Христианство и мир

Доклад митрополита Корнилия Освященному Собору Русской Православной Старообрядческой Церкви

Дата публикации  Количество просмотров
Источник:
Благовест-инфо
Доклад митрополита Корнилия Освященному Собору Русской Православной Старообрядческой Церкви

 

16 октября 2013 года в Покровском кафедральном соборе Рогожского кладбища открылся Освященный собор Русской Православной Старообрядческой Церкви. С докладом на соборе выступил предстоятель РПСЦ митрополит Московский  вся Руси Корнилий (Титов). Текст доклада приводится ниже полностью.

Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас!

Преосвященные архиереи, боголюбивые протоиреи, иереи, диаконы, чтецы, благочестивые иноцы и миряне, участники и гости сего Освященного Собора!

Приветствую вас от всей души в сей день, когда Святая Церковь совершает память святаго священномученика Дионисия Ареопагита и иже с ним пострадавших, и поздравляю с открытием Освященного Собора 2013 г. в граде Москве!

О Церкви Христовой

Благодаря Богу в нынешнее мирное время Русская Православная Старообрядческая Церковь имеет возможность жить в том духе истины, которую она отстояла во времена гонений, свободно и открыто исповедовать истину и проповедовать ее всем людям. Наша Церковь, сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, старается по мере сил ставить и решать непростые задачи, как в этой свободе выбора современным человеком путей спасения помочь ему, разочарованному в недавних идеологических системах, найти истинный смысл жизни! Разочаровавшись в идеалах общества потребления и наживы, многие обращают свои взоры к Церкви, к евангельским вечным заветам, которые способны ответить на самые насущные вопросы человеческого бытия. И только во Христе свободная воля человека перестает быть подверженной греховным навыкам, и христианин постепенно, по мере очищения через покаяние своей души, становится свободным для преображения себя и через это и окружающего мира.

Церковь Христова и ее служители должны благовествовать о Царствии Божием миру, который, по словам апостола Иоанна Богослова, «во зле лежит» (1 Ин. 5, 19). Мир подвержен власти злых сил, но сам злом не является, и задача Церкви Христовой и нас, христиан, избавить себя и мир от порабощения злу, освободить «от работы вражией», т.е. от грехов. Призвание Церкви Христовой – нести в мир Слово Христово, исходя из тех условий, в которых пребывает современный мир, давая правильную оценку тому или иному явлению в жизни.

Одной из характеристик современного мира является глобализация, которая обусловлена высоким развитием техники, средств массовой информации и коммуникации. Человечество становится все более цельной единой системой, имеющей доступ к огромному объему информации. Но в этой огромной глобальной системе люди теряют Бога, не чувствуют его определяющим и связующим началом и концом. Имя Божие, если употребляется в этом мире, то находится не в центре жизни, а вытесняется на периферию. В современной глобальной системе жизнь человека все более лишается глобальной идеи познания Бога и очищения души от грехов. В центре этой системы часто находятся личные интересы человека, его физическое и материальное удовлетворение, а не религиозные и нравственные критерии. И поскольку Бог и его законы ограничивают свободу жить в греховной вседозволенности, человек готов отрицать Бога. Православие способно предложить человеку найти пути в Царство Божие, сохраняя свободу и достоинство личности.

В настоящее время современная западная цивилизация испытывает кризис личности, потерявшей Бога, и потому так важно найти ответ на вопрос, как нашему современнику познать Бога, вернуть образ Божий, который Творец дал каждому человеку.

Православие, которое сохраняют старообрядцы, способно указать пути спасения. Сегодня все больше осознается, что старообрядчество, а точнее истинное православие, неотъемлемая часть всей православной истории Руси, и без него невозможно познать и понять нашу русскую историю – ее прошлого, настоящего и будущего. Ныне в нашем государстве идет важный процесс осмысления значения православной веры и Церкви в деле сплочения и сбережения русского народа; Церкви государством протягивается рука помощи и призыва к сотрудничеству в знак примирения и покаяния.

Примером этого стало награждение руководителем страны, Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, Предстоятеля нашей Церкви орденом «Дружбы» 22 февраля сего года. Этот орден я принял как символический знак признания государством положительной роли старообрядчества в жизни и истории нашей страны.

При награждении мною было сказано:

«Думаю, сегодня произошло воистину историческое событие! Впервые за 350 лет глава Российского государства вручил государственную награду Предстоятелю Старообрядческой Церкви! В этой высокой награде я вижу не столько оценку моих скромных заслуг, сколько признание государством заслуг всего русского старообрядчества перед своим Отечеством в сохранении духовного богатства Святой Руси».

Несколькими днями позже, 26 февраля с.г., состоялась моя встреча с Президентом РФ. В ходе встречи я познакомил В.В. Путина с современным положением РПСЦ и поблагодарил за ту поддержку, которую государство ныне оказывает старообрядчеству в вопросах реставрации храмов и исторических объектов.

На встрече были затронуты вопросы духовно-нравственного возрождения общества, борьбы с пьянством и другими пороками. Также обсуждались вопросы развития взаимоотношений с соотечественниками-старообрядцами, проживающими за рубежом, и вопросы взаимодействия органов государственной власти и Старообрядческой Церкви.

В.В. Путин во время встречи подтвердил, что государство намерено возвращать долги Церкви и призвал старообрядцев к сотрудничеству в вопросах улучшения демографии, образования, социального служения, информационно-просветительской деятельности с целью оздоровления морального, нравственного и материального положения народа в нашей стране.

В завершение встречи я пригласил Президента Российской Федерации посетить духовный и административный центр Русской Православной Старообрядческой Церкви «Рогожское», где ведется реконструкция историко-архитектурного ансамбля.

Сегодня России насущно необходимо для выхода из экономического и духовного кризиса возвращаться к своим корням, к тем духовным и нравственным ценностям, которые во все времена спасали и укрепляли наше отечество. Об этом в недавнем выступлении на Валдайском форуме говорил Президент, он сказал:

«Мир становится все более жестоким, порой отвергается не только международное право, но и даже элементарные приличия.

