фрукты. Сухоядение.

Чувство голода, обостряет наши чувства и способно привести человека к осмыслению в более глубоком, чувственном уровне. Евангелист Лука (гл.15) описывая историю произошедшую с «Блудным сыном» повествует, что именно это чувство, в конечном итоге, позволило грешнику «Прийти в себя», и как следствие привело к покаянию.

Впрочем, ограничение в пище – не единственное, которое накладывает на человека Великий пост. Как писал известный проповедник Иоанн Златоуст: «Истинный пост есть удаление зла, обуздание языка, отложение гнева и укрощение похотей». «Пусть покоятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела», - говорил он.

В период Великого поста церковные чтения, если в них вникнуть, очень красивые по своему содержанию. Они как бы проводят нас от истории творения мира Вседержителем, до цепочки тех событий которые в сотериологическом смысле ведут к спасению рода человеческого. Постепенного плана - Промысла Божьего.

Три субботы – второй, третьей и четвёртой недель Великого поста установлены для поминовения усопших: Великопостные родительские субботы.

Посещая Святую Афонскую гору, я слышал от монахов, такое наставление для мирян: «Кто не постится добровольно, так будет постится не добровольно», что и хотел бы передать как духовное напутствие нашим читателям!

магистр богословия протоиерей Олег Махнёв