Церковный год

Церковный год

Церковный год

Богослужения, совершаемые в Православной Церкви, разнообразны и неоднородны: некоторые относятся ко всему собранию верующих, иные — преимущественно к одному или двум его членам; одни совершаются ежедневно и в определенное время, другие — по требованию нуждающихся.

Богослужение Православной Церкви представляет собой развитую систему, охватывающую всю жизнь христианина и дающую ей определенный ритм. Каждый этап жизненного пути, каждый трудный момент Церковь стремится освятить таинствами и молитвами. Кроме того, богослужение формирует течение особого церковного времени. Жизнь христианина идет не по календарным датам, а по церковным праздникам. К празднику готовятся, его ждут, отмечают. К важнейшим праздникам года Церковь готовит своих членов многодневными постами: Великий пост заканчивается на Пасху, Успенский и Рождественский предваряют соответствующие праздники, а Петровский — память святых апостолов Петра и Павла. Таким образом, обычное земное время преображается и становится достоянием Священной истории.

Богослужение дневного и седмичного круга

Чтение евангелия архиепископом Анастасием

Богослужения в православии тесно связаны с "кругами времени". Таких кругов три: дневной, недельный и годовой.

Богослужение дневного круга образуется рядом служб, приуроченных к определенному времени суток. Отсчет богослужебных суток ведется с вечера, поэтому церковные праздники начинаются накануне своей календарной даты, например воскресная служба — в субботу вечером.

Первая служба церковного дня — вечерня; затем следуют повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9-й часы. Служба 1-го часа возникла позднее других, а 3, 6 и 9-й часы (соответствуют 9, 12 и 15 часам пополудни) были временем молитвы еще в ветхозаветном богослужении, а затем приобрели новый смысл и содержание. Вершиной богослужебного дня является божественная литургия, которая чаще всего совершается после 6-го часа. Служба складывается из неизменяемых частей, т. е. используемых каждый день, и изменяемых, приуроченных к определенному дню недели или года.

Таким образом, каждая служба имеет постоянную литургическую тему. Для вечерни это ожидание Спасителя; центральное песнопение полунощницы посвящено Второму пришествию Христову, тема утрени — встреча Мессии. На 1-м часе отмечается начало дня, на 3-м вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, на 6-м — распятие Христово, а на 9-м — Его смерть.

Великий вход

Службы дневного круга объединены в три цикла: вечерний, состоящий из 9-го часа, вечерни и повечерия; утренний, объединяющий полунощницу, утреню и 1-й час, и дневной, включающий в себя 3-й, 6-й часы и божественную литургию. Службы суточного круга составляют основу всего богослужения, а неизменяемые их части взяты. как правило, из Священного Писания. Участие в общей храмовой молитве должно дополняться келейным, т. е. личным, правилом — чтением специальных утренних и вечерних молите.

Дневной богослужебный круг дополняется седмичным. Первый день седмицы — воскресенье (по-церковному — "неделя", т. е. день, в который не делают мирских дел) — посвящен Воскресению Христову. Воскресное богослужение совершается очень торжественно и почти никогда не отменяется. Остальные дни седмицы тоже имеют свои посвящения: в понедельник вспоминаются Бесплотные Силы (мир ангельский), во вторник — Иоанн Предтеча, в среду и пятницу — Крест Христов, в четверг — святые апостолы и святитель Николай, а в субботу — все святые и усопшие. Среда и пятница являются постными днями, в них можно есть только растительную пищу.

Годовой богослужебный круг

Самым обширным и развитым является годовой богослужебный круг. Он состоит из двух типов праздников: неподвижных и подвижных. Первые закреплены за определенным днем года, а вторые зависят от даты празднования Пасхи, которая для каждого года специально вычисляется по солнечному и лунному календарям.

Церковный год начинается 1 (14) сентября (здесь и далее в скобках указаны даты по новому стилю). В этот день празднуется церковное новолетие. Из всех праздников выделены 12 самых важных. Их называют двунадесятыми.

8 (21) сентября — Рождество Пресвятой Богородицы, праздник в честь чудесного рождения Пречистой Девы Марии от престарелых родителей святых Иоакима и Анны. Впервые упоминается в V веке.