Экономический рост, благосостояние, влияние России зависят от единения народа, укоренения в своей истории, в ценностях, традициях, в объединяющих общих целях и ответственности.

Евроатлантические страны, бывшие некогда христианскими, пошли путем отказа от своих корней, в т.ч. от христианских ценностей, составляющих основу цивилизации: отрицаются нравственные начала, национальные, культурные, религиозные и даже половые традиции. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в Бога и веру в сатану, всерьез говорится о регистрации партий, ставящих своей целью пропаганду педофилии. Люди во многих европейских странах стыдятся и боятся говорить о своей религиозной принадлежности – и эту модель пытаются агрессивно навязывать всему миру. Это прямой путь к деградации, к демографическому и нравственному кризису.

Без ценностей, заложенных в христианстве, без сохранения исконной морали люди неизбежно утратят человеческое достоинство. И мы считаем естественным и правильным эти ценности отстаивать.

Россия после 1991 года, пройдя в постсоветское время драматические испытания, возвращается к самой себе, к собственным традициям. Упрочив свою национальную самобытность, укрепив свои корни, мы должны и будем идти вперед».

О семейных ценностях

Кризис семейных ценностей в Европе затронул и нашу страну, лишая ее будущего. Сегодня происходят изменения в умах, разрушающие семью, отказ от целомудрия, воздержания, супружеской верности.

Во всю историю человечества семейный союз мужчины и женщины не ставился под сомнение, и отказ от ценностей семьи подобен добровольному жертвоприношению своих детей, как происходило во времена язычества.

Верующие, да и все здравомыслящие люди, выступают против чудовищного эксперимента над семьей, над детьми – это суверенный выбор большинства жителей нашего государства и всего православного общества, который не вправе подвергаться диктату со стороны Запада и политических авантюристов в нашей стране.

Напомню, что в 2010 году Совет Митрополии нашей Церкви обратился к Президенту РФ и Госдуме РФ, протестуя против введения в России ювенальной юстиции со следующими словами:

«Крепкая, духовно и физически здравая семья, основанная на авторитете старшего поколения, была и остается краеугольным камнем христианского общества, школой воспитания людей с высокой нравственностью. Напротив, расшатывание семейных устоев ведет к вымиранию страны, где происходит подобное. Нарушив заповедь Божию о почитании отца и матери, исчезли с лица Земли целые народы. Просим Вас принять все возможные меры, дабы многовековая традиция семейного воспитания в духе почитания старших не оказалась под угрозой насильственного уничтожения».

Ювенальная юстиция, ориентированная на западные модели устройства правовой системы – это система уничтожения института семьи в России, то есть нашего национального достояния.

Святитель Иоанн Златоуст писал о значении христианской семьи в государстве: «Когда разрушатся семьи – падут города и низвергнутся государства». Заметьте, сначала разрушатся семьи, а затем низвергнутся государства, а не наоборот.

О содомском грехе

Ныне на Западе в странах с «развитой демократией» происходит ограничение прав на свободу вероисповедания, и все это происходит под ложным лозунгом «защита прав и свобод». Право разумного большинства хотят принести в жертву праву воинствующих приверженцев гомосексуалистов-содомитов, их парадов по центральным улицам городов и насильственного полового просвещения в школах. К большому сожалению, они имеют поддержку политических сил Запада. Совет Европы стремится упразднить из официальных документов понятия «отец» и «мать» и хочет заменить их словом «родитель» – без обозначения пола; этот Совет учредил «день борьбы» с христианским воззрением на содомию.

В христианстве с библейских времен для обозначения греха полового сношения двух людей одного пола употреблялось слово «содомия», или «содомский грех».
Это понятие происходит от названия города Содома, в котором власти разрешили заниматься однополым блудом. Но Господь покарал содомлян за их распутство – истребив огнем их город. Уничтожение Богом Содома – это не событие древней истории, а грозное предупреждение тем народам, которые блудный грех, о котором стыдно и говорить в приличном обществе, выставляют его напоказ как норму, отстаивают как добродетель. И если мы своим равнодушием допустим и в России легализацию половой вседозволенности, в угоду тем, кто хочет нам навязать свою безумную, греховную позицию, то не навлечем ли мы суровую кару Господа на нашу страну, как это случилось в Содоме, наказанном за вопиющую мерзость?

Бог дал человеку великий дар – свободу выбора между добром и злом и, конечно, ответственность за этот выбор. В Библии есть слова откровения Творца, обращенные к человеку: «Жизнь и смерть предложил Я тебе в благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30, 19). И если мы хотим процветания и умножения народа России, то всем здравомыслящим силам, а в особенности христианам, надо объединиться, чтобы защитить себя и в первую очередь наших детей от мерзости греховного растления, отстаивая традиционные представления и нормы о семье, браке, о морали и нравственности.
Дай нам и нашим властям, Господи, мудрости и силы на этом пути!

Теперь хочу осветить жизнь нашей Церкви. За последнее время наша Церковь с Божьей помощью жила в мире, в трудах проповеди православной веры, хранительницей которой она является. Много делалось в вопросах подбора и обучения духовных кадров с помощью Духовного училища при Московской Митрополии. В истекшем году строились и освящались храмы и часовни, год был в этом плане особо успешным – освящено 9 храмов, проводились вечера духовных песнопений, крестные ходы, исторические научные конференции, выпускались новые издания информационно-издательским отделом и т.д. Но самое главное, наша Церковь все более смело и решительно исполняет свою главную миссию, возложенную на нее Богом и временем: отстаивание и сохранение истинной веры и древнего благочестия, ведя христиан в духе мира и любви ко спасению в Царство Божие.

