Персоналии «И»

  Количество просмотров

Николай Иванович Ивановский (1840 — 1913), доктор богословия, профессор Казанской духовной академии

Родился в 1840 году в Архангельской губернии.

В 1861 году окончил Архангельскую духовную семинарию, в 1865 году — Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия.

С 9 октября 1865 года — бакалавр Казанской духовной академии по кафедре истории и обличения раскола.

9 октября 1867 года утверждён в учёной степени магистра. С 3 мая 1869 года — экстраординарный профессор.

С 1871 года вёл публичные собеседования со старообрядцами. Многократно ездил для собеседования в раскольнические местности Казанской епархии, равно как и за пределы этой епархии в 1882 г. — в Саратов, в 1887-89 и 1891-92 гг. — в Нижний Новгород, в 1888 и 1889 гг. в — Петербург.

С 1873 года преподавал учение о расколе в Казанской духовной семинарии.

С 1875 года состоял членом комиссии по описанию рукописей Соловецкого монастыря.

12 июня 1883 года удостоен степени доктора богословия, а 19 августа того же года утверждён в ней.

С 7 октября по 7 ноября 1883 года — ординарный, с 10 декабря 1890 года — заслуженный ординарный профессор академии.

С 17 марта 1896 года сверхштатный заслуженный ординарный профессор той же академии.

Скончался 25 октября 1913 года. Погребён на Арском кладбище г. Казани.

Сочинения

  • «Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола», Ч. 1. История раскола. Казань, 1866.
  • «О рябиновщине» , 1867 г., т. II
  • «О протопопе Аввакуме», 1869 г., т. II
  • «О случайных старообрядческих архиереях ХVIII в.», 1873 г., т. I
  • «О главных сектах беспоповщины», 1873 г., т. III
  • «О таинстве св. причащения по учению беспоповцев», 1871 г., т. I
  • «Книга об антихристе и о прочих действах, иже при нем быти хотящих» (Каз. 1872; 2 изд. 1892)
  • «По поводу признания раскольнических браков», 1875 г., т. I
  • «О новых законах относительно раскольников», 1883 г., т. III
  • «Критический разбор учения не приемлющих священства старообрядцев о церкви и таинствах» (Докторская диссертация. Казань, 1883)
  • «Обличение раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических» Ч. 2-3. Казань, 1887
  • «Проскинитарий Арсения Суханова» («Правосл. Палестинский Сборник», вып. 21, СПб. 1889)
  • В первой части «Руководства по истории и обличению старообрядческого раскола» Николай Иванович определяет раскол как обрядоверие, и старается проследить возникновение и развитие на Руси привязанности к обряду и букве; главную причину противодействия Никоновским исправлениям он усматривает в личных неудовольствиях московских протопопов против сурового патриарха, упуская из виду общеисторические основы раскола, равно как и то, что обвинению в обрядоверии могут подлежать не одни сторонники старины, но и сами исправители, особенно из греков.

Литература

  • Ф. Б., Памяти профессора Н. И. Ивановского // Церковные ведомости, 1913, № 48 (прибавления), с. 2242 — 2248.

Использованные материалы

  • Владимир Сорокин, прот. «Исповедник», церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова) // СПб: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005, с. 571.
  • Николай Иванович Ивановский, Большая биографическая энциклопедия со ссылкой на Брокгауза и Ефрона: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/44069/%D0%98%D0...%B9
Вернуться к списку

Последние добавления