14 (27) сентября отмечается Крестовоздвижение. В этот день Церковь предписывает строгий пост. Праздник посвящен событиям IV века, когда святая равноапостольная Елена нашла в Иерусалиме Крест Господень. В этот день в храме совершается особый чин поклонения Кресту.

1 (14) октября — Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник не относится к двунадесятым, но называется великим. В Х веке в осажденном сарацинами (мусульманами) Константинополе юродивый Андрей во время всенощного бдения видел Пресвятую Богородицу, которая распростерла свой омофор (покрывало, надеваемое на голову и плечи) над христианами. Видение ободрило греков, и враг был отбит. Это событие стало отмечаться ежегодно. Христиане просят Богородицу защитить их Своим Покровом.

К двунадесятым праздникам относится и Введение во храм Пресвятой Богородицы, Которую в трехлетнем возрасте родители привели в Иерусалимский храм, чтобы отныне Ее целиком посвятить только Богу. С этого дня в церковных песнопениях часто упоминается приближающийся праздник Рождества Христова. Самые ранние упоминания о празднике Введения во храм относятся к VII веку, а отмечают его 21 ноября (4 декабря).

 С 15 (28) ноября начинается Рождественский пост, предваряющий важнейшие из неподвижных праздников — Рождество и Крещение Господне. В древности эти события праздновались вместе; они до сих пор сохранили много общего в богослужении и соединены между собой особым временем — Святками ("святыми днями"). Древнее общее название этих двух празднеств — Богоявление, ибо, отмечая рождение Христа от Девы Марии и крещение Его Иоанном в водах Иордана, христиане празднуют пришествие в мир Бога, желающего спасти человека. После разделения этих праздников Богоявлением называется лишь Крещение Господне, поскольку во время крещения Иисуса явилась Пресвятая Троица: глас Отца свидетельствовал о Сыне, Сын вошел в реку Иордан, а Дух Святой в виде голубя сошел на Христа. Праздник Рождества Христова упоминается с III века.

25 декабря (7 января) Рождество Христово, а 6 (19) января — Крещение (Богоявление). В эти дни совершается такое торжественное богослужение, какого не имеет никакой другой неподвижный праздник. Накануне этих праздников отмечается особый день — Навечерие, называемое еще Сочельником, т. к. в этот день назначается строгий пост и можно есть только сочиво (пшеница с медом). На Святках же, напротив, отменяются все постные дни.

В этот период отмечается еще один великий праздник — Обрезание Господне — 1 (14) января.
2 (15) февраля — Сретение Господне. Это событие описано в Евангелии от Луки (2.21-39). Пречистая Дева Мария и праведный Иосиф принесли Младенца Христа на 40-й день после Его рождения в Иерусалимский храм. Там их встретил праведный старец Симеон, которому Бог обещал, что он не умрет, пока не увидит Мессию. Взяв на руки Младенца Христа, Симеон произнес слова, ставшие теперь церковной молитвой (постоянным песнопением вечерни): "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...". Праздник известен с III века.

Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется 25 марта (7 апреля). В Евангелии от Луки (1.26-38) рассказывается о том, как архангел Гавриил явился Деве Марии с известием о том, что Она избрана стать Матерью Сына Божия, зачатие Которого должно совершиться силою Святого Духа. Пресвятая Дева со смирением приняла волю Божию. В древности этот праздник назывался Днем Воплощения. Святой Иоанн Златоуст называл его "корнем праздников".

К великим праздникам отнесены также Рождество Иоанна Предтечи, которое отмечают 24 июня (7 июля); день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля). Этот праздник предваряется постом, который называется Петровским. Отметим, что каждый день в Церкви празднуется память святых, причем днем памяти считается дата их праведной кончины или обретения мощей. Церковь празднует дни рождения только Христа, Пречистой Его Матери и Иоанна Предтечи.

1 (14) августа начинается Успенский пост, а 6 (19) августа празднуется Преображение Господне. Вспоминается евангельский рассказ о том, как Христос, взяв с Собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на высокую гору Фавор и преобразился у них на глазах, явив Свою божественную славу. В этот день в храме освящаются созревшие фрукты (в русской традиции это яблоки). Праздник Преображения Господня был известен уже в IV веке.