О глобализации и электронных документах

Как говорилось ранее, ныне научный прогресс в сочетании с духовным регрессом приводит к все большему нарастанию апостасийных процессов, в частности ускорению опасного процесса глобализации, разрушающего духовные ценности, влияющего на умы и души людей с целью подчинить весь мир силам зла и атеизма. Одной из задач глобализации является обесценивание, нивелирование и дискредитация православия с целью подмены его псевдорелигией экуменизма.
Учитывая процессы влияния на душу средств электронной информации и учета, в РПСЦ в 2011 году создана комиссия по вопросам отношения к электронным документам (руководитель епископ Зосима), которая оценивает степень опасности этих процессов, старается распознать их душепагубность и, если будет необходимость, предупредить и защитить христиан от душепагубного влияния средств электронного учета и контроля.

Но все же нам, христианам, не стоит преувеличивать опасность электронных и других технических новшеств, т.к. с нами Бог, Который защитит Своих сынов от козней дьявола, как это было всегда в истории христианства. Нам надо опасаться не сильных технических средств, а слабости православия, оскудения нашей веры.
Надо отметить, что силы разрушения и зла сегодня достигли многих побед. Особенно это заметно по влиянию СМИ на души, умы, сердца людей. Телевидение и интернет прилагают большие усилия, чтобы посеять в душах различные грехи, навязать дух потребления, наживы, блуда, вседозволенности. Молодые люди, которые не имеют духовного и жизненного опыта, не умеют оценить степень опасности разрушительного воздействия СМИ, к большому сожалению, губят свои души в погоне за ложными кумирами.

Осознавая всю опасность, агрессивность, коварство и силу сегодняшних разрушительных процессов, Церковь призвана противостоять адским силам своей молитвой, постом, активной проповедью христианских добродетелей. Понимая и оценивая этот опасный процесс, мы, христиане, должны оказывать твердое сопротивление силам зла, которые ведут настоящую войну с православным миром. На войне как на войне, и посему, защищая свою веру, свои души, души своих детей, облачимся, по слову апостола, как воины: «препоясав чресла истиною и облекшись в броню правды…» (Еф. 6, 14–18).

Но как бы ни ополчались на нас бесовские силы, какие бы коварные тайные заговоры ни строились против православия и Церкви Христовой, все же надо с удовлетворением отметить, что в нашей стране идет процесс обновления, поиск путей возрождения. И в хоре голосов духовно укрепляющейся России – голос нашей Старообрядческой Православной Церкви становится все более слышным. На фоне возвращения к духовным и нравственным ценностям в России, сегодня можно наблюдать повышенный интерес к истории и современному состоянию нашей Церкви, особенно у тех, кто ищет пути спасения через познание истинного, нереформированного живого православия.

О старообрядческой Церкви и государстве

Сегодня государство на деле возвращает долги Церкви, которая понесла большие потери за годы атеистической разрухи в прошлом веке. Согласно принятому недавно закону РФ «О передаче религиозным организациям зданий и имущества» – нашей Церкви недавно передан храм в г. Моршанске, идет процесс возвращения храмов в г. С.-Петербурге, в Московской области и других местах России, на днях выделено место под строительство храма в г. Людиново Калужской обл.
На протяжении последних лет правительство Москвы вкладывает большие средства в восстановление Рогожского духовно-исторического центра. В настоящее время закончено восстановление дома причта, идет реконструкция храма-колокольни, которая согласно проекту к концу этого года обретет былую красоту и величие. Благодаря поддержке старообрядцев благотворителей храм-колокольня в год празднования столетия освящения засияет золотыми куполами – что будет осуществлением заветной мечты старообрядцев украсить золотом памятник свободы, данной нашей Церкви в 1905 году, с подобающим этому историческому событию величием, вписав его купола в образ Москвы златоглавой.

Выражаю слова признательности правительству РФ и г. Москвы, поскольку благодаря их помощи мы организовали книжную выставку по истории старообрядчества, памяти войны 1812 года, а в настоящее время ведется подготовка к выставке отреставрированных икон из нашего иконохранилища. Но все же мы в первую очередь должны быть благодарны Господу, что после стольких столетий гонений и притеснений старообрядчество получило долгожданную свободу молиться, строить, проповедовать правду старой веры и совершать благие дела на пользу Церкви и нашего отечества, а через это иметь спасение своей души.

О пастырском долге

Посему, братие, будем стремиться максимально использовать это благоприятное время, эти дни, месяцы и годы с целью духовного возрастания и укрепления, борьбы с соблазнами и грехами, обличая пороки и зло во всех его проявлениях, начиная с себя и делая это, по слову апостола, «со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4, 2). Особо этот духовный труд лежит на пастырях Церкви Христовой, которым поручена забота об окормлении и спасении словесных чад церковных, за которых они  дадут отчет Господу на Страшном Суде.

Пастыри Церкви служат трудному делу спасения пасомых, поэтому должны обладать и глубокими знаниями, и самоотверженной любовью, и состраданием. Только с любовью можно понять душу другого человека, ее проблемы и беды, в целях ее спасения. «Внимайте себе и всему стаду» (Деян. 20, 28), – говорит пастырям апостол Павел. Трезво оценивая личные душевные качества пасомых, пастырь призван возрождать и духовно усовершенствовать себя, защищать и беречь свое стадо.
Конечно, служение пастыря во все времена было связано с лишениями и скорбями, но дело Христово закрепляется именно страданием, как показал нам Спаситель. Таково было служение Пастыреначальника Господа, Который до конца пронес свой Крест жертвенной любви, несмотря на гонения, клевету и распятие. Посему преподобный Исаак Сирин наставляет пастырей: «Пусть тебя гонят, ты не гони; пусть тебя распинают, ты не распинай; пусть тебя обижают, ты не обижай, пусть на тебя клевещут, ты не клевещи».

«Такова наша жизнь, – замечает Иоанн Златоуст, – таково свойство пастырского, апостольского призвания, чтобы переносить бесчисленные бедствия», но скорби приносят спасительные плоды по слову Писания: «Если зерно не умрет, то не оживет» (1 Кор. 15, 36) – т.е. скорби нам спасительно необходимы.
Сверяя свою совесть с призывом Христа: « Кто Мне служит, Мне да последует», будем во всем подражать нашему Верховному Наставнику, принимать и понимать всех с любовью и состраданием, «радоваться с радующимися и печалиться со скорбящими».

