Христианство и мир

Митрополит Иларион совершил Литургию вместе с иерархом Японской Автономной Православной Церкви

  Количество просмотров

 

2 февраля 2014 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Архипастырю сослужили архиепископ Сендайский Серафим (Японская Автономная Православная Церковь), клирик Подворья Русской Православной Церкви в Токио протоиерей Иоанн Нагая, сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма.

Богослужение совершалось на церковнославянском и японском языках.

Проповедь по запричастном стихе произнес клирик храма священник Дмитрий Агеев.

По окончании Литургии архиепископ Серафим обратился к митрополиту Илариону со словом приветствия, отметив:

«Божественная литургия здесь сегодня совершалась с участием японских архиепископа, священника и диакона. Это для нас большая радость. На японском языке звучали не только возгласы, но также прошения на ектении и песнопения. Я очень тронут этим. Очень благодарен хору за пение на японском языке.

Помню, как несколько лет назад, также в этом святом храме, мы совершили с владыкой Иларионом Божественную литургию. Как вам известно, митрополит Волоколамский Иларион является председателем ОВЦС, в ведение которого входят международные церковные отношения со всем миром. Наши отношения с Матерью Русской Православной Церковью осуществляются через владыку Илариона».

Владыка Серафим также упомянул об учащемся в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия иеродиаконе Николае (Оно), сказав: «Мы желаем, чтобы он стал нашим будущим ­- будущим Японской Православной Церкви».

В дар для московского храма в честь образа Царицы Небесной «Всех скорбящих Радость» архиепископ Сендайский Серафим передал митрополиту Илариону мощи равноапостольного Николая Японского.

Затем к присутствующим в храме обратился председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион:

«Ваше Высокопреосвященство,
дорогой владыка архиепископ Серафим!
Дорогие отцы, братья и сестры!

Хотел бы сердечно приветствовать нашего гостя из Японской Автономной Православной Церкви владыку Серафима, с которым мы уже много лет знакомы, неоднократно встречались, общались, вместе встречали на японской земле нашего Святейшего Патриарха Кирилла.

Вы все, конечно, помните, что еще совсем недавно ­­- меньше, чем два года назад, — на Японию обрушилось стихийное бедствие. Погибли многие люди, пострадали многие города, в частности, были повреждены несколько храмов возглавляемой архиепископом Серафимом Сендайской епархии Японской Православной Церкви.

По всей Русской Православной Церкви, в том числе и в нашем святом храме, собирали средства для того, чтобы помочь восстановлению пострадавших от стихии церквей. Собранные средства были перечислены Японской Православной Церкви. Храмы с Божией помощью восстановлены, и мы рады тому, что смогли внести малую лепту в их восстановление.

Отныне и в нашем храме будут пребывать честные мощи святого равноапостольного Николая Японского. Благодарим Вас, дорогой владыка, за этот бесценный дар. Мы напишем икону святого равноапостольного Николая, вправим святые мощи в эту икону и будем ей поклоняться.

Когда мы думаем о подвиге святого Николая, наши мысли возносятся ко временам апостолов, потому что Церковь его прославила как равноапостольного. Мы воспоминаем о том, как святые апостолы после Воскресения Христова разошлись по разным странам. Они ходили по языческим городам, уловляли души людей по одному, по два, отдельными семьями и создавали христианские общины, которые, конечно, поначалу были весьма малочисленными. Собирались они тайно. Не было тогда благолепных храмов, не было икон, не было настенных христианских росписей, а были частные дома, где собирались эти маленькие христианские общины, возглавлявшиеся святыми апостолами, а затем и их преемниками – епископами. В этих общинах проповедовалось слово Христово, людей соединяла Святая Евхаристия, которая совершалась в воспоминание Тайной вечери всякий раз в день Господень, то есть в воскресный день.

Ученики Христовы, собранные в этом тайном помещении или в доме, чувствовали присутствие среди них Самого Господа Иисуса Христа. Апостолы рассказывали им о Христе, и из этих рассказов потом сложились те четыре Евангелия, которые мы с вами сегодня читаем. Поначалу их не было, и рассказывали апостолы по памяти ­- только потом эти священные тексты были записаны в книги, и тогда они уже стали читаться по книгам, а сама книга Нового Завета стала священным предметом, которую христиане не только читали, но и торжественно поклонялись ей за богослужением. Так делаем и мы сегодня, когда на малом входе Божественной литургии выносим святое Евангелие на середину храма, а потом торжественно заносим его и полагаем на престол, потому что Евангелие – это само слово Христово, которое было положено апостолами на бумагу для того, чтобы мы с вами ничего не забыли из того, что они проповедовали, чтобы слова Христовы дошли до нас так, как запомнили их святые апостолы, чтобы мы узнали о том, что происходило в то время, когда Господь наш Иисус Христос ходил по этой земле.

Мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении рассказ об одном из таких событий. Человек невысокого роста, презираемой профессии ­- мытарь, сборщик налогов ­- очень хотел увидеть Спасителя. Из-за своего малого роста этот человек не мог Его увидеть, потому что Спасителя окружала большая толпа. Тогда он залез на смоковницу, чтобы посмотреть на проходящего мимо Мессию Христа. Господь узрел его сидящим на ветвях дерева и обратился к нему: «Закхей, слезай! Я хочу прийти к тебе в дом» (см. Лк. 19. 5). И Закхей с радостью слез с этой смоковницы, принял Господа в своем доме и сказал Ему: «Я отдам половину своего состояния нищим. Если кого я обидел, то я воздам четверицею» (cм. Лк. 19, 8).