Последний двунадесятый праздник церковного года — Успение Пресвятой Богородицы, отмечаемое 15 (28) августа. Уже в IV веке этот день отмечался повсеместно. Кончина Пречистой Девы Марии была тихой и светлой. Церковь назвала ее успением (т. е. сном).

Матерь Божия была похоронена святыми апостолами в Гефсиманском саду. Апостол Фома не был на погребении и, когда приехал через три дня в Иерусалим, очень горевал, что не смог проститься с Пресвятой Богородицей. Тогда специально для него открыли гробницу, но она оказалась пустой. Церковное Предание свидетельствует, что Матерь Божия была взята Своим Божественным Сыном на Небо. Дева Мария стала теперь Царицей Небесной и молится за весь человеческий род у престола Божия.

29 августа (11 сентября) отмечается последний великий праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи. Иоанн Креститель был убит во время пира в честь дня рождения правителя Галилеи Ирода, и богослужение этого дня отличается особой сосредоточенностью. Это день строгого поста. Как особая дата Усекновение главы Иоанна Предтечи отмечалось еще учениками Иоанна Крестителя.

Посты Православной Церкви

Посты установлены Церковью как особенное, выделенное из будничного, время, когда христианин усиленно работает над очищением своей души и тела, молясь, исповедуя свои грехи, приобщаясь Святых Христовых Тайн. Постом воздерживаются от скоромной пищи—мяса, молока, яиц, иногда рыбы.

Посты делятся на однодневные и многодневные.

К многодневным относятся: Великий пост, или Святая Четыредесятница; Петровский пост; Успенский пост; Рождественский пост.

К однодневным постам относятся: еженедельные посты в среду и пятницу в память предательства и в память страданий и смерти Спасителя.

Однако в среды и пятницы некоторых недель поста нет. Это: пасхальная неделя, которая почитается как бы за один светлый день; неделя после Троицы; так называемые Святки, то есть время от Рождества до Крещения (кроме последнего перед Крещением дня — крещенского сочельника); неделя Мытаря и Фарисея перед Великим постом; масленица, хотя во время нее действует запрет на мясо.

Однодневные посты это также: праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября; пост в день усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября; крещенский сочельник, то есть день накануне Крещения, 18 января.

Великий пост и Пасха

Архиепископ Анастасий с напутственным словом в прощенное воскресениеПодвижные праздники Православной Церкви образуют два цикла: великопостный и пасхальный. Великопостный включает в себя три подготовительных воскресенья, предваряющих Великий пост, сам пост и Страстную седмицу.

В приготовительный период к Великому посту начинает меняться строй богослужения, все чаще звучат песнопения, призывающие к покаянию. В этот период на службе вспоминаются Страшный Суд, притчи о мытаре и фарисее, о блудном сыне. В последний день перед началом Великого поста богослужение посвящено изгнанию Адама и Евы из рая. Тем самым Церковь пробуждает в своих чадах стремление к Богу и желание покаяния. Перед началом поста, вечером, совершается чин прощения, во время которого члены общины примиряются друг с другом, поэтому этот день называется Прощеным воскресеньем.

Великопостные службы совершаются по особым правилам и отличаются строгостью и сосредоточенностью. За каждым богослужением читается молитва преподобного Ефрема Сирина. Содержание ее посвящено самому главному в постном подвиге — изменению и исправлению души человека, которые возможны только с помощью Божией.

Евхаристия в Великий пост совершается только в субботу и воскресенье. В среду и пятницу служится литургия Преждеосвященных Даров, когда можно причаститься заранее освященными Святыми Дарами.

Все воскресенья Великого поста имеют свои богослужебные темы.

Первое называется неделей Торжества православия. Церковь празднует в этот день победу над последней из крупных ересей — иконоборчеством. Второе воскресенье посвящено святителю Григорию Паламе, учившему о божественной природе Фаворского Света — того сияния, которое видели апостолы на горе Преображения, когда Христос преобразился перед ними. Третье воскресенье является серединой поста; оно называется Крестопоклонной неделей.

