Вопрос духовенству Татарстанской митрополии

На этой странице сайта Вы можете задать любой вопрос, связанный с Православием или Казанской епархией. Обращаем Ваше внимание на то, что редакция сайта не считает обязательным давать ответы на вопросы, носящие провокационный характер. Необходимо также помнить, что вопросы личного, духовного характера, лучше решать в непосредственном общении со священником.

На вопросы отвечают священнослужители Татарстанской митрополии. Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее. 

Дата: 
20.10.2015 1:32:00

Как часто нужно ходить на службу недавно воцерковившемуся человеку?

Спрашивает: Читатель

Отвечает: протоиерей Александр Андриевский

Как часто нужно ходить на службу недавно воцерковившемуся человеку? Как себя вести с ним верующим родственникам, что объяснить, как научить?

Воцерковленным обычно считают человека, который устраивает свою жизнь, согласуясь с уставом Православной Церкви: еженедельно участвует в храмовом богослужении, молится утром и вечером, держит посты, почитает праздники, читает Священное Писание с толкованием святых отцов и другую душеполезную литературу, регулярно исповедуется и причащается.

Конечно, кто-то придерживается этих правил более строго, кто-то – менее… Многое зависит от времени, которым располагает человек, от его духовных и физических сил. Вся трудность в данном вопросе заключается именно в том, чтобы определить для себя, насколько я лично могу соответствовать этим требованиям, насколько могу осуществить этот идеал в своей жизни.

На этом пути человека подстерегают две крайности, каждая из которых по-своему опасна. С одной стороны человек может решить, что Церковь важнее всего и начнет приносить в жертву церковным канонам свое, например, здоровье, постясь строго по уставу невзирая на болезнь; или отношения с женой (мужем), уклоняясь от интимных отношений по постным дням, которых в Церкви немало; или избегая общения с друзьями и родственниками, чтобы читать Писание, а не пустословить. Примеров может быть множество, но суть одна – на церковном языке такое поведение называется «ревностью не по разуму». 

Опасность здесь в том, что когда человек не стяжал еще добродетель смирения, не видит своих грехов во всей их гнусности и безобразии, строгое исполнение церковного устава, чревато развитием у такого - духовной гордости, чувства превосходства над другими, осуждения ближних. Закончится это может так называемым «впадением в прелесть», то есть таким состоянием, когда человек мнит себя подвижником благочестия, святым, прозорливцем и т.п. У таких людей часто бывают бесовские наваждения, которые принимаются за явления ангелов, святых, Богородицы и самого Христа. Человек становится игрушкой в руках бесов, что явно отрицательно сказывается на его психическом и умственном состоянии.

С другой стороны, что бывает гораздо чаще, люди оправдывают свое неисполнение церковного устава, немощностью, отсутствием времени, заботой о семье, тяжелой работой и т.д. Хотя под этими, достаточно обоснованными, причинами может скрываться на самом деле, лень, расслабленность, отсутствие мужественности и принципиальности. Такой самообман приводит к холодности и безразличию в вопросах веры, легкомысленному отношению к грехам и наконец, к угашению духа. Человек все реже ходит в храм, тяготится своими религиозными обязанностями: чтение духовной литературы делается скучным, стояние на службе кажется бессмысленным, посты становятся в лучшем случае диетой. Человек номинально считает себя православным, но по его жизни этого совершенно не видно.

Путь истинного православного благочестия – это «царский путь» между этими двумя крайностями. Но понять, как следует поступать в каждой конкретной ситуации, бывает сложно не только для новоначальных, но и для прихожан «со стажем». Идеальной в таких случаях бывает помощь опытного духовника. Но поскольку найти такого бывает крайне сложно, родственники могут попытаться помочь человеку на его духовном поприще. 

Главное, на мой взгляд, в таких случаях принцип «не навреди». Не знаешь, что сказать – лучше промолчи, чтобы потом не жалеть. Если говорить, то без гнева и раздражительности, иначе получиться только ссора. Возможно, лучше посоветовать почитать соответствующую духовную литературу, чем полагаться на собственное красноречие, тем более, что родственники редко бывают авторитетом друг для друга.

Из литературы, для первого случая можно порекомендовать религиозно-просветительские труды митрополита Антония Сурожского, протоиерея Иоанна Мейендорфа, диакона Андрея Кураева. Для второго случая, подойдет любая душеполезная литература – проповеди, поучения, патерики (различные истории из жизни пустынников) и т.д. 

И, конечно же, самая большая помощь со стороны верующих родственников – это молитва за человека, вступившего на поприще духовной борьбы. Молитва о том, чтобы Господь «имиже весть судьбами» направил его на правый путь и уберег от искушений.

Ответ на этот вопрос прочитали 1527 посетителей


Вернуться к списку вопросов Найти ответ Задать свой вопрос