Эта удивительная встреча между Господом и неизвестным человеком, человеком малозначительным и презираемым — одна из многих встреч, о которых рассказано в Евангелии, потому что Господь Иисус Христос, находясь на этой земле, обращался к самым разным людям. Он замечал тех, кого не замечали другие, — самых незаметных, презираемых и грешных людей, даже тех, кого окружающие были готовы побить камнями, Он замечал, обращался к ним, прощал их, не осуждал их.

Встреча с Господом становилась переломным моментом в их жизни, как это произошло и с мытарем Закхеем, потому что никогда, наверное, он не предполагал, что Сам Господь придет в его дом, а только надеялся в лучшем случае увидеть с ветвей дерева, как Он проходит мимо, подобно тому, как Моисей на Синайской горе узрел, как слава Божия прошла мимо него, и увидел Господа сзади, о чем рассказывается в Священном Писании Ветхого Завета. Наверное, Закхей надеялся, что Господь пройдет мимо и он увидит Его сзади уходящим вперед вместе с толпой людей. Но Господь остановился, заметил этого человека и не просто взял с Собой, но Сам пошел в его дом для того, чтобы встреча с Господом изменила жизнь Закхея раз и навсегда.

Так происходило и потом, когда Господь вознесся на небо, потому что Его слово апостолы понесли в разные концы земли. Таинственным образом человеческие души откликались на апостольскую проповедь. Христианские общины создавались и там, где, казалось бы, не было никаких предпосылок для этого, потому что люди не только слышали от апостолов о том, что говорил и что делал Господь Иисус Христос, но Сам Господь был с апостолами, Сам присутствовал в этих скромных христианских общинах, собиравшихся на тайных квартирах; люди ощущали встречу с Господом, и она преображала и изменяла их жизнь.      

В течение февраля мы будем вспоминать многих святых, которые трудились вслед за апостолами в проповеди Евангелия, просвещали тысячи и миллионы людей. Это и святитель Григорий Богослов, чью память мы будем праздновать через несколько дней, и святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, чья память совершается вместе с памятью Григория Богослова. Это и святой равноапостольный Николай Японский, чья память совершается на следующий день после праздника Сретения Господня ­- праздника, когда мы будем вспоминать еще одну встречу между Господом, тогда еще только родившимся на свет, и человеком, который ожидал Его на протяжении многих десятилетий.

Уже в достаточно близкие нам дни святой равноапостольный Николай Японский повторил подвиг апостолов. Он пришел в страну, которая на протяжении многих столетий была закрыта для проповеди христианства, в страну, где христианских миссионеров и проповедников подвергали репрессиям, в страну языческую, где, казалось, не было никаких предпосылок для распространения христианской веры. Правда, уже тогда в Японии трудились и католические, и протестантские миссионеры, но Православной Церкви не было в Стране восходящего солнца, кроме маленькой посольской общины на территории российского консульства в Хакодате.

И вот молодой иеромонах Николай прибыл в эту страну, начал изучать японский язык и первые годы посвятил тому, чтобы изучить язык и культуру народа, к которому приехал. Он настолько в этом преуспел, что, по свидетельству современников, знал японский язык лучше многих японцев. Он занялся переводом на японский Священного Писания, литургических книг, катехизиса, чтобы будущие японские христиане могли сразу же иметь необходимую для них духовную литературу. Постепенно вокруг него стала собираться христианская община. Обращались в православную веру те японцы, которые, наверное, никогда не узнали бы ни о Православии, ни о Христе, если бы не было на этой земле святого Николая. Постепенно в разных городах стали создаваться христианские общины. Когда пятьдесят лет спустя святитель Николая Японский, умудренный опытом, убеленный сединами, приближался к своему смертному часу, то по всей территории Японии в разных городах и деревнях было более двухсот храмов, более тридцати тысяч верующих, несколько десятков священнослужителей-японцев и православное богослужение, которое совершалось на японском языке. Именно потому, что уже в наше время он повторил подвиг святых апостолов и просветил светом православной веры целую страну, Церковь и прославила его как равноапостольного.

И сегодня Японская Православная Церковь является возлюбленной дочерью Русской Православной Церкви. Она имеет автономный статус, богослужение в ней совершается на японском языке. Она с любовью почитает память своего основателя – святого равноапостольного Николая Японского.

Мы очень рады, дорогой владыка, приветствовать Вас в нашем храме. Рады тому, что вновь сегодня совместно совершили Божественную литургию, а вчера вместе праздновали пятую годовщину со дня интронизации Святейшего Патриарха Кирилла, который за эти пять лет успел посетить многие страны, в том числе и Японию. Я благодарю Вас за визит, за бесценный дар – частицу мощей святого равноапостольного Николая Японского, которую мы будем бережно хранить и почитать в нашем святом храме».

На молитвенную память владыка Иларион подарил архиепископу Серафиму образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», сказав: «Пусть эта икона пребывает с Вами, пусть она хранит Вас и всю Вашу богоспасаемую паству. Мы будем молиться о том, чтобы никогда более в жизни Вашей паствы не повторились бедствия, которые ее постигли недавно, чтобы Господь всегда укреплял японский народ, чтобы Пресвятая Богородица, всех скорбящих Радость, утешала всякую вашу скорбь и помогала в Вашем апостольском и миссионерском делании на японских островах».

Вернуться к списку

Последние добавления