В четвертое воскресенье вспоминается преподобный Иоанн Лествичник, а в пятое — преподобная Мария Египетская; труды и жития этих святых лучше всего могут научить покаянию и помочь каяться. Когда прошли шесть седмиц поста, наступает особое время последних дней перед Пасхой. Последний день шестой седмицы называется Лазаревой субботой. Незадолго перед распятием Христос воскресил умершего Лазаря в Вифании, показав Свою божественную силу и власть над смертью.

Освящение ВаийСледующий день посвящен Входу Господню в Иерусалим. Христос приходит в Иерусалим, хотя знает, что здесь ищут Его смерти. Народ встречает Его радостно и торжественно, как земного царя, не разумея, что это Царь Небесный. В это воскресенье в храм приносят пальмовые ветви, вспоминая, как народ постилал их под ноги Христа. На Руси в это время цветет только верба, ветви которой и освящают на богослужении; сам же день называется Вербным воскресеньем.

Наступает Страстная седмица. В среду вспоминается предательство Иуды — одного из апостолов, который решился выдать Христа Его врагам за 30 сребреников. Четверг — день Тайной Вечери, где было установлено таинство евхаристии. В этот день все христиане приступают к евхаристической чаше.

В пятницу совершается служба, называемая Последованием страстей Христовых. На этом богослужении читаются 12 отрывков из Евангелия, посвященных последним часам жизни Иисуса Христа: Тайная Вечеря, моление в Гефсиманском саду, предательский поцелуй Иуды, суд, предание на распятие, бичевание, крестная смерть, положение во гроб.

Суббота Страстной седмицы является тем великим днем, когда Христос, телом пребывая во гробе, душой Своей сошел в ад и победил его, освободив пребывающих там людей. Богослужение этого дня еще не пасхальное, но уже озарено светом приближающегося праздника.

Пасхальный Крестный ходВ пасхальную ночь совершается крестный ход, который как бы ведет всех к гробу навстречу воскресшему Христу. Богослужение первого дня Пасхи и следующей за ним Великой седмицы стремительно, радостно и наполнено ликованием. Бесконечное число раз повторяется тропарь Пасхи: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав".

Следующее после пасхального воскресенье называется Антипасха ("вместо Пасхи"), другое его название — Фомина неделя. В этот день Христос пришел к Своим ученикам и уверил сомневавшегося апостола Фому в Своем воскресении.

Всенощное бдение в день ПятидесятницыПразднование Пасхи продолжается до Вознесения, которое отмечается на 40-й день. Христос восшел на небо и сел одесную (по правую сторону) Отца. Своим ученикам Он велел не уходить из Иерусалима, пока не придет к ним Утешитель, т. е. Дух Святой, что и свершилось в день Пятидесятницы. Апостолы, на которых Дух Святой сошел в виде языков пламени, получили чудесные благодатные дары и стали проповедовать дело Христа, обращая тысячи людей. На Руси этот праздник стали называть Троицей.

Выполняя заповедь своего Учителя, апостолы проповедовали во многих странах света, их трудами росла и укреплялась Церковь Христова. Следующее после Пятидесятницы воскресение называется неделей Всех святых.

Родительские, или дни поминовения усопших

Церковь имеет особую, материнскую, заботу об усопших своих чадах, при этом в равной степени о давно умерших и скончавшихся недавно, о простых мирянах и о царях с патриархами. Эта забота согласуется с учением о бессмертии души, Страшном суде и Царствии Небесном. Повлиять на свою участь душа усопшего уже не в состоянии, только мы, живущие на земле, можем им помочь. Наши молитвы, частные и церковные, милостыня, добрые дела, совершаемые ради того или иного умершего, приносят его душе упокоение и радость в загробном мире.

Для общих церковных молитв установлены особые дни: Мясопустная родительская суббота; 2-я, 3 и 4-я субботы Великого поста; Радоница; Троицкая родительская суббота; Дмитриевская родительская суббота. Кроме Радоницы, которая бывает во вторник, все эти дни — субботние.

Для церковного поминовения прихожане готовят записки с поминовением усопших. Кроме того, готовятся пожертвования. Как правило, это продукты, приносимые в храм на канун (см. «Устройство храма»). На канун принято приносить хлеб, блины, фрукты, конфеты и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор на литургию, свечи и масло для лампад. Вечером накануне родительских суббот служится парастас — это заупокойная утреня. Все тропари, стихиры, пение и чтение парастаса посвящены молитве за умерших.

