Вопрос духовенству Татарстанской митрополии

На этой странице сайта Вы можете задать любой вопрос, связанный с Православием или Казанской епархией. Обращаем Ваше внимание на то, что редакция сайта не считает обязательным давать ответы на вопросы, носящие провокационный характер. Необходимо также помнить, что вопросы личного, духовного характера, лучше решать в непосредственном общении со священником.

На вопросы отвечают священнослужители Татарстанской митрополии. Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее. 

Дата: 
15.12.2014 12:40:10

По каким причинам человек становиться одержимым бесом?

Спрашивает: Мария, Наб.Челны

Отвечает: протоиерей Валерий Каранаев

Здравствуйте! По каким причинам человек становиться одержимым бесом? Кто может это определить? Как это может проявляться? Какие бесы вселяются в человека и почему уже невозможно от них избавиться, даже ведя церковную жизнь. Почему священникам не разрешается изгонять беса? И как такому человеку жить, он представляет какую-то угрозу для себя, семьи, других людей? Ответьте, пожалуйста, я в смятении.

Здравствуйте, Мария!

«... Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб»(2 Петр. 2:19) «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь ...» (Рим. 6:16)

О том каким образом бес может получить доступ в душу человека мы можем найти указания в Священном Писаниии, в трудах святых отцов Церкви и великих христианских подвижников благочестия. Каждое забвение Бога, в чем бы оно ни проявлялось, каждое произвольное нарушение заповедей Божиих, сколь бы маловажным оно не казалось, всякий проступок против совести, этого голоса Божия в душе человека, уже открывает бесу доступ в его душу. Особенно же любезны бесу греховные страсти, то есть часто-повторяющиеся грехопадения, которые вошли у человека в привычку, стали как бы его второй природой.

«Гордость – демон», говорит наш великий праведник святой Иоанн Кронштадтский: «злоба – тот же демон; зависть – тот же демон; мерзость блудная – тот же демон; насильная хула – тот же демон; насильное сомнение в истине – тот же демон; уныние – демон; различны страсти, а действует во всех один сатана; различны страсти, а вместе – лай сатанинский на различные лады, и человек бывает одно – один дух с сатаной» (Моя Жизнь во Христе т.2, стр.6).

Ведь в чем заключается сущность беснования как не в противлении Богу и Его Божественному Закону? А виды и внешние формы беснования могут быть различными: от самых страшных и буйных – до самых малозаметных и искусно укрывающихся, иногда даже разными благовидностями, от невнимательного взора.

«Бесы, вселяясь в человека, - говорит наставник духовной жизни святитель Феофан Вышенский, - не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научая своего хозяина всякому злу, и отклоняя от всякого добра: так, что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего».

Игумен Никон Воробьев выражает мысль: «Не бойтесь. Дьявол не то делает, что хотел бы, а лишь то, что ему дозволит Господь. Насильно, против воли человека, дьявол не может повредить никому. Только тот подпадает власти дьявола, кто сам сознательно подает ему руку. А кто сопротивляется ему, кто призывает на помощь Господа Иисуса Христа, тот безопасен, тому искушения бесовские могут пойти даже на пользу...»

Святитель Игнатий (Брянчанинов) наставляет в одном из писем: «Поминайте в молитвах Ваших болящую Д., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется... В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии... Мы помним, что апостол Павел свидетельствовал: "И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился" (2 Кор. 12:7). Гораздо маловажнее (менее опасно) беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу».

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Между тем обременение демоном нисколько не жестоко, потому что демон совершенно не может ввергнуть в геенну, но если мы бодрствуем, то это искушение принесет нам блестящие и славные венцы, когда мы будем с благодарностью переносить такие нападения».

Очень назидательным в этом отношении является разговор послушника с известным старцем, протоиереем Алексием Зарайским, о его бесноватой служанке. «Я спрашивал о. Алексия, почему он не выгонит из нее беса, и он мне отвечал: почему он может знать, что на то есть воля Божия? Она причащается Св. Таин, и если это нужно, то Христос, ею принимаемый, Сам силен изгнать его; а если ей это служит крестом очистительным, то для чего же изгонять его?»

Человеку, одержимому бесом, необходимо вести полноценную христианскую жизнь, молиться дома, посещать богослужения, регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн. Также по благословению духовника было бы не лишним посещение разного рода святых мест. Таким образом исключать возможности бесу иметь место в душе человека.

И не только там, где есть святыня, но и в любом месте благочестиво живущий человек, смиренно сознающий свою немощь, живущий христианской жизнью, получит в нужное время исцеление, если он одержим бесами. Получит — потому что милосердию Божию нет предела и если душе человека полезно исцелиться от одержимости, тогда это исцеление произойдет. Если же человеку нет от этого пользы, если образ жизни человека погибельный, или, как бывает, человек долгое время, будучи одержимым, живет христианской жизнью, а по исцелении забывает об этом, то Господь повествует о таком случае: когда демон выйдет из человека и, вновь возвращаясь, увидит пустым этого человека, то он, взяв других, более злейших, чем он сам, бесов, вновь поселяется в этого человека и, как говорит Господь, последнее бывает этому человеку хуже, нежели первое» (Мф. 12:43-45).

Одержимость страстями и есть беснование. Искоренить страсть – это и значит изгнать мучающего беса. Тем, кто хочет работать Господу нашему Иисусу Христу и только Ему Одному, необходимо вооружиться терпением, помня Его наставление: «В терпении вашем стяжите души ваши!» (Лк. 21:19) и другое: «Претерпевый до конца, той спасен будет» (Мк. 13:13). По мнению игумена Никона Воробьева: «Земная жизнь и дана человеку для того, чтобы он здесь избрал свободно или Бога, или дьявола. Будущая жизнь потому и зависит от здешней, что работавшие всю жизнь греху и дьяволу, будут с ним и по смерти навеки. А те, кто всю жизнь тянулся к Господу, хотя временами и падал, после смерти будут с Господом в вечном блаженстве».

Ответ на вопрос, почему священникам не разрешается изгонять беса, Вы можете найти на нашем сайте (вопрос об экзорцизме). Ваш вопрос в целом является многогранным, здесь мы рассмотрели отчасти некоторые из них. Более подробную информацию вы можете почерпнуть перейдя по следующей ссылке: http://boguslava.ru/viewtopic.php?id=413.

Поздравляю Вас с наступающими Рождеством и Новолетием благости Божией!

Ответ на этот вопрос прочитали 1396 посетителей


Вернуться к списку вопросов Найти ответ Задать свой вопрос