Христианство и мир

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря вновь открыт для посетителей

Дата публикации  Количество просмотров
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря вновь открыт для посетителей

В связи с завершением ремонтно-реставрационных работ Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря 3 декабря открывается для посетителей, сообщает сайт Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Собор начнет работать по обычному графику для индивидуального и экскурсионного посещения.

Экскурсионные группы принимаются по предварительной заявке (25 человек включая групповода).

Время работы: с 11.00 до 18.00, кроме понедельника и последнего вторника месяца.

Справка (с сайта музея). Древний Спасо-Мирожский монастырь расположен на левом берегу реки Великой в месте впадения в нее речки Мирожи. Во второй четверти XII в. по заказу новгородского архиепископа св. Нифонта новгородской строительной артелью был поставлен каменный Спасо-Преображенский собор, который в несколько измененном виде сохранился до наших дней. Он представлял собой тогда необычный для древнерусской архитектуры тип крестово-купольного храма с пониженными боковыми апсидами и западными угловыми компартиментами. Последние, впрочем, были вскоре надстроены теми же мастерами до высоты основного объема здания. Для внутренней отделки храма новгородский владыка выписал греческих мастеров, которые расписали его стены фресковой живописью. Сегодня мы имеем не менее 80% первоначальной росписи. Крупномасштабные композиции «Деисус», «Вознесение», «Рождество Христово», «Успение Богоматери», «Сретение», «Богоявление», «Воскрешение Лазаря», «Распятие», «Снятие с креста», «Воскресение Господне», «Сошествие Св. Духа на Апостолов» украшают алтарь, купол, своды и стены собора. Эти сюжеты дополнены многочисленными евангельскими сценами и фигурами святых. Уникальный по полноте сохранившийся ансамбль древнерусских фресок тесно связан с классическими памятниками греческого искусства XII в.

Забеленные в позднесредневековое время фрески вновь были открыты во второй половине XIX в. и вскоре записаны клеевой живописью мастерами палехского подрядчика Н.М. Сафонова. В XX в. периодически велись работы по раскрытию древней фресковой живописи и укреплению красочного слоя. Освобожденные от клеевого плена фрески Спасо-Преображенского собора поражают посетителей высочайшим мастерством исполнения, яркостью и насыщенностью тонов, классической иконографией.