Утром в родительские субботы обязательно служится заупокойная литургия, во время которой поминаются все усопшие христиане. После такой литургии бывают еще общие панихиды.

Радоница — это пасхальный день поминовения усопших. Радоница всегда совершается на десятый день Пасхи, во вторник второй пасхальной недели. Накануне вечером служится парастас, а утром—литургия и панихида. К обычным, заупокойным, молитвам на Радоницу прибавляются еще и пасхальные песнопения. В этот день принято посещать могилы родных и близких. Не нужно делать это на Пасху.

Кроме перечисленных, есть еще особые дни. На Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября поминаются особо воины, погибшие на войне и умершие от ран. В день Победы, 9 мая, также поминаются погибшие воины, умершие в госпиталях, лагерях и без вести пропавшие во дни Великой войны.

Все молитвы об усопших совершаются о душах православных христиан, то есть крещеных людях, которые не самонасильственным образом ушли в мир иной. Самоубийцы не поминаются в Церкви, кроме особых случаев, о которых можно узнать только у священника.

Наша помощь усопшему

Умер кто-то из близких... Рано или поздно мы все сталкиваемся с таинственным явлением смерти. И всякий порядочный человек, в меру своих сил и возможностей, старается отдать усопшему последний долг, достойно проводить его в путь всея земли. Мы заботимся об изготовлении гроба, организации похорон, устройстве поминальной трапезы.

Только вот порой не отдаем себе отчета, что самому усопшему ни гроб, ни поминки не требуются. Нагим человек выходит из материнской утробы, нагим возвращается во чрево земли. И только одно ему от пас нужно, и нужно чрезвычайно. Это молитва.

После смерти тела душа или наследует вечное блаженство, или отходит на вечную муку. Это зависит от того, как была прожито земная краткая жизнь. Но немало зависит и от молитвы за умершего.

Есть в Житиях Святых рассказ о преподобном Макарии Великом, который молился за всех, ушедших в мир иной. Однажды в пустыне он увидел череп, который силой Божией поведал Макарию о том, что даже самые лютые грешники по его молитвам получают некоторые облегчения от страданий.

Первейшей и непреложной обязанностью всякого верующего является организация отпевания своего усопшего сродника. Экономить можно на чем угодно, но только не на отпевании! Оно должно совершаться на третий день смерти, не раньше (при этом день кончины - первый, даже если человек умер за несколько минут до полуночи); лучше, если оно произойдет в храме или на кладбище. В крайнем случае можно отпеть заочно.

Во чтобы то ни стало нужно предать усопшего земле. Кремация - чуждый Православию обычай, заимствованный от восточных культур. Даже если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту волю не грешно.

В девятый и сороковой день после смерти нужно заказывать в храме панихиды - моления о прощении грехов усопшего. Особенно важен сороковой день, в который совершается частный суд Божий над душой, определяется ее участь до Второго Пришествия Христа.

Заупокойная молитва будет действеннее, если в памятные дни кто-либо из родственников почившего причастится Святых Христовых Тайн.

Панихиды нужно совершать и в дальнейшем, в дни рождения, смерти, именины покойного. Подавать записки в алтарь и ставить свечи о упокоении можно каждый день.

На кладбище нельзя оскорблять память почившего пьянством, лить водку на могильный холм. Лучше затеплить свечу, помолиться, прибрать могилу. Дома, на поминках, русские люди вкушают особую пищу - кутью (рис с медом или изюмом), блины, кисель. В постный день и пища должна быть постной.

Хорошо заказывать в храме долгосрочные поминовения - на сорок дней (сорокоуст), полгода или год. В монастырях принимаются вечные (пока стоит обитель) поминовения усопших.

Можно ли отпевать иноверцев?

Этот вопрос неоднократно поднимался и в прошлом, и в наши дни. Обратим внимание на то, что спрашивается не о том, можно ли вообще молится об умерших иноверцах, а можно ли их отпевать и служить по ним панихиды. Необходимо различать эти два вопроса: просто молитвы за умерших инославных христиан и совершении над ними православного чина. Частная, келейная молитва об инославном усопшем не запрещается - можно поминать его дома, у гроба прочесть псалмы... Но чин отпевания и панихиды составлены с уверенностью, что умерший и отпеваемый есть верный член Православной Церкви.

