Вопрос духовенству Татарстанской митрополии

На этой странице сайта Вы можете задать любой вопрос, связанный с Православием или Казанской епархией. Обращаем Ваше внимание на то, что редакция сайта не считает обязательным давать ответы на вопросы, носящие провокационный характер. Необходимо также помнить, что вопросы личного, духовного характера, лучше решать в непосредственном общении со священником.

На вопросы отвечают священнослужители Татарстанской митрополии. Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее. 

Дата: 
10.01.2015 10:05:20

Что такое клятвопреступление и отлучают ли за него от Причастия?

Спрашивает: Читатель, г. Казань

Отвечает: иерей Сергий Шкуро

Я читал, что раньше за клятвопреступление отлучали от Причастия на много лет. А что такое клятвопреступление? Например, я поклялся перед иконой (дома) и не сдержал клятву – это клятвопреступление? Тогда что мне делать?

Здравствуйте, уважаемый наш читатель!

Клятвопреступление – нарушение данного обещания, скреплённого торжественной клятвой, присягой (в таком случае речь идёт о лжи под присягой) либо поручительством третьего лица, призванного в качестве свидетеля клятвы. Осуждается как один из наиболее постыдных видов лжи.

Да, действительно, ряд канонов из Книги Правил, предусматривающих то или иное прещение за нарушение клятвы.

Например, 25-е Апостольское правило, повелевающее извергать клириков-клятвопреступников из священного сана. Мирянину клятвопреступнику запрещается причастие на 10 лет (64 правило свт. Василия Великого), невольно преступившему клятву на 6 лет (82 правило свт. Василия Великого). Кроме того вопрос о клятвопреступлении в различных обстоятельствах рассматривается в правилах Трульского собора 94, свт. Василия Великого 10, 17, 29).

Канон свт. Василия Великого, касающиеся клятвопреступления мирян гласит: (обратимся к тексту 82-го правила):

«Что касается до преступивших клятву, аще по насилию и по нужде преступили оную, подлежат менее тяжким наказаниям, и по шести летах могут быти совершенно приняты. Без нужды же предавшие веру свою, два лета да будут плачущими, и два слушающими, в пятое да молятся с припадающими, и еще на два лета да будут приняты к общению в молитве, без причащения, и тако показав достойное покаяние, наконец возведутся к приобщению Тела Господня».

Под «достойным покаянием» понимается само по себе прохождение кающимся различных «степеней» епитимьи – многолетнее пребывание в различных «чинах» кающихся.

Для сравнения – за грех прелюбодеяния свт. Василий налагает пятнадцатилетнюю епитимью, за убийство – двадцать лет.

Согласно понятию «клятвопреступление», нарушенная клятва, данная перед иконой (дома), клятвопреступлением не является. Клятва, нарушенная в подобного рода обстоятельствах, является нарушением обещания, данного Богу и правила перечисленные выше к ней не относятся.

Наказанием (епитимией) в данном случае может быть/не быть и отлучение от Святого Причастия. Этот вопрос решается с Вашим духовником. В наши дни от причастия отлучают тех, кто находится в Церкви и кто дорожит причастием как Таинством.

Епитимия (наказание, научение, вразумление, наставление) – это не только наказание, а духовное лекарство, средство борьбы со страстями. Она назначается для помощи кающемуся в борьбе с грехом, искоренения навыка греха, для уврачевания ран, оставленных грехом в душе. Она помогает согрешившему обрести силы для истинного покаяния и духовно возродиться.

Будьте внимательнее к себе и осторожнее в вопросах обещаний (см. послание ап. Иакова 5:12, Евангелие от Матфея 5:35-37).

Храни Вас Господи.

Ответ на этот вопрос прочитали 3785 посетителей


Вернуться к списку вопросов Найти ответ Задать свой вопрос