Пастырь, да и любой христианин, должен постоянно учиться, совершенствоваться, быть в курсе всех событий в Церкви, в стране и в мире, чтобы дать ответ на любой вопрос. Прежде всего, надо изучать святоотеческое наследие, церковную историю, совершенствоваться в церковной службе. Для этого в нашей Церкви около 10 лет существует Духовное училище, которое за эти годы подготовило более сотни молодых людей, большинство которых ныне применяют в приходах знания, полученные в училище. В прошлом году состоялся выпуск ДУ – в количестве 10 студентов, а в этом году на очном и заочном отделении учатся около 30 человек. Весьма необходимо, чтобы на местах в епархиях проводились семинарские занятия по повышению образовательного уровня священнослужителей с привлечением преподавательских кадров из Московского духовного училища.

Прямая обязанность священнослужителей проповедовать слово Христа о путях спасения. Желательно, чтобы каждая служба заканчивалась словом проповеди, а при совершении церковных таинств полезно предварять их поучением о значении этих таинств и обрядов. Для помощи в подготовке проповедей, «духовных наставлений!» нами подготовлен сборник проповедей на особо почитаемые праздники, воскресные и евангельские чтения и церковные таинства.
Сегодня у Церкви появилась возможность заниматься делами благотворительности, социального служения, проповедью путей спасения души.

Для представителей Церкви ныне открыты двери больниц, домов культуры, военных частей, тюрем, учебных заведений, где можно совершать дела милосердия, помощи и духовно-нравственного воспитания. Будем спешить нести свет истины людям, спешить делать добро, пока для этого есть все условия, помня, что мы, христиане, посланы Господом в этот скорбный и греховный мир, чтобы нести напоминание о Христе-Спасителе, о Его заповедях любви, мира, взаимопомощи, открывающих врата в Царство Божие.

Нам необходимо всеми силами сохранять в приходах дух любви, доброжелательности, мира, не допускать взаимной вражды, алчности, грубости. Взаимоотношения в приходе во многом зависят от личного опыта и примера настоятеля храма (не случайно в народе говорят: каков поп, таков и приход). Все, кто приходит в наши храмы, должны чувствовать приветливость, внимание, заботу о том, чтобы помочь в духовном поиске, в личной беде или болезни.
Двери наших храмов всегда должны быть открыты для людей, ищущих спасения и помощи. Советую при входе в каждый храм иметь информацию о правилах поведения в храме, принятых недавно на Совете Митрополии, расписание богослужений, контактные телефоны настоятеля, информацию о жизни в приходе, о его истории, о новых изданиях церковной литературы.

Архипастырские поездки, встречи, совещания

В этом году значительное внимание было уделено ознакомлению с ситуацией на местах, решению вопросов епархиальной жизни. Со времени прошлого Собора были совершены архипастырские поездки по территориям большинства епархий Русской Православной Старообрядческой Церкви. Во время этих посещений проводились совещания епархий, освящение храмов, рукоположение священнослужителей, решение других вопросов местной церковной жизни.

Среди населенных пунктов, которые удалось посетить за прошедшее время, были города: Кишинев, Старая Добруджа, Тирасполь, Екатеринбург, Пермь, Шамары, Киев, Хмельницкий, Сызрань, Хвалынск, Балаково, Саратов, Томск, Хабаровск, Владивосток, Лысково. Из регионов и стран, по которым совершались архипастырские поездки, можно назвать Республику Молдавию, Приднестровскую Республику, Украину, Урал, Дальний Восток, Нижегородский край. Подробно об архипастырских визитах, служениях и встречах можно прочитать на страницах «Вестника Митрополии», который стал настоящей летописью церковной жизни Русской Православной Старообрядческой Церкви.

В ходе этих визитов помимо уставных богослужений, епархиальных совещаний, на которых решались проблемы, волнующие приходы епархии, проходили многочисленные встречи с представителями светской власти. Остановлюсь на некоторых из них.

19 ноября 2012 г. вместе с преосвященным Евмением, епископом Кишиневским и всея Молдавии, мы встретились с послом России в Молдове Ф.М. Мухаметшиным. В ходе встречи обсуждались вопросы взаимодействия русской дипломатической миссии в Кишиневе со старообрядцами Молдовы, в рамках поддержки просветительской деятельности старообрядческой Церкви, мероприятий по сбережению культурных и духовных ценностей старообрядчества Молдовы, а также содействия старообрядческой молодежи в получении образования в вузах России.

23 ноября состоялись встречи с вице-премьером Приднестровской Молдавской Республики Натальей Григорьевной Никифоровой и с зам. министра В.В. Игнатьевым. Во время этих встреч обсуждались вопросы сотрудничества в духовных и культурных областях, воспитания молодежи в духе сохранения духовных и нравственных ценностей, содействия в расширении контактов между старообрядцами России, Украины, Молдавии.

26–27 октября 2012 года, во время визита в Санкт-Петербург, где проходил четвертый конгресс соотечественников, проживающих за рубежом, состоялась моя встреча с Министром иностранных дел РФ Сергеем Викторовичем Лавровым. Министру была выражена благодарность за поддержку старообрядческой диаспоры. В ходе беседы были затронуты вопросы о содействии МИДа в упрощении получения гражданства России для возвращающихся на Родину старообрядцев, а также в проведении научно-исторических конференций по проблемам старообрядчества, в оказании помощи в издании книг и альбомов о старообрядчестве в Украине и Молдавии.

15 января в администрации Тамбовской области состоялась встреча с губернатором области Олегом Ивановичем Бетиным. В центре разговора была судьба бывшего старообрядческого храма г. Моршанска. В итоге встречи храм был возвращен старообрядцам.

28 января в администрации Калужской области состоялась встреча с губернатором Калужской области Анатолием Дмитриевичем Артамоновым.

