Вопрос духовенству Татарстанской митрополии

На этой странице сайта Вы можете задать любой вопрос, связанный с Православием или Казанской епархией. Обращаем Ваше внимание на то, что редакция сайта не считает обязательным давать ответы на вопросы, носящие провокационный характер. Необходимо также помнить, что вопросы личного, духовного характера, лучше решать в непосредственном общении со священником.

На вопросы отвечают священнослужители Татарстанской митрополии. Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее. 

Дата: 
27.07.2014 13:19:58

Что делать тем родителям, которых врачи насильно заставляют делась аборт?

Спрашивает: Татьяна, Белгород

Отвечает: протоиерей Валерий Каранаев

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, что делать тем родителям, которых врачи насильно заставляют делась аборт, мотивируя это тем, что ребенок неизлечимо болен, например, даунизмом, угрожая в противном случае не оказывать помощи и наблюдения до родов и во время родов, говоря при этом, что все равно почти всегда родители отказываются от таких детей. Спасибо за ответ.

Здравствуйте, Татьяна. В вопросе выбора каждый человек является свободным. Даже Господь не насилует волю человека, а тем более, никто из людей не имеет права за другого принимать ответственные решения. Выбор между жизнью и смертью более чем просто ответственное решение.

Попытки людей поставить себя на место Бога, по своему произволу изменяя и «улучшая» Его творение, могут принести человечеству новые тяготы и страдания. Церковь исходит из основанных на Божественном Откровении представлений о жизни как бесценном даре Божием, о неотъемлемой свободе и богоподобном достоинстве человеческой личности, призванной «к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3. 14), к достижению совершенства Небесного Отца (Мф. 5. 48) и к обожению, то есть причастию Божеского естества (2 Пет. 1. 4). С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно.

«Я образовал тебя во чреве... и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1. 5- 6), – сказал Господь пророку Иеремии. «Не убивай ребенка, причиняя выкидыш», – это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в «Учении двенадцати апостолов» одном из древнейших памятников христианской письменности. «Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо... зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь», – писал апологет II века Афинагор. «Тот, кто будет человеком, уже человек», – утверждал Тертуллиан на рубеже II и III веков. «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит суждению смертоубийства... Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы», – сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Собора. При этом святой Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: «У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного». Святитель Иоанн Златоуст называл делающих аборт «худшими, нежели убийцы».

Церковь почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются нарождённые дети. Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь.

По поводу всевозможного разнообразия видов заболеваний, в том числе и даунизма, у будущих детей мы должны руководствоваться словами Господа о невозможности следовать за Христом тем, кто не несёт своего креста. Жизнь свою и будущего ребёнка лучше вручить в руки Божии. Чаще прибегать к таинствам Покаяния и Причащения. В деле поддержки и укрепления необходимо общаться напрямую с духовником. Не следует также не принимать во внимание возможность наличия врачебных ошибок даже при современной диагностике. 

Одним из многочисленных достойных примеров для подражания может служить случай воспитания ребёнка с заболеванием синдрома Дауна известной актрисой Эвелиной Блёданс.

В заключении, можно привести толкование Зонара на 15-е правило Гангрского Собора:

«И звери своих детей питают и охраняют и подвергаются опасностям за них. А если звери относятся так к своему порождению, то на сколько более должны иметь попечение о своих детях и заботится о них те, которые почтены разумом».

Ответ на этот вопрос прочитали 662 посетителей


Вернуться к списку вопросов Найти ответ Задать свой вопрос