Христианство и мир

Уникальный сборник «Русский храм XXI века. Размышления о современной церковной архитектуре» представлен в Москве

Дата публикации  Количество просмотров
Источник:
Благовест-инфо
Уникальный сборник «Русский храм XXI века. Размышления о современной церковной архитектуре» представлен в Москве

Уникальный иллюстрированный сборник статей «Русский храм XXI века. Размышления о современной церковной архитектуре» был представлен 16 декабря в московском Музее архитектуры. Сборник «Русский храм XXI века» подготовлен к печати редакцией журнала «Храмоздатель» (это специализированное приложение к «Журналу Московской Патриархии» о церковной архитектуре и строительстве); он открывает новую  издательскую серию “Библиотека журнала «Храмоздатель»”. Среди его авторов - известные архитекторы, священники, историки и искусствоведы России и Русского зарубежья. Составителями сборника выступили архитекторы Михаил Кеслер и Валерий Байдин. Предисловие к изданию написал ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов).

Как отмечается в пресс-релизе, в издании «предпринята попытка осмыслить пути развития православного храмоздательства, рассматриваются возможности синтеза свободы художественного творчества с верностью традициям и канонам, предлагаются различные подходы и точки зрения. Цель проекта - привлечение внимания церковной и светской культурной общественности к состоянию современной храмовой архитектуры в России, поиску выходов из замкнутого круга исторических стилизаций, творческому осмыслению проблемы новизны в церковном зодчестве. Поднятые вопросы актуальны не только для православных архитекторов и священнослужителей, но и для отечественной культуры в целом, для общественного сознания современной России». Последнее особо подчеркнул ответственный редактор сборника и «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин, говоря о том, что у сборника – большая просветительская задача, а новая издательская серия призвана «воспитывать самую широкую аудиторию».

По словам С.Чапнина, часто считают, что, вступая в Церковь, человек «сразу приобщается к великому наследию православной культуры, сразу начинает читать язык иконы, понимать символику храма». Но это совершенно не так; более того, даже некоторые священники не знают многого из области канонов православного искусства, а облик будущего храма зачастую зависит, в первую очередь, от вкусов спонсора и/или настоятеля, отметил С.Чапнин.  Между тем,  церковное  искусство в целом и церковная архитектура—в частности, не могут рассматриваться «сами по себе», но должны  развиваться «в глубокой связи с литургической традицией», с современным состоянием и перспективами церковной общины, уверен редактор сборника. Например, при проектировании алтаря необходимо исходить не столько из «организации пространства» как таковой, но и из восприятия богослужения верующими: «Открытый алтарь призывает к переосмыслению традиции – «тайные молитвы» в открытом алтаре не могут не читаться в полный голос», пояснил выступавший.

Эта мысль получила подтверждение со стороны «практика» -- священник Виктор Григоренко, настоятель храма во имя преп.Сергия Радонежского в подмосковном поселке «Семхоз», служит в недавно построенной церкви. Он привел мнение одного из своих коллег, который убежден, что солея должна быть своеобразной «огненной рекой, отделяющей грешников от праведников». О.Виктор принципиально не согласен с таким способом организации пространства в храме: «Священник должен чувствовать, что рядом с ним братья и сестры, ведь нет никаких тайных от прихожан молитв. Поэтому пространство должно быть доступным, с низкой алтарной преградой, низкими Царскими вратами, как в древних храмах. А вот притвор должен быть по объему не меньше, чем сам храм».  Это краткое выступление  стало примером такого подхода к проектированию храма, в котором «главной точкой отсчета является литургия», как сказал священник.

Инициатор и составитель сборника—председатель Комиссии Союза архитекторов России по культовым зданиям Михаил Кеслер рассказал о том, что идея нового издания возникла на волне скандала по итогам конкурса  2011 г. на проект российского православного духовно-культурного центра в Париже. Профессионалам в области церковного зодчества было очевидно, что проект М.Нуньеса-Яновского, который чуть было не выиграл этот конкурс, является как раз примером «политического решения», далекого как от православной архитектурной традиции, так и от богослужения. Однако парижские события, по мнению М.Кеслера, обозначили некий рубеж: «Впервые было поставлено условие: сделать современный храм, но в традиции. И наши архитекторы оказались не готовы к этому». И представленный сборник важен потому, что в нем собраны разные мнения о том, в каком направлении должна развиваться современная церковная архитектура, но все авторы согласны в одном: «традиция – это свято, ее надо сохранять и развивать, новые решения должны появляться в русле канонической традиции». Этому посвящен один из разделов сборника. «Не нужно никаких скачков, не нужно выжимать из себя новое как самоцель. Надо развивать представление о новом православном храме, исходя из современного этапа церковной жизни», -- сказал архитектор.

Новый материал для осмысления дает конкурс «Современное архитектурное решение образа православного храма», проходивший в Москве в сентябре-декабре 2013 года. М.Кеслер отметил, что анализ итогов этого конкурса может стать темой следующего выпуска сборника «Русский храм XXI века». Пока же очевидно, что большинству архитекторов, берущихся за проектирование храмов, просто не хватает образования: они или копируют древние шедевры, или делают что-то «архиновое», причем некоторые из них, возможно, «и в храм-то не ходили» и плохо представляют, что там вообще происходит. Кроме того, М.Кеслер выразил надежду, что подобные профессиональные издания с прекрасными иллюстрациями могут заинтересовать тех людей Церкви, которые «принимают решения» о строительстве того или иного храма. Со своей стороны, С.Чапнин отметил: «Есть шанс, что церковная архитектура будет включена как предмет в программу архиерейских курсов».

Коллеги М.Кеслера – авторы статей, представленных в сборнике, были едины в своем подходе к теме. Так, завкафедрой МАрхИ, профессор Алексей Щенков убежден, что новая церковная архитектура может родиться только из опыта церковной жизни, «прошедшей селекцию коллективным христианским сознанием», с учетом изобразительных средств и технических возможностей, свойственных каждому времени (так, бессмысленно имитировать в бетоне романскую белокаменную резьбу). Профессор МАрхИ Сергей Кузнецов удивлен тем, что многие архитекторы «игнорируют простую мысль: в храме главное – внутреннее пространство». Если же исходить именно из этого, то при проектировании надо учесть и разное количество прихожан по праздникам и в обычные дни, и практику крещения взрослых, и необходимость во внебогослужебных помещениях, и многое другое. Поэт и публицист Борис Колымагин подметил, что в новых кафедральных храмах, которые во множестве возникают в новообразованных епархиях Русской Православной Церкви, архиереи зачастую «выгораживают» для себя значительную часть храма, что «соответствует современной тенденции отдельности  архиерея от народа». На презентации выступили также архитекторы Варвара Урусова, Дмитрий Соколов, кинодокументалист Максим Клименко.

Резюмируя обсуждение, С.Чапнин отметил, что живая церковная традиция требует «свежего, здорового, дерзновенного взгляда человека, который творчески относится к своему труду». Он убежден, что в проектах будущих храмов вполне можно «соединить и каноничность, и литургийность». Однако понятно, что для этого надо пройти немалый путь, чему и должен способствовать сборник «Русский храм XXI века». Издание можно приобрести в сети магазинов «Православная книга» и в интернет-магазине «Арефа.ру». Обсуждение материалов сборника будет продолжено на странице  журнала «Храмоздатель»  в Фейсбуке.