Посетитель задает вопрос.

Вопрос:
Читал в газете «Аиф» о желании Иоанна Павла
II возвратить икону Казанской Божией Матери на родину, в Казань. Каковы на сегодняшний день состояние дел? Какие усилия предпринимаются в данном направлении? Были ли попытки привлечь к решению данного вопроса высшее руководство? (втч. и Президента РФ)

Владимир.

Ответ:
Казанская икона Божией Матери была обретена после пожара, опустошившего Казань 8 июля 1579 года чудесным образом: Царица Небесная, представ в сонном видении одной благочестивой отроковице, указала место где следовало искать икону, находившуюся под землей. О своем сонном видении отроковица рассказала своей матери, а та, в свою очередь митрополиту Гермогену. Обретение иконы состоялось при огромном стечении народа. Иконе было суждено сыграть в истории отечества немаловажную роль, так Казанская икона Божией Матери была взята в русское ополчение, созванное против польской интервенции в смутное время
XVII века. Именно к этой иконе были обращены взоры молящихся защитников отечества, в трудное для России время, когда казалось что государство погибло и только живая вера в всеблагой Промысел Бога укреплял боевой дух патриотов и вселял надежду в скорое избавление Москвы и всей Руси от ляхов. После одержанной победы на врагом в России было торжественно установлено празднование иконе Казанской Божией Матери в 1612 году. С этого времени в России стали появляться многочисленные списки Казанской. Сам подлинник прославился чудотворениями, когда по молитвам верующие пред этим образом получали исцеление и житейское устроение своих дел. Икона находилась в Казанском Богородичном монастыре. В июне 1904 года образ был похищен неким Чайкиным.

27 октября 2000 года в ватиканском дворце состоялась аудиенция Римского папы Иоанна Павла II с мэром Казани Камилем Исхаковым. Темой беседы являлся вопрос о возвращении иконы Казанской Божией Матери, которая по словам римского понтифика находится в Ватикане. Участники встречи пришли к согласию о возвращении иконы в Казань при условии, что городские власти построят к тысячелетию Казани в 2005 голу величественный католический кафедральный собор в центре города. Сама же икона будет находиться в вновь отстроенном храме на месте Богородичного монастыря. По приезде в Казань мэр заявил: «Папа сам начал разговор о чудотворной иконе, которая хранится у него в часовне, и он дважды в день молится перед ней». По его словам, пока не будет восстановлен храм, где хранилась Казанская икона Божией Матери, временно она будет храниться в Благовещенском соборе казанского кремля.

Каким образом подлинник Казанской попал в Ватикан? Отвечая на этот вопрос католики предлагают две версии: согласно первой похитители продали икону старообрядцам, которые в свою очередь вынуждены были отдать ее государству с приходом к власти большевиков. Согласно другой версии икона была взята Петром I и отвезена в Петербург, где находилась в отстроенной специально для нее церкви до 30-х XX века. И в первой и во второй версии утверждается, что икона была продана большевиками. Образ этот в 1965 году был выставлен в православном русском павильоне на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Католики купили икону для открытой в 1970 году униатской церкви в португальском городе Фатиме. Откуда в последствии она была доставлена в Ватикан.

В Московской Патриархии не согласованные с Русской Церковью переговоры Римского папы с мэром Казани, были расценены как провокация, так как еще до встречи с Исхаковым папа обещал передать икону Русской Церкви при условии, что патриарх согласиться на встречу с папой, которая не может состояться из-за серьезных разногласий между Москвой и Римом. Как заявил Интерфаксу представитель Патриархии «Ватикан фактически шантажирует Русскую Церковь, давая понять что возвращение иконы может зависеть от того пригласят папу в Москву или нет.

4 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил сомнение в подлинности хранящейся в Ватикане иконы: «Мы не можем с уверенностью сказать, подлинная эта икона или нет, потому что казанских икон из России, к сожалению, было увезено за рубеж очень много».

8 ноября свое мнение выразил церковный историк, автор монографии о Казанском соборе Санкт-Питербурга Виктор Антонов: «В Ватикане не подлинник Казанской иконы, а один из ее старинных списков». Похищенный в Казани в 1904 году оригинал иконы по словам вскоре пойманных воров был ими разрублен.

