Вопросы принимаются в новом разделе сайта →
Вопросы принимаются в новом разделе сайта →
Спрашивает: Геннадий
Отвечает:
Уважаемый Геннадий!
Тяжко грешат против первой заповеди Божией те, кто держится суеверия. Преподобный Амвросий Оптинский говорил о том, что если человек верит в приметы, то они начинают сбываться, если же на них не обращать никакого внимания и надеяться только на помощь Божию, то никакая вражья сила не сможет нам повредить. Ведь вера в приметы – это выражение человеческого малодушия и сомнения в том, что Бог всегда заботиться о нас. Веря в приметы, человек начинает всю свою жизнь строить в соответствии с ними, забывая о заповедях Божиих, тем самым, удаляя себя от Бога.
Суеверие можно охарактеризовать как веру в пустое, суетное, сиюминутное – как доверие тому, что недостойно доверия. От суеверия рождается безверие. Суеверия уводят человека с пути спасения. Человек верит не в Промысл Божий, а в приметы.
Святые отцы и учители Церкви часто предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Православный человек не должен быть суеверным. Суть нашей веры – доверие Богу: открывая Ему свои сердца, мы твердо веруем, что Он ведет нас прямым путем, путем свободным от какой-либо двойственности, от механистических, магических закономерностей. «Где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3, 17) – эту свободу нам и дает вера, суеверие же лишает нас ее, порабощая «стихиям мира» (Кол.2,8), порабощая праху. Поэтому вера и суеверие несовместимы – нельзя служить двум господам, свободе и рабству. Эта проблема шире, чем «черная кошка» или «пустые ведра»: речь о том, что каждый из нас стоит перед выбором: либо жизнь по Евангелию, либо по закону греха, возмездие за который – смерть (Рим.6, 23). Третьего не дано.
Многие говорят: "Но ведь нередко суеверия сбываются". Факты сами по себе мало что значат – важна их трактовка: «чистому все чисто» (Тит. 1,15), а пораженный грехом и не имеющий доверия Богу обманывается своим «Я» и видит «закономерности» там, где их нет. Беда в том, что эти закономерности востребованы – человеку страшна Библейская картина миробытия: Сотворение мира, долгий путь к спасению, Благовестие, Искупление, Церковь, Второе Пришествие и Страшный Суд – все это пугает. Мы боимся ответственности за свою вечную жизнь, той ответственности, что идет рука об руку с Евангелием. Нам хочется чего-нибудь попроще, такого, что щадило бы греховное «Я». Проще уцепиться за эти «закономерности», нежели жить по Христу.
Как оградиться от суеверий? Суеверия – тьма. Тьма есть недостаток света. Соответственно, свет рассеивает тьму – подобно этому и суеверия разрушаются истинной верой, которая есть доверие Богу, и настоящим благочестием. Если мы Ему доверяем, то мало того, что нам ничто не вредит – наоборот: «любящим Бога, призванным по Его произволению, все способствует ко благу» (Рим.8,28).
Все – и радости и скорби, и прибыток и лишения, и здоровье и болезнь. Все! Это доверие свидетельствует о любви к Богу, а «совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин.4,18). Не надо «ограждаться» от суеверий – не надо бороться с тьмой: надо просто «включить» евангельский свет и тьма суеверий исчезнет сама собой. Однако, это труд…
От начала Церковь ограждается ей: Крест – хранитель всей Вселенной.
Многие задаются вопросом: "Как не обращать внимания на суеверия? Умом понимаешь, а внутри–то, в душе, все равно страшно…". «Совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин.4,18): надо стремиться к совершенству в вере, учиться доверять Богу и тогда все встанет на свои места. Благодать и вера – лучшее лекарство от болезни страха.
Если мы верим суевериям, то мы – язычники. Мы, христиане, должны помнить о силе Креста Господня – Хранителя Вселенной, чтобы не было так, что крестное знамение для нас второстепенно, а вот подкова над дверью или кошка черная имеет большое значение. Если мы христиане, то должны помнить, что христианину не страшны вещи и намного более опасные, чем просыпанная соль или черная кошка: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19)
Что же касается о причине возникновения суеверия по поводу празднования сорокалетия, то приведем рассказ одного православного христианина: "Лет 15 назад, в болотах Мещеры я повстречал старуху, которая, как и я, собирала по кромке озера грибы. Дождь шел. Такой, какой напополам со светом. Ну, а встречный в безлюдных краях - дело серьезное. Поэтому присели с ней, разговорились, пожевать что-то вытащили. И жалуется мне эта бабуля на молодежь. Мол, совсем совесть потеряли - "лонись Танька моя сорок лет гуляат. А ить нельзя - грех". Я и сам еще относительно молодой - спрашиваю: "А почему грех-то". Старуха пожевала-пожевала, а потом говорит. "Ну, а как жа - ить эта ж то жа, што сорок ден по покойнику". Вот и весь рассказ".
Теперь Вы понимаете откуда берутся различного суеверия!
Как Вы правильно сказали, всегда нужно праздновать дни рождения – в норме, не переходить планку нравственности, приличия. Лучше отметить свой день рождения церковно: прийти в храм, помолиться, заказать благодарственный молебен, поблагодарить Бога за то, что Он сохранил нас до этого времени. Хорошо было бы причаститься, побывать на службе. А потом – совсем немного посидеть с друзьями или родственниками за столом. А предаваться излишествам, конечно, нельзя.
Итак, суеверия происходят от стремления человека всему дать объяснение, во всем установить связь, от самонадеянности и своеволия, от принятия ложного за истинное.
Пусть Ваши приятели исходя из вышесказанного сделают для себя вывод.
Да сохранит нас Господь от всех видов суеверия!
Ответ на этот вопрос прочитали 459 посетителей
Вопросы принимаются в новом разделе сайта →