Одной из тем, обсужденных на встрече, стала реставрация калужского храма во имя Знамения Пресвятыя Богородицы. Губернатор Анатолий Артамонов со вниманием отнесся к изложенным проблемам и обещал содействовать в реставрации этого старинного и одного из красивейших храмов города.

4 марта в Краснодаре состоялась наша совместная с епископом Кавказским Зосимой встреча с заместителем губернатора Краснодарского края Галиной Дмитриевной Золиной. Основным в разговоре был вопрос о предоставлении Краснодарской старообрядческой общине земельного участка в городе под строительство храма. В настоящее время участок земли уже выделен.

10 июля состоялась встреча с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым. Губернатор отметил, что православные старообрядцы были основателями большинства городов и внесли огромный вклад в развитие всего Уральского региона. В ходе встречи обсуждался вопрос о возвращении Русской Православной Старообрядческой Церкви исторического здания бывшего храма Святой Троицы, расположенного в центре Екатеринбурга.

28 августа в Успенском храме Томска во время празднования столетия храма состоялась встреча с представителями губернской власти области. Почтить юбилей храма приехал заместитель губернатора Владимир Александрович Жидких. В ходе беседы участники встречи обсудили вопросы развития старообрядческих приходов Томска и края.

За прошедший год состоялись немало встреч и с представителями федеральной власти.

Так, 12 апреля прошла встреча с депутатом Госдумы заместителем руководителя фракции ЛДПР председателем комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярославом Евгеньевичем Ниловым. В беседе были затронуты вопросы борьбы с пьянством и курением, создания социальной рекламы, прекращения пропаганды аморального образа поведения через средства массовой информации, обсуждались вопросы нравственного воспитания школьников и ход введения в общеобразовательных учреждениях Основ православной культуры.

19 апреля в Министерстве культуры состоялась встреча с министром культуры Российской Федерации Владимиром Ростиславовичем Мединским. Во время встречи поднимались вопросы взаимодействия Церкви и Министерства культуры Российской Федерации. В частности, обсуждалась возможность содействия Министерства культуры в реставрации икон, книг, старинных священнических облачений храмов Рогожского. Также обсуждались вопросы о помощи в реставрации старообрядческих храмов, являющихся памятниками федерального значения, возможности возврата старообрядческих колоколов, находящихся в Большом театре.

О взаимоотношениях с Белокриницкой Митрополией

Отрадно отметить, что в последнее время взаимоотношения с Белокриницкой Митрополией развиваются в духе взаимопонимания и доверия.

Свидетельством тому стал визит в Россию предстоятеля Белокриницкой Митрополии архиепископа Белокриницкого и всех древлеправославных христиан митрополита Леонтия, который проходил с 18 по 22 июля. Сопровождал митрополита владыка Паисий, епископ Браило-Тульчинский.

Основной целью визита митрополита Леонтия было участие в торжествах в г. Казани, посвященных празднику явления иконы Пресвятыя Богородицы Казанской.
19 июля делегации Московской и Белокриницкой Митрополий прибыли в Казань, где в духе любви и мира было совершено совместное богослужение в престольный праздник казанского старообрядческого храма.

После литургии был совершен молебен с крестным ходом по улицам города к ныне восстанавливающемуся кафедральному собору Русской Православной Старообрядческой Церкви. По окончании богослужения митрополит Леонтий высказал мнение, что любые проблемы, которые могут проявиться как в церковной, так и в светской жизни, должны побеждаться любовью и горячей молитвой. Митрополит Корнилий также отметил, что братская любовь, милосердие и мир в среде христиан лучше всего доказывают правильность и истинность нашей веры.

В октябре 2013 г. Святая Церковь отмечает 150 лет со дня упокоения иже во святых отца нашего Амвросия, митрополита Белокриницкого, восстановившего в русском старообрядчестве трехчинную иерархию.

Православные старообрядцы всегда с благоговением чтили память угодника Божия. В ноябре 1996 г. в Белой Кринице Собор Московской и Белокриницкой Митрополий старообрядческой Церкви причислил к лику святых митрополита Амвросия.

На празднование 150-летнего юбилея преставления святого Амвросия, митрополита Белокриницкого, 6 октября с.г. в село Белая Криница прибыли делегации обеих Митрополий, возглавляемые их предстоятелями и включавшие в себя более тридцати представителей духовенства. В состав делегации из Румынии также входили: архиепископ Флавиан Славский, архиепископ Нафанаил Буковино-Молдавский, епископ Паисий Браило-Тульчинский. В состав Московской делегации входили: архиепископ Саватий Киевский и всея Украины, епископ Евмений Кишиневский и всея Молдавии, епископ Евфимий Казанско-Вятский, епископ Викентий Ярославский и Костромской.

За полиелеосом молившиеся с благоговением приложились к святым мощам митрополита Амвросия, привезенным митрополитом Леонтием по случаю торжества.
6 октября в Успенском соборе Белокриницкого женского монастыря была совершена Божественная литургия, которую в алтаре пред престолом вместе возглавляли два митрополита. Завершилось богослужение молебном святителю Амвросию и крестным ходом вокруг храма.

По окончании богослужения митрополит Леонтий произнес проповедь на тему воскресного Евангелия и выразил свою духовную радость от состоявшегося совместного моления. Он отметил, что подобные совместные богослужения укрепляют мир и согласие между Митрополиями и должны происходить в будущем. В частности, он предложил совершить в 2016 г. совместное празднование 170-летия присоединения митрополита Амвросия и восстановления иерархии и 20-летия прославления митрополита Амвросия в лике святых. В заключение своего слова митрополит Леонтий подарил мощевики с частицами мощей святителя Амвросия для Успенского собора в Белой Кринице и для храма Казанской иконы Пресвятыя Богородицы в г. Казани.

Архиереи двух Митрополий обсудили имеющиеся вопросы церковной жизни и пришли к общему мнению, что подобные встречи должны быть продолжены. Митрополит Корнилий пригласил митрополита Леонтия и духовенство Белокриницкой Митрополии посетить Москву на Праздник святых жен-мироносиц в 2014 г. и побывать в других приходах России. Предложение было с благодарностью принято митрополитом Леонтием, который в ответ пригласил митрополита Корнилия посетить приходы Белокриницкой Митрополии в Румынии.

