Христианство и мир

Открылась выставка "Иконы эпохи первых царей династии Романовых"

Дата публикации  Количество просмотров
Источник:
Седмица.Ru
Открылась выставка

 

Коломенское – одна из любимых резиденций представителей Дома Романовых. Именно с началом их правления связан «золотой век» тогда ещё подмосковной усадьбы. Поэтому неслучайно, что выставка под названием «Иконы эпохи первых царей династии Романовых» открылась именно в этом музее-заповеднике. В залах деревянного дворца Алексея Михайловича представлено свыше ста шедевров русской иконописи XVII века. Рассказывают «Новости культуры».

Романовы приняли государство после разрухи смутного времени, нужно было восстанавливать церкви, требовалось много новых икон. Цари выступали непосредственными заказчиками. Дворец Алексея Михайловича расписывал прославленный иконописец Симон Ушаков. Его икона ветхозаветной Троицы – центральный экспонат этой выставки.

«Вот когда смотришь царские документы XVII века об иконописцах, а это так называемые столбцы Оружейной палаты Московского Кремля, читаешь эти документы, так там идет масса таких совершенно конкретных записей: «В лето такое-то по заказу царя Алексей Михайловича написан образ Живоночальной Троицы в хоромы верхние государя. А писали иконописцы…. Называются все их имена. А дано им жалование столько-то рублей, столько-то денег, и корму, и так далее», – рассказывает главный хранитель музея-заповедника «Коломенское» Ольга Полякова.

На выставке – иконы эпохи правления четырех царей из династии Романовых: Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и Петра Великого. Среди древних образов выделяется уникальный экспонат – выносная походная церковь середины XVII века из Серпуховского Высоцкого монастыря. Ее выносили на берег Оки для благословения ратников, оборонявших Русь от монголо-татар. А эта напрестольная сень 1676 года из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря один из немногих, если не единственный в своем роде памятник древнерусского искусства.

«Мы уверены, что это работа северных резчиков, – говорит Ольга Полякова. – Почему? Потому что там фрагменты таких филенок этой сени, когда собирались, обозначали по сторонам света, чаще всего писали север, юг. А эти писали стороны света по названию ветров, которые дуют на Белом море: полуношник, шалонник, и так далее».

В 1939-м году в числе других святынь эта резная сень была вывезена в Москву. К тому времени многие монастырские иконы новые хозяева острова уже успели пустить на ложки и балалайки. Спасены были и эти царские врата. Перед ними без малого 300 лет молилось несколько поколений соловецких монахов и паломников.

На карнизе столбика до сих пор можно прочитать надпись, в которой говорится, что деньги на врата пожертвовал в 1633 году старец Троице-Сергиевой лавры Александр Булатников.