Вопрос духовенству Татарстанской митрополии

На этой странице сайта Вы можете задать любой вопрос, связанный с Православием или Казанской епархией. Обращаем Ваше внимание на то, что редакция сайта не считает обязательным давать ответы на вопросы, носящие провокационный характер. Необходимо также помнить, что вопросы личного, духовного характера, лучше решать в непосредственном общении со священником.

На вопросы отвечают священнослужители Татарстанской митрополии. Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее. 

Дата: 
13.11.2014 21:47:28

Не могу со вниманием вычитывать полное молитвенное правило. Что делать?

Спрашивает: Читатель сайта

Отвечает: иеромонах Амвросий (Горновский)

Здравствуйте, батюшка! Как научиться молитве? Не могу со вниманием вычитывать полное правило утром и вечером, заменить ли коротким правилом преподобного Серафима Саровского? В храм хожу уже несколько лет.

Молитва по слову святых отцов является самым тяжелым трудом и самым изощренным искусством. Учиться ей возможно всю жизнь, постепенно приходя все в более совершенное состояние и умение. Не следует полагать, что за несколько лет можно освоить молитву в совершенстве. В ней не может быть предела к совершенствованию, потому что речь идет о приближении души человека к Богу. Чем человек ближе к Нему, тем чище и благодатнее его молитва.

Более того. В земной жизни молитва является для нас подвигом и духовным деланием, благодаря которому мы глубже познаем себя, свои немощи и грехи, стяжаем смирение и мир. Это труд и он необходим всем нам. Чистая умная молитва дается как дар Божий и награда лишь тем, кто уже прошел этот долгий путь и находится на пороге блаженной вечности. Дать его человеку неготовому означало бы повергнуть его в прелесть и сбить с пути истинного. Поэтому святоотеческий духовный опыт строго предостерегает от малейших стремлений к приятным ощущениям в молитве.

Вставая на молитву необходимо стараться держаться трех вещей - это внимание (следование умом за словами молитвы), благоговение перед Господом и смирение. А последнее означает, что нужно быть готовым к тому, что молитва будет трудной, утомительной. Однако это нисколько не означает, что она бесплодная, наоборот - чем больше труда за наверно на молитву, тем больше духовной пользы она принесет.

Вы должны сами вместе со своим духовником определить для себя размер молитвенного правила, чтобы он не был слишком легким и пустым с одной стороны, но и не превращался в слишком утомительный и раздражительный труд - с другой.

Иногда у святых отцов встречается совет соблюдать время молитвы, а не количество молитв. Отведите на молитву определенное время, например 20 минут, и молитесь спокойно в течение этого времени, не стараясь во что бы то ни стало успеть прочитать все правило, сосредотачиваясь на каждом слове молитвы. Перед молитвой также необходимо настроить себя на нее. Для этого отцы советуют посидеть или постоять немного в полном молчании ума, благоговейно ощущая себя перед самим Господом. Начинать молитву неспешно, не проскакивая уже привычные и какбы «замылившиеся» короткие молитвословия. Нужно также помнить, что отцы считали бесплодной ту молитву, в которой не потрудилось тело.

Для более подробного ознакомления со всем святоотеческим опытом молитвы очень советую Вам читать святителя Игнатия Брянчанинова - его живой язык развеет все ваши сомнения и дополнит ваш опыт мудростью святых отцов. Помоги Вам Господь!

Ответ на этот вопрос прочитали 362 посетителей


Вернуться к списку вопросов Найти ответ Задать свой вопрос