Охраняя чистоту своего Православного учения и всего богоустановленного порядка жизни, Церковь искони запрещала епископам, клирикам и мирянам вступление в молитвенное общение не только в храме, но и на дому со всеми еретиками, раскольниками и отлученными от церковного общения. Строгость, с какой Церковь оберегала своих чад от опасности заражения какой-либо ересью, простиралась до того, что священнослужителям было возбранено совершать молитву или священнодействие даже только в присутствии еретиков. В основе этих канонических постановлений лежит вечное слово Христово: "аще и Церковь не послушает (брат твой), буди тебе, якоже язычник и мытарь" (Мф. 17,18).

Будучи вне Церкви при жизни, еретики и раскольники еще дальше отстоят от нее после смерти, ибо тогда для них закрывается сама возможность покаяния и обращения к свету истины.

Вполне естественно поэтому, что Церковь не может приносить за них умилостивляющей бескровной жертвы и никакой молитвы вообще: последняя явно возбраняется апостольским словом (1 Иоан. 5, 16). Следуя апостольским и отеческим заветам, Церковь молится только о упокоении православных христиан, в вере и покаянии скончавшихся - как живых членов Тела Христова. Сюда могут относиться и те, кто прежде были в числе отпадших, но потом раскаялись и соединились с Церковью.

Верная во всем духу древней Вселенской Церкви, наша Русская Православная Церковь не только воспрещала отпевать инославных - римо-католиков, протестантов, армян и т.п., но даже совершать по ним панихиды. По чувству христианского милосердия она стала допускать в отношении к ним одно снисхождение - если умрет иноверец "христианского исповедания", и для погребения его не будет священника или пастора того исповедания, к коему принадлежит умерший, то православному священнику разрешается, облачившись в фелонь, проводить тело усопшего до кладбища и пением Трисвятого сопроводить опускание гроба в могилу. Внесение тела усопшего иноверца в православный храм не допускается.

Широта православной христианской любви, во имя которой иные призывают допустить церковную молитву за умерших христиан любого исповедания, не может простираться до пренебрежения православным учением веры, сокровище которой хранит в течение веков наша Церковь. Иначе сотрется всякая грань, отделяющая Единую Истинную Церковь от тех, кто оторван от благодатного союза с нею.

Из сказанного ясно, что тем более воспрещается всякая церковная молитва за усопших мусульман, буддистов, иудеев и других иноверцев, не признающих Господа Иисуса Христа.

Юлианский и григорианский календарь

Летосчисление во всем мире ведется по календарю. Римский календарь получил название юлианского, т. к. в 1 в. до н. э. правитель Рима и верховный жрец Гай Юлий Цезарь реформировал календарь, распределив число дней в году поровну: 30 дней выпадали на четные месяцы, 31 день - на нечетные. Исключение составлял февраль, в котором было только 29 дней (обшая сумма - 365 дней). При императоре Октавиане Августе один день был отнят у февраля и отдан восьмому месяцу, названному в его честь августом.

Юлианский календарь был официально принят и Церковью в IV в., однако он не был совершенным. Каждые четыре года обращения Земли вокруг Солнца образуются "лишние" 44 минуты. К XVI в. разница между юлианским календарем и астрономическим циклом составила 10 дней. В 1582 г. по указу папы Григория XIII был разработан более точный способ исчисления времени и введен новый календарь, названный по имени папы григорианским. Европа перешла на этот календарь. Россия и страны восточной православной ориентации продолжали жить по юлианскому календарю. В 1918 г. декретом Советского правительства год стал исчисляться по европейскому, т. е. григорианскому, календарю. Православная Церковь сохранила приверженность юлианскому календарю, или, как стали говорить, "старому" стилю. Разница между календарями к XX в. достигла 13 суток, вот почему одни и те же праздники в Православной и Католической Церквях разделяют две недели. Например, в Европе Рождество Христово отмечается 25 декабря, в России - 7 января (т. е. 25 декабря по "старому" стилю). Для удобства в современных церковных календарях отмечаются две даты - по "старому" и "новому" стилю.