О присоединении христианских общин Уганды

1 мая 2012 г. на заседании Совета Митрополии было рассмотрено прошение о присоединении к Церкви нескольких христианских общин Уганды. В связи с недостатком информации об их иерархии и церковной жизни, было решено выяснить особенности их духовных традиций.

21 февраля сего года делегация Московской Митрополии, включающая протоиерея Леонтия Пименова, иереев Алексия Лопатина и Николу Бобкова, прибыла с официальным визитом в столицу Уганды город Кампала. Эта поездка была совершена по приглашению христианской общины св. праведных Иоакима и Анны с целью ознакомления с обычаями африканских христиан и изучения возможности их вступления в каноническое общение с Русской Православной Старообрядческой Церковью.

В прошлом эта община, возглавляемая протопресвитером Иоакимом Кийимбой, находилась в канонической власти Александрийского Патриархата, однако после перехода последнего на новый стиль приняла решение об отделении от него. Сейчас в общине имеется один действующий и два строящихся храма.
Делегация РПСЦ посетила действующий храм, освященный во имя свв. Иоакима и Анны в г. Кампала. 19 мая, в день святых жен-мироносиц, протопресвитер Иоаким Кийимба с супругой матушкой Маргаритой прибыли с ответным визитом в духовный центр Русской Православной Старообрядческой Церкви. Они в качестве оглашенных присутствовали на торжественном богослужении.

16–17 мая на Совете Митрополии одним из главных вопросов стало рассмотрение обращения христианской общины Уганды о приеме в лоно Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Перед собравшимися выступил настоятель общины протопресвитер Иоаким Кийимба. Он рассказал свою биографию и историю создания своей общины. Сейчас под пастырским руководством о. Иоакима находится несколько сот человек.

После длительного и серьезного обсуждения Совет Митрополии постановил принять протопресвитера Иоакима Кийимбу в лоно Церкви вторым чином в сущем сане, что на следующий день было исполнено иереем Алексием Лопатиным. По прибытии в Уганду о. Иоаким начал работу по присоединению своих прихожан к Святой Церкви. Под руководством иерея Николы Бобкова была подготовлена и отвезена богослужебная литература на английском языке, который в Уганде является официальным государственным языком.

С 6 по 17 сентября делегация из трех человек во главе с иереем Николой Бобковым совершила поездку в Уганду для научения местных христиан древлеправославным обычаям и обрядам.

О взаимоотношениях с другими конфесcиями

26 декабря 2012 г. в Московской Митрополии на Рогожском состоялась моя встреча со святейшим патриархом Александром Московским и всея Руси, предстоятелем Русской Древлеправославной Церкви. Патриарха Александра сопровождали епископ Сергий Сибирский и протоиерей Андрей Марченко, со стороны Московской Митрополии во встрече приняли участие епископ Викентий Ярославский и Костромской, протоиерей Леонтий Пименов, иерей Алексий Лопатин, протодиакон Виктор Савельев.

В беседе предстоятели обсудили сложившиеся на сегодняшний день взаимоотношения наших Церквей и их дальнейшие перспективы. Патриарх Александр рассказал о прошедшем накануне Архиерейском Соборе Русской Древлеправославной Церкви, на котором была создана переговорная группа для участия в богословском диалоге с нашей Церковью.

Также разговор шел о накопившихся имущественных вопросах по храмовым зданиям в Саратове, Злынке и других местах. Все вопросы обсуждались конструктивно, и были найдены пути их разрешения.

Встреча прошла в доброжелательном и взаимоуважительном духе.

После встречи делегация Русской Древлеправославной Церкви с интересом ознакомилась с храмами Рогожского и выставкой «Москва Старообрядческая. Отечественная война 1812 г.»

19 мая, в Праздник свв. жен-мироносиц, на вечер древнерусского знаменного пения в Покровский кафедральный собор по нашему приглашению прибыли председатель ОВЦС Московской Патриархии митрополит Волоколамский Иларион и председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. По завершении вечера песнопений гости ознакомились с экспозицией фотовыставки «Православное старообрядчество сегодня».
Говоря о взаимодействии с РПЦ МП, необходимо отметить, что недавно ими опубликован проект документа «о дальнейших мерах на уврачеванию последствий церковного разделения XVII в.» с целью обсуждения его всеми желающими на официальном сайте МП. Первоначальный проект данного документа был подготовлен комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является патриарх РПЦ.

Одна из целей этого документа – уточнить нормы, действующие в случае присоединения старообрядцев к РПЦ. Это попытка начать решение проблем, возникших в связи с церковным расколом, на новом уровне, когда была научно доказана историческая и духовная правота староверов, что было соборно зафиксировано в 1971 году Собором РПЦ. Один из главных пунктов проекта – обращение внимания на неканоническую форму крещения, широко распространившуюся в РПЦ после раскола. Об этом в проекте сказано следующее: «Отметить необходимость обеспечения на приходах РПЦ возможность совершения Таинства Крещения по Апостольскому преданию – троекратным полным погружением». Хочется надеятся, что в ходе обсуждения этого проекта будет дана правильная оценка пагубных последствий Церковного раскола XVII века. 

Освящение храмов

В этом году в нашей Церкви было освящено 8 храмов и один придел: число, наибольшее в постсоветское время. Совершать освящения приходилось и мне, и епархиальным архиереям.

7 октября 2012 года состоялось освящение новокузнецкого храма во имя иконы Пресвятыя Богородицы «Всем скорбящим Радость». Чин освящения совершил епископ Силуян Новосибирский и всея Сибири.

6 июня мною был освящен храм в селе Ёлкине Воскресенского района Московской области во имя святаго славнаго пророка Илии Фезвитянина.