Интересно для нас мнение старшего научного сотрудника Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Наталии Чугреевой, она замечает следующее: «По свидетельству протоиерея Стефана Ляшевского, составившего в Америке в 1978 году вторую часть Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря по благословению автора первой монастырской Летописи митрополита Петербургского Серафима (Чичагова), полученному еще в 1924 году, Казанским дивеевским образом является почитаемая Казанская икона, находившееся в Фатиме (Португалия), а ныне пребывающая в личных покоях папы Римского Иоанна Павла II в Ватикане…

Судя по фотографии, Казанская икона, находящаяся ныне в Ватикане, представляет из себя список с явленного в Казани образа. По стилю письма ее можно отнести к живописной традиции Поволжья и ориентировочно датировать первой половиной – серединой XVIII века. Иконографически и стилистически икона отличается от более ранних списков с явленного образа: тип лика Богоматери не «грекофильский», а более «русифицированный», взгляд Ее и лик, более чем на других образах, обращен к предстоящим, что характерно для икон более позднего времени; благословение младенца Христа не двуперстное, как на явленной иконе, а именословное (как это видно на фотографии). Оклад образа, по мнению специалистов, может быть отнесен по характеру орнаментики к началу – первой трети XIX века, части украшений оклада, возможно разновременны. Мотивы оклада с рядами камней отдельно напоминают вид празничного оклада явленной в Казани иконы, который надевается на икону в Казанском девичьем монастыре в праздники Рождества Христова, Пасхи, дни празднования Казанской иконе…

Икона, находящаяся ныне в Ватикане, не может быть явленным в 1579 году образом Богородицы по нескольким причинам. Видимый красочный слой иконы никак нельзя отнести к XVI веку, предположение о том, что икона записана, не имеет оснований (результаты рентгена говорят об отсутствии записей). Существует свидетельство, что явленный в Казани образ никогда не реставрировался, сохранялся в киоте под слюдой и находился в Казанском девичьем монастыре до его святотатственной кражи в 1904 году… Размер иконы, находящийся в Ватикане больше размера явленного образа».

Однако вопрос о возврате иконы не угас. Доказательства о не подлинности Казанской иконы, хронящийся в Ватикане нисколько не смущает руководство Татарстана, как заявила 4 февраля 2001 года заместитель председателя горсовета Людмила Андреева: " Казань готова принять икону Казанской  Божьей Матери, находящуюся в Ватикане… Самое важное для нас - вернуть икону в Казань. Даже если выяснится, что это список, он все равно сможет повлиять на улучшение духовной атмосферы в городе"

23 ноября 2000 года в патриаршей резиденции состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Одним из основных вопросов встречи стал вопрос возвращения Казанской иконы Божией Матери, находящийся в Ватикане. Коментируя встречу Патриарх заявил: Мы коснулись темы Казанской иконы Божией Матери, которая сейчас находится в Ватикане… разные списки Казанской иконы Божией Матери были намоленными списками, перед которыми многие поколения людей молились. Мы за то, чтобы все святыни, которые были вывезены с нашей земли в трудные годы за рубеж, постепенно бы возвращались».

«Мы нашли взаимопонимание в этом вопросе, - сказал Шаймиев. – И если на то будет добрая воля Ватикана, мы надеемся, что наши совместные усилия приведут к желаемому результату».

Таким образом власти Татарстана согласовали вопрос о возврате Казанского образа с Московской Патриархией, договорившись добиваться успешного возвращения списка общими усилиями.

10 января 2001 года Патриарх московский и всея Руси Алексий II прислал в адрес президента Татарстана Минтимера Шаймиева телеграмму в которой отметил, что вопрос возвращения из Ватикана иконы Казанской Божией Матери сохраняет свою актуальность.

В телеграмме, в частности подчеркивается, что в 2005 году столица Татарстана будет отмечать 1000-летие своего основания. «Мы с должным уважением относимся к грядущему юбилею, хорошо понимая, что новый импульс, данный решению вопроса о возвращении святыни, связан с желанием жителей Казани поклоняться иконе в ее исконном месте», - заявил Патриарх.

В перспективе рассматривается будущая встреча между святейшим Алексием II и президентом Татарстана М. Шаймиевым, на которой будет обсуждаться стратегия переговоров с Ватиканом о возврате Казанской иконы.

По поручению и одобрению
Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
ответ подготовил Николай Дьяков.