15 июня состоялось освящение храма во имя Святой Троицы Лиговской общины Санкт-Петербурга. За годы восстановления храма вокруг него сложилась дружная община, которая смогла в относительно короткие сроки привести здание в порядок и подготовить его к освящению.

27 июня в г. Бор был освящено новопостроенное здание храма во имя святителя Тихона Амафусийского, чудотворца.

14 июня был освящен храм святителя Николы на хуторе Грачи, располагающийся на окраине г. Фролово Волгоградской области. Величественный храм был построен стараниями иерея Иоанна Горшенина и его помощников.

7 августа вместе с епископом Казанско-Вятским Евфимием был освящен храм в городе Лысково, строительство которого началось еще по благословению митрополита Алимпия.

4 августа 2013 года в селе Безводном в храме Пресвятой Богородицы был освящен придел и второй алтарь местного Казанского храма во имя святителя Арсения Уральского. Имя святого епископа Арсения было выбрано для освящения нового престола не случайно. Здесь проживал и был рукоположен во архиереи священноинок Арсений (Швецов). Память о святителе особенно почитается в этих местах.

8 сентября в подмосковном городе Орехово-Зуево состоялось историческое и долгожданное событие. Было освящено отреставрированное здание старообрядческого храма во имя Рожества Пресвятыя Богородицы. В освящении мне сослужили епископ Кишиневский и всея Молдавии Евмений, епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока Патермуфий.

29 сентября, в г. Хмельницком состоялось освящение нового храма Русской Православной Старообрядческой Церкви во имя св. влмч. Георгия. На этот раз во время освящения храма и литургии мы сослужили вместе с архиепископом Киевским и всея Украины Саватием.

Хиротонии

В воскресенье 21 октября прошлого года в храме Покрова Пресвятыя Богородицы, что на Рогожском, мною был поставлен во диаконы чтец Георгий Дубровин. Диакон Георгий имеет высшее образование, в последние годы служил чтецом в храме святителя Стефана Пермскаго г. Перми, к которому теперь определен на диаконское служение.

2 декабря в Покровском кафедральном соборе был рукоположен во диаконы чтец Василий Трифан. С 2002 г. Василий Трифан был чтецом храма Покрова Пресвятыя Богородицы села Мануйловка (Румыния). В 2005 году поступил в Московское духовное училище, которое с успехом окончил. После хиротонии диакон направлен на служение в храм свт. Николы, что у Тверской заставы в Москве.

13 января поставлен в диаконы чтец Димитрий Чунин. Новопоставленный диакон будет служить при Покровском храме г. Ржева, а также помогать старообрядческой общине г. Твери в строительстве нового храма, который предполагается освятить во имя благоверной княгини Анны Кашинской.

В тот же день 13 января в г. Казани преосвященный Евфимий, епископ Казанско-Вятский, возвел в сан диакона чтеца Германа Чунина, родного брата диакона Димитрия. Диакон Герман определен ко храму г. Вятки.

20 января был рукоположен во диаконы прихожанин Успенского храма во Владимире чтец Евгений Круглов. Диакон Евгений будет нести служение во Владимире.

24 марта во время литургии в Покровском кафедральном соборе на Рогожском был возведен во иереи диакон Димитрий Боярский. Отец Димитрий определен священником на приход деревни Елкино Московской епархии.

14 апреля, в Неделю четвертую Великого поста, во диаконы рукоположен Олег Бураковский. Новопоставленный диакон будет служить в храме Рожества Пресвятыя Богородицы г. Орехово-Зуева.

Участие в общественных и научных мероприятиях

Продолжается сотрудничество с учеными, представителями общественных организаций и представителями сферы культуры, в чьей деятельности затрагивается тема старообрядчества.

21 декабря сего года мне довелось принять участие в открытии выставки «Вера, Надежда, Маньчжурия», подготовленной при участии правительства Москвы. Организаторы выставки подобрали уникальные фотографии, сделанные японскими фотографами в русском селе Романовка, основанном в 1936 году в Маньчжурии семьями старообрядцев, бежавшими из Советского Союза.

Гостем выставки был японский профессор Накамура, известный исследователь истории России, иностранный член Российской академии наук, автор многих книг и статей о древнерусской литературе и старообрядчестве. Профессор впоследствии посетил Рогожский духовный центр и ознакомился с его историей, осмотрел выставку «Москва и старообрядцы в 1812 году».

Научные конференции и семинары по вопросам исследования истории, культуры и современной жизни старообрядчества в последние годы все чаще стали проходить не только в университетах и научных учреждениях, но и непосредственно в старообрядческих духовных центрах.

17 мая в духовном и административном центре РПСЦ на территории Рогожской слободы состоялся круглый стол «Комплексный подход в изучении истории и культуры старообрядчества».

На круглом столе, прошедшем под председательством главного научного сотрудника Государственного исторического музея Е.М. Юхименко, обсуждались вопросы комплексного подхода к изучению истории и культуры старообрядчества; особенности консервации, стабилизации и реставрации иконописи и других памятников, сохраненных старообрядцами; проблемы сохранности и изучения памятников церковного искусства, имеющих историко-культурное значение и находящихся в действующих старообрядческих храмах; учет, описание, оцифровывание и публикация памятников из фондов Московской старообрядческой архиепископии и Рогожского кладбища; перспективы создания общедоступного музея в старообрядческом центре на Рогожском.

28 мая духовный центр Русской Православной Старообрядческой Церкви, Рогожскую слободу, посетила делегация музейных работников Тверского объединенного музея, Тверской картинной галереи и представители тверского областного общества краеведов. Они посетили Рогожское кладбище, где возложили цветы к памятнику известного старообрядческого предпринимателя и благотворителя М.С. Кузнецова, а также храм Рожества Христова, в котором осмотрели музейную экспозицию и фотовыставку.

16 июня в румынском городе Тульча завершился шестой международный симпозиум «Культура русских-липован в национальном и международном контексте». В этой масштабной, длившейся четыре дня, научной конференции приняли участие более 100 ученых из 8 стран мира, 50 из которых выступили с докладами. В работе этой конференции участвовали и сотрудники Московской Митрополии.

Информационная, издательская и библиотечно-архивная деятельность

Как уже отмечалось в докладе, сегодня возросло влияние различных средств информации на умы и души людей. С целью духовно-просветительской миссии информационно-издательским отделом постоянно выпускается журнал «Вестник Митрополии», необходимо, чтобы это издание появлялось в каждом приходе нашей Церкви.

Сейчас мы собираемся обновить наш официальный сайт РПСЦ, с целью более широкого освещения событий, происходящих в Церкви, проповеди православной веры и информации о жизни в наших епархиях и приходах, по истории и апологетике старообрядчества.

Готовится к выходу в свет альбом-монография об истории раскола, отстаивании старообрядцами истинного Православия и о сегодняшнем дне нашей Церкви.
Не секрет, что значительная часть христиан сегодня предпочитает получать информацию не в печатном виде, а в аудио- и видеоизданиях. Особенно это относится к молодежной аудитории, многие из которой находятся в поисках жизненных путей к Церкви.

Одним из важных направлений в церковном служении я вижу проповедническую, информационную деятельность, в том числе с помощью современных технических средств: радио, телевидения и Интернета. В следующем, 2014-м, году исполняется 10 лет со дня создания официального информационного сайта Русской Православной Старообрядческой Церкви. В Интернете работает ряд других ресурсов, рассказывающих о жизни, истории и традициях старообрядчества.
Опыт показывает, что большую эффективность имеет информационное сотрудничество Церкви и светских СМИ. При содействии Информационно-издательского отдела Митрополии готовятся новостные сюжеты, телевизионные передачи, документальные фильмы и публикации в печатных СМИ. Это важное свидетельство того, что историей, традициями и культурой старообрядчества интересуются не только сами старообрядцы или наши симпатизанты из учёного мира, но и многие внешние люди, включая представителей инославных конфессий.

Задача такой информационной политики – сделать доступным для любого человека исторический опыт старообрядчества, открыть каждому желающему истину христианской православной веры.

Продолжается издательская деятельность Митрополии, и в этой связи я еще раз напоминаю о решении Собора об обязательной подписке приходов на «Вестник Митрополии». Имея официальное издание Митрополии в общине, всегда можно не только обладать полноценным мини-архивом церковной жизни, но и в случае недоразумений избежать двусмысленных толкований церковных событий, решений Соборов и Советов Митрополии.

Среди других изданий Митрополии – буклеты, посвященные важным событиям в общественно-церковной жизни: 200-летнему юбилею войны 1812 года, поездке делегации РПСЦ в Пустозёрск, научным и праздничным мероприятиям Недели жен-мироносиц. Информационно-издательским отделом выпущена долгожданная книга, посвященная гонениям на старообрядчество в 30–40-е годы XX века. В сборник вошло большое количество материалов, среди которых жизнеописания мучеников, пострадавших за веру от безбожников, исследования наиболее масштабных судебных процессов над старообрядцами в 30–40-е годы, статьи о закрытии храмов и монастырей, воспоминания и мемуары. Отдельное место отведено старообрядческому мартирологу. В нем несколько десятков статей, посвященных документально установленным именам погибших в годину репрессий старообрядческих священнослужителей. Однако работа на этом не закончена. Уже во время издания книги материалы о репрессиях и репрессированных продолжали поступать и уточняться. Сейчас готовится второй том этой книги.

Также силами Информационно-издательского отдела в этом году издан календарь на 2014 год.

Библиотечно-архивным отделом Митрополии выпущен в свет исторический очерк по истории прихода деревни Беливо Московской области. Подготовлен к изданию и выпущен в свет третий том собрания сочинений святителя Арсения (Швецова), епископа Уральского и Оренбургского. Завершается подготовка седьмого выпуска альманаха «Во время оно». Подготовлен к изданию третий том сочинений епископа Михаила (Семенова).

Ведётся архивная работа. Проведено фондирование документов второй половины 1990-х – первой половины 2000-х годов. На разобранную часть фонда составлена опись, включающая 1943 единиц хранения. Завершены тематическая расстановка старопечатных и рукописных книг в книгохранилище и проверка их наличия согласно инвентарной книге. Всего на инвентарном хранении 6487 единиц хранения.

Сотрудники библиотечно-архивного отдела приняли участие в подготовке выставок, посвященных юбилеям старообрядческих приходов Хвалынска и Тураева.

Заключение

Досточтимые и боголюбивые участники Освященного Собора!

Закончу свое выступление словами назидания апостола Петра ко всем христианам, а в первую очередь к пастырям: «...и сами как живые камни устрояйте из себя дом духовный, священство живое, чтобы приносить духовные жертвы благоприятные Богу» (1 Петр. 2, 5).

Подводя итоги жизни и деятельности нашей Церкви за минувший год, выражаю глубокую благодарность всем священнослужителям и мирянам нашей Церкви, которые самоотверженно и жертвенно трудятся на благо Церкви, ради ее возрождения и процветания, благодатию Святаго Духа.

Прошу вас, соборяне, передать всем прихожанам, верным чадам нашей православной Церкви, мои добрые пожелания и благословение о даровании всем мира, христианской любви и душевного спасения! Да поможет нам Господь усердно трудиться на благо нашего Отечества и Церкви Христовой, для выполнения главной цели – спасения душ человеческих, духовно-нравственного оздоровления нашего общества. Для этого «ныне время благоприятное, се ныне день спасения» (2 Кор. 6, 2).

Да поможет нам Господь во Святем Дусе совершить сей Освященный собор в единении и мире, во славу Божию и во укрепление Церкви Христовой!
Прошу ваших святых молитв о даровании мне, грешному, душевных и телесных сил, смирения, мудрости, христианской любви и прощения грехов, чтобы и дальше нести возложенный на меня Крест попечения о Церкви Христовой.

Божие и мое архипастырское благословение, мир и любовь да пребудут со всеми вами! Аминь!